Гр.дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<данные изъяты> городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Астраханцевой Е.Ю.,
при секретаре ФИО2,
с участием:
представителя истца - старшего помощника прокурора <адрес> края ФИО3,
представителя ответчика ООО УК «ФИО9» - ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО УК «ФИО10» о признании незаконным бездействия по необеспечению права осуществлять расчеты за энергетические ресурсы на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, потребленных и определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к ООО УК «ФИО11» о признании незаконным бездействия по необеспечению права осуществлять расчеты за энергетические ресурсы на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, потребленных и определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, ссылаясь на то, что по обращению граждан прокуратурой была проведена проверка соблюдения жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что граждане ФИО4 и ФИО5 неоднократно обращались в ООО УК «ФИО12» с заявками на ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета потребленных ресурсов, однако ответчиком ООО УК «ФИО13» не принимаются меры по своевременному исполнению указанных заявок граждан, плата за потребляемые ими ресурсы начисляется согласно нормативам потребления. Ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета потребленных ресурсов в квартирах граждан ФИО4 и ФИО5 был произведен только после внесения прокурором <адрес> представления в адрес ООО УК «ФИО14» с требованием об устранении нарушений. Кроме того, выборочной проверкой журнала заявок на введение в эксплуатацию приборов учета установлено, что имеются заявки, не исполненные с января 2013 года по июнь 2013 года. Просит суд: признать незаконным бездействие ООО УК «ФИО15» по не обеспечению собственникам квартир в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО УК «ФИО16», права осуществлять расчеты за энергетические ресурсы на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, потребленных и определенных при помощи учета используемых энергетических ресурсов, возложить обязанность на ООО УК «ФИО17» обеспечить право собственникам квартир в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО УК «ФИО18», осуществлять расчеты за энергетические ресурсы на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, потребленных и определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, путем принятия в эксплуатацию приборов учета в установленные законом сроки.
Представитель истца старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании исковые требования продержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснила, что заявления о невыполнении заявок на ввод в эксплуатацию приборов учета поступают от граждан до сих пор.
Представитель ответчика ООО УК «ФИО19» ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования прокурора <адрес> не признал, пояснил, что в связи в введением в эксплуатацию большого количества жилых домов, сотрудники ООО УК «ФИО20» физически не успевали выполнить все заявки на опломбировку приборов учета. В настоящее время все заявки выполнены.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми установлено следующее:
- п.2: «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); «ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);
- п.13: предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
- п.п.,«у» п.31: исполнитель обязан: осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству РФ об обеспечении единства измерений, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;
- пп. «з, и» п.33: потребитель имеет право: принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений; требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений;
- пп.«г» п.35: потребитель не вправе: самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета;
- п.80: учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений;
- п.81: оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний веденного в эксплуатацию прибора учета.
В силу пп.«а» п.17 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
Пунктами 2, 5, 9 ст.13 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Как установлено в судебном заседании ООО УК «ФИО21» является исполнителем коммунальных услуг, то есть предоставляет коммунальные услуги потребителям-гражданам, рассчитывает размер и взимает с граждан плату за предоставленные коммунальные услуги, вследствие чего в соответствии с вышеуказанными положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (п.п. «у» п.31, п.81) обязано принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета, а также осуществлять их ввод в эксплуатацию и осуществлять расчет размера платы за коммунальные услуги на основании их показаний в установленном порядке.
На основании проведенной в мае 2013 года прокуратурой <адрес> проверки по обращениям граждан ФИО4 и ФИО5 о бездействии ООО УК «ФИО22», выразившемся в неисполнении возложенной законодательством обязанности по вводу в эксплуатацию приборов учета потребляемых ресурсов, установлено, что гражданин ФИО4 в октябре 2012 года установил в принадлежащей ему квартире приборы учета потребляемых ресурсов, после чего неоднократно обращался в ООО УК «ФИО24» с заявками о вводе в эксплуатацию приборов учета. Однако ООО УК «ФИО23» в установленные законом сроки не выполнило свою обязанность по вводу приборов в эксплуатацию. Аналогичная ситуация установлена при проверке обращения гражданина ФИО5, которая установила приборы учета в своей квартире и ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявкой в ООО УК «ФИО25» для опломбирования приборов учета. Плата за коммунальные услуги начислялась указанным гражданам по нормативам. Указанные нарушения были устранены ответчиком ООО УК «ФИО26» лишь после полученного представления прокурора <адрес>, в котором прокурор <адрес> потребовал принять меры к недопущению подобных нарушений, принять незамедлительные меры по введению в эксплуатацию приборов учета в квартирах ФИО4 и ФИО5, а также привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований законодательства, что подтверждается ответом ответчика прокурору <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности работника № от ДД.ММ.ГГГГ, актами ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета ответчиком ООО УК «ФИО27».
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> вновь поступило обращение гражданина ФИО7, из которого также усматривается неисполнение ответчиком ООО УК «ФИО28» обязанности по вводу в эксплуатацию приборов учета, которые она установила в своей квартире. На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ заявка ФИО7, которую она подала ДД.ММ.ГГГГ, не была исполнена.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> была проведена выборочная проверка журнала заявок на введение в эксплуатацию приборов учета, в результате которой установлено наличие неисполненных заявок с января по июнь 2013 года, а именно:
-от ДД.ММ.ГГГГ заявка собственника <адрес>;
-от ДД.ММ.ГГГГ заявка собственника квартиры: № по <адрес>;
-от ДД.ММ.ГГГГ3 года заявка собственника <адрес>;
-от ДД.ММ.ГГГГ3 года заявка собственника <адрес>;
-от ДД.ММ.ГГГГ заявка собственника <адрес>;
-от ДД.ММ.ГГГГ заявка собственника <адрес>;
-от ДД.ММ.ГГГГ заявка собственника <адрес>;
-от ДД.ММ.ГГГГ заявка собственника <адрес>;
-от ДД.ММ.ГГГГ заявка собственника <адрес>;
-от ДД.ММ.ГГГГ заявка собственника <адрес>;
-от ДД.ММ.ГГГГ заявка собственника <адрес>;
-от ДД.ММ.ГГГГ заявка собственника <адрес> ;
-от ДД.ММ.ГГГГ заявка собственника <адрес>;
-от ДД.ММ.ГГГГ заявка собственника <адрес>;
-от ДД.ММ.ГГГГ заявка собственника <адрес>, что подтверждает факт того, что ООО УК «ФИО29» не организована надлежащим образом деятельность по введению в установленный законом срок (не позднее месяца, следующего за датой установки) приборов учета населению <адрес> края.
Доводы представителя ответчика ООО УК «ФИО30» ФИО6 о том, что указанные нарушения в настоящее время устранены, суд не принимает во внимание, так как меры по их устранению были приняты ответчиком ООО УК «ФИО31» только после проведенной проверки прокурора <адрес>, что также усматривается в представленных ответчиком актах от ДД.ММ.ГГГГ, 06-08, 11, ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя ответчика относительно физической невозможности исполнения всех заявок в виду введения в эксплуатацию большого количества жилых домов суд считает необоснованными и ненашедшими своего подтверждения в судебном заседании.
Основной целью опломбирования прибора учета коммунального ресурса является обеспечение достоверного учета потребляемого энергоресурса и недопущение несанкционированного вмешательства в процесс измерения, в чем заинтересован исполнитель – ООО УК «ФИО32». Именно исполнитель коммунальных услуг (совместно с их потребителем) эксплуатируют установленные в жилых помещениях приборы учета, в связи с чем именно они имеют право на введение данных приборов учета в эксплуатацию.
В силу действующего законодательства граждане обязаны оплачивать предоставленные коммунальные услуги исходя из показаний индивидуального прибора учета, который должен быть принят в эксплуатацию управляющей организацией (исполнителем).
Таким образом, пломбировка и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета является текущей деятельностью ООО УК «ФИО33», осуществляемой в силу обязанностей возложенных законом и в своих интересах.
Исходя из вышеизложенного, суд делает вывод о том, что бездействие ответчика ООО УК «ФИО34» нарушает право собственников квартир в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО УК «ФИО35», осуществлять расчеты за энергетические ресурсы на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, потребленных и определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, путем принятия в эксплуатацию приборов учета в установленные законом сроки, в связи с чем бездействие по не обеспечению собственникам квартир в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО УК «ФИО36», права осуществлять расчеты за энергетические ресурсы на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, потребленных и определенных при помощи учета используемых энергетических ресурсов, является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО УК «ФИО37 о признании незаконным бездействия по необеспечению права осуществлять расчеты за энергетические ресурсы на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, потребленных и определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО УК «ФИО38» по не обеспечению собственникам квартир в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО УК «ФИО39», своевременного права осуществлять расчеты за энергетические ресурсы на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, потребленных и определенных при помощи учета используемых энергетических ресурсов.
Возложить обязанность на ООО УК «ФИО40» обеспечить право собственникам квартир в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО УК «ФИО41», своевременно осуществлять расчеты за энергетические ресурсы на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, потребленных и определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, путем принятия в эксплуатацию приборов учета в установленные законом сроки.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме
Председательствующий: Е.Ю. Астраханцева