Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5815/2017 ~ М-5685/2017 от 28.08.2017

Дело № 2-5815/2017

Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2017 года г. Екатеринбург

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре Лоховцевой Е.С., с участием старшего помощника прокурора Кировского района г. Екатеринбурга Туголуковой А.Ю., представителя ответчика Феоктистова К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Североуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов,

установил:

прокурор города Североуральска Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, в обоснование которого указал, что прокуратурой по обращению жителя Североуральского городского округа проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования. В ходе выездной проверки, проведенной совместно с работниками ГКУ СО «Карпинское лесничество», установлен факт несанкционированного складирования твердых бытовых отходов на территории Всеволодского участкового лесничества, участка Всеволодского, квартал 93, выдел 30. Лица, ответственные за несанкционированное складирование твердых бытовых отходов, не установлены.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Указанный земельный участок относится к землям государственного лесного фонда и является федеральной собственностью. Однако в рассматриваемом случае полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) и защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 №1905-ПП, исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Департамент лесного хозяйства Свердловской области. Департамент осуществляет на территории Свердловской области все названные в п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты (подп. 6 пункта 8 Положения). Проведение мероприятий по охране и защите лесов на федеральных земельных участках охватываются полномочиями Департамента. Обнаруженная несанкционированная свалка твердых бытовых отходов расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйствование, поэтому организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, относится к полномочиям Департамента лесного хозяйства Свердловской области.

Несанкционированное складирование твердых бытовых отходов на территории лесного фонда нарушает право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, установленное ст. 42 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

На основании изложенного прокурор города Североуральска Свердловской области просит суд возложить на Департамент лесного хозяйства Свердловской области обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв меры к ликвидации несанкционированного места размещения твердых бытовых отходов путем их сбора, вывоза и утилизации (переработки) в ГКУ СО «Карпинское лесничество» Всеволодского участкового лесничества, участка Всеволодского, квартал 93, выдел 30.

В судебном заседании прокурор Туголукова А.Ю. на удовлетворении исковых требований по основанию, предмету и доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала.

Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области – Феоктистов К.В. в судебном заседании с исковыми требованиям не согласился полностью, в обоснование возражений пояснил, что возложение на представителя публичного собственника обязанности по ликвидации загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков является крайней мерой, применяемой в случае невозможности установления непосредственного причинителя вреда компонентам окружающей среды. Из материалов дела не усматриваются факты, свидетельствующие о проведении после установления незаконного складирования бытовых отходов на территории лесных участков в составе земель государственного лесного фонда розыскных мероприятий, направленных на установление лиц, виновных в нарушении норм природоохранного законодательства, что ведет к невозможности удовлетворения исковых требований. Департамент не является уполномоченным органом по уборке несанкционированных свалок на территории земель лесного фонда. Статьи 54, 55 Лесного кодекса Российской Федерации утратили силу с 01.10.2016. Статья 51 названного кодекса, на которую ссылается истец, в настоящее время регулирует вопросы охраны лесов от пожаров. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах» утратило силу. Как следствие, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия более не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Возложение на Департамент обязанности осуществить ликвидацию свалок бытовых отходов, которая в дальнейшем потребует финансовых затрат, производимых за счет средств федеральных субвенций, приведет к ситуации нецелевого расходования бюджетных средств и фактическому нарушению принципа реальной исполнимости судебного акта, подразумевающему, в том числе законные способы исполнение решения суда. Кроме того, собственником лесных участков в составе земель лесного фонда является Российская Федерация. Полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Территориальное управление Росимущества в Свердловской области. Просит отказать прокурору г. Североуральска в удовлетворении исковых требований к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области в полном объеме.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственное казенное учреждение Свердловской области «Карпинское лесничество», Федеральное агентство лесного хозяйства, ТУ Росимущества Свердловской области, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили, о причинах неявки не сообщили и не просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Третье лицо Федеральное агентство лесного хозяйства представило письменные возражения на иск, в которых указано, что выводы постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П, касающиеся ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленный отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках, сделаны в период действия утратившей силу статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утративших силу Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414. После утраты юридической силы ряда нормативных актов очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия более не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Поскольку ликвидация несанкционированных свалок не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что третьи лица извещено надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Таким образом, прокурор города Североуральска Свердловской области вправе обратиться в суд с рассматриваемым исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено и подтверждается актом проверки (осмотра) от 11.08.2017, составленным помощником прокурора г. Североуральска Богатыревым О.А. с участием сотрудников ГКУ СО «Карпинское лесничество», что на территории Всеволодского участкового лесничества, участка Всеволодского, квартал 93, выдел 30, имеется несанкционированное складирование твердых бытовых отходов, расположенное возле лесной дороги. Проверка проводилась прокуратурой г. Североуральска по обращению Квашниной А.Е. от 03.08.2017, в котором она просила принять меры к очистке леса от захламления, привлечению виновных лиц к ответственности и устранению нарушения.

Согласно выписке № 87-вн из государственного лесного реестра и информации ГКУ СО «Карпинское лесничество» исх. №***, квартал 93 (выдел 30) Всеволодский участка Всеволодского участкового лесничества Карпинского лесничества расположен на землях государственного лесного фонда, входит в состав земельного участка с кадастровым номером ***, относящегося к землям лесного фонда, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, и в настоящее время не предоставлен в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.

В соответствии со свидетельством *** земельный участок с кадастровым номером *** из категории земель лесного фонда, площадью ***. принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** сделана запись регистрации ***.

В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация, как собственник лесных участков, обязана использовать их в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.

Вместе с тем, на основании п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) на указанных землях.

Частью 3 названной статьи установлено, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с пунктами 1, 8 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 № 1905-ПП, Департамент лесного хозяйства Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданные Российской Федерацией государственные полномочия в области лесных отношений, перечисленные в ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - Правила № 837).

В силу пункта 2 названных Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение переданных полномочий, в том числе, на организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 13.10.2015 № 26-П пришел к выводу, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации и относятся к санитарно-оздоровительным мероприятиям, которые осуществляются согласно статье 55 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится, в том числе и очистка лесов от загрязнения, захламления и иного негативного воздействия.

Суд принимает во внимание, что данный вывод сделан Конституционным Судом Российской Федерации в период действия статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, утратившей силу с 01.10.2016. Следовательно, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия в настоящее время не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Не указаны данные полномочия и в пункте 2 Правил № 837.

С вступлением в действие с 01.03.2017 новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации изменилось правовое регулирование охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия.

Статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации, на которую прокурор ссылается в исковом заявлении, в настоящее время регулирует исключительно охрану лесов от пожаров и не устанавливает обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по очистке земель лесного фонда от захламления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, действующие с 06.06.2017. Пункт 2 данных Правил содержит перечень мер санитарной безопасности в лесах, который не включает в себя ликвидацию несанкционированного места размещения твердых бытовых отходов путем их сбора, вывоза и утилизации (переработки).

Следовательно, действующее законодательство не возлагает на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, обязанности по организации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории земель лесного фонда.

Частью 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с частями 2.1, 3 статьи 7 указанного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. К вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Федеральное агентство лесного хозяйства в письме от 20.07.2017 № НК-09-27/10053 сообщило Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о том, что ликвидация несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов в лесах не входит в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами ответчика о том, что возложение на Департамент лесного хозяйства Свердловской области обязанности осуществить ликвидацию свалок бытовых отходов, исполнение которой потребует финансовых затрат, производимых за счет средств субвенций из федерального бюджета, приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и нарушит нормы Лесного кодекса Российской Федерации и природоохранного законодательства, а также ст. 38, ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Суд отмечает, что из материалов дела не усматривается, что по фактам незаконного складирования бытовых отходов на территории лесного участка в составе земель государственного лесного фонда проводились какие-либо проверки и/или мероприятия, направленные на установление лиц, виновных в нарушении норм природоохранного законодательства, что свидетельствует о преждевременности обращения прокурора с рассматриваемым иском.

Учитывая изложенное, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора города Североуральска Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды путем принятия мер к ликвидации несанкционированного места размещения твердых бытовых отходов путем их сбора, вывоза и утилизации (переработки) в ГКУ СО «Карпинское лесничество» Всеволодского участкового лесничества, участка Всеволодского, квартал 93, выдел 30.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░

2-5815/2017 ~ М-5685/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор г. Североуральска
Ответчики
Департамент лесного хозяйства Свердловской области
Другие
ГКУ СО "Карпинское лесничество"
Управление Росимущества по Свердловской области
Федеральное агентство лесного хозяйства
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Войт Анна Валерьевна
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
28.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2017Передача материалов судье
01.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2017Судебное заседание
12.10.2017Судебное заседание
17.11.2017Судебное заседание
20.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2018Дело оформлено
02.10.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее