Дело № 2-1924/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2011 года
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колыванова С.М.,
при секретаре судебного заседания Гавенко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цепковой Елены Михайловны об оспаривании решений и действий органов местного самоуправления городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района,
У С Т А Н О В И Л:
Цепкова Е.М. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с заявлением о признании противоречащими законодательству решения и действия администрации и Совета депутатов городского поселения Загорянский в части, обязывающей членов дачных объединений оплатить межевание улиц и проездов населенного пункта Загорянский, а также оплачивать земельный налог за земли общего пользования и признании недействующим с момента принятия п.9.3.2. Решения Совета депутатов городского поселения Загорянский от 03.05.2007 года №9/па-2007 о ставке земельного налога с 2009 года 0,5% в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для ведения дачного хозяйства. В обоснование заявления указала, что является членом ДСК «Пятилетка», расположенного в пос. Загорянский Щелковского района Московской области. Начиная с 2009 года администрация городского поселения требует, чтобы дачные объединения оформили за свой счет межевые дела на земли общего пользования, занятые улицами и проездами, в то время как улицы и проезды находятся в собственности муниципального образования. Считает, что дачные объединения, находящиеся на территории пос. Загорянский Щелковского района, не владеют землями, занятыми улицами городского поселения, в связи с чем на дачные объединения не может быть возложена обязанность по оплате работ по межеванию. Указала на то, что п.9.3.2. Решения Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района № 9/па-2007 года установлена ставка земельного налога на земельные участки, предоставленные для ведения дачного хозяйства, в размере 0,5%, тогда как ст. 394 НК РФ предусмотрена налоговая ставка, равная 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для ведения дачного хозяйства. Утверждает, что п. 9.3.2 Решения Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района противоречит налоговому законодательству и нарушает права заявителя. Просит заявление удовлетворить.
Заявитель Цепкова Е.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена ( л.д. 94 ). Представитель заявителя Иванов А.Д., действующий на основании доверенности № 5-4862 от 13.10.2009 года, сроком на 3 года ( л.д.21-22 ), требования Цепковой Е.М. полностью поддержал. Пояснил суду, что улицы в пос. Загорянский Щелковского муниципального района Московской области находятся в собственности муниципального образования, за исключением 7 улиц, относящихся к ведению Московской области. Просил удовлетворить требования заявителя Цепковой Е.М. в полном объеме.
Заинтересованное лицо - Глава городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области Озеров Н.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен ( л.д. 96 ). В Щелковский городской суд поступил его отзыв ( л.д. 80-82 ), в котором он просил отказать в удовлетворении требований Цепковой Е.М. Изложенная в отзыве позиция Главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области аналогична позиции представителя администрации городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района.
Заинтересованное лицо - председатель Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Лебедев С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен (л.д. 97). В суд представлен отзыв (л.д. 83-85 ), из которого следует, что принятие решений об установлении, изменении или отмене налогов входит в компетенцию органа местного самоуправления - Совета депутатов городского поселения Загорянский Московской области, а не председателя данного органа. Полагает, что не может быть участником настоящего дела в части предъявленных к нему требований о признании недействующим п.9.3.2 решения Совета депутатов городского поселения Загорянский № 9/па-2007 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения Загорянский». Кроме того, решение Совета депутатов городского поселения Загорянский № 9/па-2007 от 03.05.2007 года «Об установлении земельного налога на территории городского поселения Загорянский» утратило силу с 01.01.2011 года в связи принятием Советом депутатов городского поселения Загорянский № 21/па-2010 от 12.11.2010 года. Просил отказать в удовлетворении требований Цепковой Е.М.
Представитель заинтересованных лиц - администрации городского поселения, Главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района и Совета депутатов городского поселения Загорянский Данилина Т.А., действующая на основании доверенностей ( л.д.55, 88, 89 ), возражала против удовлетворения заявления Цепковой Е.М. Указала, что принятие нормативно-правовых актов по вопросам установления, изменения и отмены местных налогов и сборов является исключительной компетенцией Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района, в связи с чем полагает, что администрация городского поселения Загорянский, его Глава и председатель Совета депутатов городского поселения не могут быть участниками данного судебного разбирательства. Пояснила, что письма Совета депутатов городского поселения Загорянский правлению ДСК «Пятилетка» № 2 от 10.11.2009 года и № 21 от 02.04.2010 года не являются решениями и действиями, которые бы нарушали права заявителя, поскольку адресованы не ей, а ДСК «Пятилетка». Просила также отказать в удовлетворении требований Цепковой Е.М. об обжаловании указанных писем в связи с пропуском трехмесячного срока, установленного гражданским процессуальным законодательством для обжалований действий, бездействия и решений должностных лиц.
Представитель заинтересованного лица - ДСК «Пятилетка» Андреева Ю.В., имеющая право без доверенности действовать от имени Кооператива ( л.д.30, 142 ), также просила отказать в удовлетворении заявления Цепковой Е.М.
Суд, выслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, находит заявление Цепковой Е.М. не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Установлено, что Цепкова Е.М. является членом ДСК «Пятилетка», находящегося в пос. Загорянский Щелковского района Московской области ( л.д. 31-43, 150 ).
10.11.2009 года Советом депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области в адрес председателя Правления ДСК «Пятилетка» направлено письмо исх. № 2, из которого следует, что постановлением Главы Администрации пос. Загорянский № 504/П от 20.12.1992 года ДСК «Пятилетка» переданы земли площадью 66,35 га для ведения дачного хозяйства и садоводства, в том числе и земли общего пользования ( дороги, проезды, проходы ), в связи с чем ДСК «Пятилетка» предложено производить оплату земельного налога за указанные земли общего пользования площадью14,6 га ( л.д.10-11 ).
02.04.2010 года Советом депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района в адрес председателя Правления ДСК «Пятилетка» было направлено повторное письмо с разъяснением о необходимости оплачивать земельный налог за земли общего пользования площадью 14,6 га, принадлежащие Кооперативу на праве постоянного ( бессрочного пользования ) и осуществить межевание земель в границах Кооператива ( л.д. 14-15 ).
Заявитель оспаривает указанные письма Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района как противоречащие законодательству и нарушающие ее права и законные интересы.
Между тем, данное утверждение не соответствует действительности.
Так согласно ст.ст. 1, 19, 28 Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования дачно-строительного кооператива, передаются в собственность такого объединения бесплатно. К имуществу общего пользования, относится имущество ( в том числе земельные участки ), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей ( дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное ).
Статья 19 Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 года возлагает на членов некоммерческого объединения обязанности по несению бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства, а также обязанность своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения, налоги и платежи.
Статья 32 указанного Закона предусматривает, что разработку проекта застройки, межевание земель, занятых некоммерческим объединением, а также дальнейшее обустройство территории осуществляет само некоммерческое объединение за свой счет.
Статья 388 НК РФ устанавливает, что плательщиком земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
ДСК «Пятилетка» земли общего пользования принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, поэтому по смыслу ст. 388 НК РФ указанное дачное некоммерческое объединение является плательщиком земельного налога за земли общего пользования.
Таким образом, предложение Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области провести межевание земель общего пользования ДСК «Пятилетка» и требование об оплате земельного налога за земли общего пользования сами по себе не противоречат нормам законодательства о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан и налоговому законодательству РФ.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органом местного самоуправления является Совет депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области, а не его председатель.
Оба письма исх. № 2 от 10.11.2009 года и исх. № 21 от 02.04.2010 года подготовлены именно Советом депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области.
Следовательно, обжалованию подлежали решения и действия Совета депутатов городского поселения Щелковского муниципального района Московской, как органа местного самоуправления, а не председателя Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района, который в силу ч. 14 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года осуществляет организацию деятельности представительного органа муниципального образования, и не Главы городского поселения, который не подписывал и не направлял в адрес Правления ДСК «Пятилетка» оспариваемых писем.
Кроме того, согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Оспариваемые Цепковой Е.М. письма Совета депутатов городского поселения Загорянский датированы 10.11.2009 года и 02.04.2010 года, тогда как заявитель обратилась в Щелковский городской суд лишь 14.03.2011 года. При этом Цепкова Е.М. не представила доказательств наличия у нее уважительных причин пропуска трехмесячного срока на обжалование решений и действий органов местного самоуправления.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом также не установлено нарушений прав и законных интересов Цепковой Е.М.
Принимая во внимание изложенное, заявление Цепковой Е.М. в части признании противоречащими законодательству решения и действия администрации и Совета депутатов городского поселения Загорянский, обязывающие членов дачных объединений оплатить межевание улиц и проездов в границах ДСК «Пятилетка» населенного пункта Загорянский Щелковского района, а также оплачивать земельный налог за эти улицы и проезды, не подлежит удовлетворению.
Цепкова Е.М. просит суд о признании недействующим с момента принятия п. 9.3.2. Решения Совета депутатов городского поселения Загорянский от 03.05.2007 года № 9/па-2007 о ставке земельного налога с 2009 года 0,5% в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для ведения дачного хозяйства.
В соответствии со ст. ст. 387, 389, 394 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Между тем, в нарушение норм НК РФ пунктами 9.3. и 9.3.2. Решения Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области № 9/па-2007 от 03.05.2007 года «Об установлении земельного налога на территории городского поселения Загорянский» была установлена ставка земельного налога в отношении земель общего пользования дачных некоммерческих объединений граждан в размере 0,5%.
Решением Совета депутатов городского поселения № 21/па-2010 от 12.11.2010 года «Об установлении земельного налога на территории городского поселения Загорянский« решение Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области № 9/па-2007 от 03.05.2007 года признано утратившим силу.
С 01.01.2011 года действует Решение Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области 321/па-2010 от 12.11.2010 года, установившее ставку земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных для ведения дачного хозяйства, в размере 0,3%.
Цепкова Е.М. обратилась в Щелковский городской суд лишь 14.03.2011 года, т.е. на момент предъявления в суд заявления о признании недействующим п. 9.3.2. решения Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области № 9/па-2007 от 03.05.2007 года.
Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.11.2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» судья вправе отказать в принятии заявления, если в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.
С учетом приведенного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.11.2007 года, суд считает возможным отказать Цепковой Е.М. в удовлетворении ее требования о признании недействующим п. 9.3.2. решения Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области №9/па-2007 от 03.05.2007 года, поскольку на момент ее обращения в суд данный нормативно-правовой акт утратил силу, а, следовательно, не мог нарушать прав и законных интересов заявителя.
В силу ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится, в частности, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьи 251, 252 ГПК РФ устанавливают, что к участию в деле об оспаривании нормативно-правового акта подлежит привлечению орган местного самоуправления и должностное лицо, издавшее оспариваемый акт.
Представительным органом городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области является Совет депутатов городского поселения Загорянский, а не председатель Совета депутатов городского поселения Загорянский. Следовательно, Цепковой Е.М. заявление о признании нормативно-правового акта не действующим предъявлено к лицу, которое данный акт не издавало.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Цепковой Елене Михайловне в удовлетворении заявления о признании противоречащими законодательству решения и действия администрации и Совета депутатов городского поселения Загорянский в части обязывающей членов дачных объединений оплатить межевание улиц и проездов населенного пункта Загорянский, а также оплачивать земельный налог за эти улицы и проезды и в удовлетворении заявления о признании недействующим с момента принятия пункт 9.3.2 Решения Совета депутатов городского поселения Загорянский от 03.05.2007 года № 9/па-2007 о ставке земельного налога с 2009 года 0/5 % в отношении земельных участков, предоставленных ( приобретенных ) для ведения дачного хозяйства.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Щелковский городской суд путем подачи кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судья С.М.Колыванов