Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 декабря 2018 года п. Одоев Тульской области
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Романовой И.А.,
при секретаре Архиповой Е.И.,
с участием истца Хлопикова С.А.,
представителя истца Хлопикова С.А. в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ Настасина С.В.,
ответчиков Максименко К.М.. Курдюмова С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-684/2018 по иску Хлопикова Сергея Анатольевича к Максименко Клавдии Михайловне, Курдюмову Сергею Михайловичу о признании результатов межевания недействительными,
установил:
истец Хлопиков С.А. обратился в суд к ответчикам Максименко К.М., Курдюмову С.М. с иском о признании результатов межевания недействительными, указывая, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: № общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>. На данном участке расположен жилой дом, принадлежащий истцу. В связи с выполнением кадастровых работ для уточнения местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 71:16:010513:52 подготовлена схема расположения земельного участка, в ходе чего выявлено, что по сведениям ГКН площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м, при уточнении границ на местности площадь оказалась равной <данные изъяты> кв.м, при том, что оценка расхождения <данные изъяты> кв.м не превышает минимальных норм для данного вида разрешенного использования. Также было выявлено пересечение уточняемых границ с одной из границ земельного участка, сведения о котором содержатся в ГКН, №. Для согласования границ земельного участка с кадастровым номером № со смежными земельными участками было дано объявление в газету «Новая жизнь» от 03.05.2018 г. Собственник смежного земельного участка с кадастровым номером № Максименко К.М. подала заявление о возражении против прохождения границ. В ходе кадастровых работ выявилось, что границы смежного земельного участка с кадастровым номером №, учтенные в ЕГРН, не соответствуют правильному расположению фактических границ на местности. Поэтому имело место пересечение границ участков с кадастровыми номерами №, которое произошло из-за неверного определения координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером № Уточняемый земельный участок фактически используется в границах, которые закреплены на местности с использованием объектов искусственного происхождения – забор, сарай лит. Г3, плана усадебного участка, что отображено в ситуационном плане, включенном в состав приложения к межевому плану.
Собственниками земельного участка с кадастровым номером № являются ответчики Максименко К.М. и Курдюмов С.М., которыми уточнение границ земельного участка было произведено с нарушением прав истца, поскольку не были учтены границы земельного участка истца, на котором расположены забор и сарай лит. Г3, при этом ответчики владение указанным земельным участком Хлопикова С.А. не ограничивали, местоположения забора не изменяли, уточняемый земельный участок фактически используется истцом Хлопиковым С.А. в границах, которые закреплены на местности с использованием объектов искусственного происхождения – забор, сарай лит. Г3 плана усадебного участка, что отображено в ситуационном плане, включенном в состав приложения к межевому плану с ДД.ММ.ГГГГ., а согласование границ земельного участка с кадастровым номером № проводилось без установления границ земельного участка на местности, границы не соответствуют правильному расположению фактических границ на местности. Существование земельного участка в описываемых межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ границ подтверждается также результатами технической инвентаризации домовладения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, договором купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, расположением заборов и других объектов недвижимости. О том, что координаты характерных точек границ при межевании соседнего земельного участка с кадастровым номером №, проведенном по заявлению собственника домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, проходят по территории и строениям, закрепленным природными объектами и объектом искусственного происхождения, существующим на местности более 30 лет, истцу известно не было. Истец считает, что межевой план, изготовленный кадастровым инженером в отношении принадлежащего ответчику земельного участка не соответствует требованиям законодательства, поскольку при уточнении границ земельного участка их местоположение не было определено исходя из границы, существующей на местности, согласование местоположения границ указанного земельного участка с истцом, обладающим смежным земельным участком, производилось не должным образом – истец полагал, что границы смежного земельного участка с кадастровым номером № проходят по забору и стене деревянного сарая лит. Г3, которые были построены до покупки данного земельного участка, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, и никогда не переносились.
Просит суд: признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, недействительными, в части установления границы от т.1 до т. 10, от т.10 до т.9, от т.1 до т.8, от т. 8 до т. 7, исключив из государственного кадастра недвижимости сведения об указанных поворотных точках границ земельного участка с кадастровым номером №; установить местоположение смежной границы земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № по координатам:
№ | № | |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Установить границы земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, по координатам, установленным в межевом пане ДД.ММ.ГГГГ подготовленным кадастровым инженером АО «ТулаТИСИЗ» ФИО7:
№ | № | |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Впоследствии истец Хлопиков С.А. заявленные требования уточнил по изложенным основаниям, однако в судебном заседании истец Хлопиков С.А. и его представитель Настасин С.В. поддержали первоначально заявленные требования, настаивали на их удовлетворении.
Ответчики Максименко К.М., Курдюмов С.М. первоначально заявленные требования признали, в полном объеме.
Определением от 30.10.2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО Одоевский район Тульской области.
Представитель ответчика администрации МО Одоевский район Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Определением от 30.10.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Росреестра по Тульской области.
Представитель Управления Росреестра по Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии с положениями ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу ч. 1 ст. 261 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
В соответствии со ст.304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В статье 11.9 ЗК РФ определены требования к образуемым и измененным земельным участкам. Их границы не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ разрешаются в судебном порядке (ст. 64 ЗК РФ).
Жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Хлопикову С.А., согласно данным свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №
Хлопикову С.А. на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, как усматривается из свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом с надворными постройками по адресу: <адрес>, № приобрел ФИО9
Согласно данным межевого плана, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО7 в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, с использованием метода спутниковых геодезических измерений (определений) установлена площадь участка – <данные изъяты> кв.м, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером №. Одним из смежных земельных участков указан участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве долевой собственности Курдюмову С.М., Максименко К.М.
Из заключения кадастрового инженера следует, что соответствии с решением собрания представителей МО Одоевский район 4-го созыва «Об утверждении Положения «О регулировании отдельных земельных отношений на территории МО Одоевский район» установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставленных гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности МО Одоевский район, опубликованы в газете «Новая жизнь» №49 (10000) от 03.12.2010 г. Согласно ст. 22 ч.10 Закона о регистрации недвижимости №218-ФЗ от 13.07.2015 г. при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка так как документы в настоящей статье отсутствуют, а именно: графическая часть документа, подтверждающего право на земельный участок; проект межевания территории, утвержденный в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке; документы, определяющие местоположение границ земельного участка при его образовании, поэтому при уточнении границ кадастровый инженер использовал Планшет ВИСХАГИ №2253 масштаба 1:10000, составленный в 1981 г., дата обновления отсутствует, а также при уточнении границ кадастровый инженер руководствовалась фактически сложившимся землепользованием более 15 лет и сведения ГКН на смежные земельные участки, уточнением местоположения границ земельного участка произошло за счет использования в существующих границах, закрепленных с помощью объектов искусственного происхождения существующих 15 лет и более, с помощью которых возможно на местности определить границы уточняемого участка. Определение местоположения границ земельного участка проводилось с использованием аэрофотосъемки масштаба 1:5000, а также с помощью картографической основы ГКН. На земельном участке расположен объект капитального строительства № Граница земельного участка закреплена межевыми знаками на местности и проходит от н1-н1 по забору. Согласование от т.н10 до т. н13 с администрацией не проводилось, согласно положению ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы с органом местного самоуправления в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится. По сведениям ГКН площадь земельного участка составляет 986 кв.м, при уточнении границ на местности площадь оказалась равна 1032 кв.м, оценка расхождения 46 кв.м, что не превышает минимальных норм для данного вида разрешенного использования.
Для согласования границ земельного участка с кадастровым номером № со смежными земельными участками дано объявление в газету «Новая жизнь» от 03.05.2018 г. №18 (10384). Собственник смежного земельного участка с кадастровым номером № Максименко К.М. подала заявление о возражении прохождения границ. В ходе кадастровых работ выявилось, что границы, учтенные в ЕГРН, смежного земельного участка с кадастровым номером № не соответствуют правильному расположению фактических границ на местности, поэтому имело место быть пересечение границ участков с кадастровыми номерами № которое произошло из-за неверного определения координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером №. Предложено собственнику данного участка направить уведомление о необходимости исправления реестровой ошибки. Уточняемый земельный участок фактически используется в границах, которые закреплены на местности с использованием объектов искусственного происхождения (забор), что отображено в ситуационном плане включенного в состав приложения.
Таким образом, кадастровым инженером сделан вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером №, стоит на кадастровом учете с реестровой ошибкой, которая подлежит устранению путем исключения из ЕГРН сведений о координатах его границ.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, является реестровой ошибкой.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежит на праве долевой собственности, по <данные изъяты> доле в праве, ответчикам Курдюмову С.М. и Максименко К.М.
Установленные по делу обстоятельства нашли свое подтверждение письменными доказательствами по делу и сторонами не оспаривались.
У суда нет оснований сомневаться в достоверности заключения кадастрового инженера АО «ТулаТИСИЗ» ФИО7, потому как ошибка в местоположении границ указанных участков выявлена уполномоченным лицом - кадастровым инженером, проводившим кадастровые работы. При этом вывод о неверном расположении земельного участка с кадастровым номером № надлежащим образом мотивирован. Факт выявления ошибки отражен в документе установленной формы - заключении кадастрового инженера, включенного в межевой план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ
На основании ст.70 ЗК РФ Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из: - реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); - реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); др.
На основании ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: - вид объекта недвижимости ( земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); - кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; - описание местоположения объекта недвижимости; - ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре); - кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости); - сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование; - площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место; - кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок ; - номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости; др.
В силу ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; - свидетельства о праве на наследство; - вступившие в законную силу судебные акты; - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); др.
Государственный кадастровый учет осуществляется в связи с созданием объекта недвижимости; образованием объекта недвижимости; прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи; в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
На основании ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: - документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); -документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; - иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается спорным по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся также сведения о наличии земельного спора о местоположении границ таких земельных участков с учетом заключений согласительной комиссии.
С 01 января 2017 г. исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Наличие спора о границах земельного участка, не разрешенного согласованием или посредством признания таких границ установленными, является препятствием для такого учета в силу пункта 25 части 1 статьи 26, статей 27 и 43 Закона «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым отсутствие в межевом плане сведений о согласовании местоположения границ земельных участков при межевании, обусловленное нарушением установленного законом порядка или возражениями заинтересованного лица, устраняется путем признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора.
Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (ч. 6 ст. 61 Закона).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка ), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
В соответствии с п.3 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 г., межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Основное содержание, требования к точности, порядок выполнения, контроля, приемки и оформления результатов работ по межеванию земель закреплены в Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996 г.
Согласно п.1.1 Инструкции, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
В соответствии с п.2 Инструкции межевание земель включает: подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ); полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков; составление технического проекта (задания) межевания земель; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков; сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью; определение координат пунктов ОМС и межевых знаков; определение площади земельного участка; составление чертежа границ земельного участка; контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ; государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков; формирование межевого дела; сдачу материалов в архив.
Таким образом, по смыслу приведенных норм права спор о границах земельных участков разрешается судом по иску правообладателя уточняемого земельного участка к правообладателям смежных земельных участков, не подписавших акт согласования границ, путем признания спорных границ установленными. При этом установление судом границ земельного участка посредством указания координат характерных точек не приводит к изменению фактических характеристик земельного участка, как индивидуально определенной вещи. Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик земельного участка правообладателя, не изменяет фактических границ земельного участка, а приводит существующий объем прав лица на земельный участок в соответствие с действующим земельным законодательством и сложившимся порядком землепользования. Разрешение судом спора о границах между двумя правообладателями смежных земельных участков, не затрагивает другие части границ, принадлежащих сторонам земельных участков, местоположение которых определяется в установленном законом порядке.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок может быть восстановлено в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ч. 2 ст. 60 ЗК РФ).
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, истцу принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Данным земельным участком и расположенным на нем домом, находящимся в собственности, истец владеет, пользуется и распоряжается до настоящего времени.
Ответчикам Максименко К.М., Курдюмову С.М. на праве долевой собственности по <данные изъяты> доле в праве принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, границы указанного земельного участка были определены, сведения о координатах их характерных точек внесены в кадастр недвижимости.
В ходе проведения кадастровых работ по образованию земельного участка, принадлежащего истцу, выявилось, что границы, учтенные в ЕГРН, смежного земельного участка с кадастровым номером № не соответствуют правильному расположению фактических границ на местности, поэтому имело место быть пересечение границ участков с кадастровыми номерами №, которое произошло из-за неверного определения координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером № Предложено собственнику данного участка направить уведомление о необходимости исправления реестровой ошибки. Уточняемый земельный участок фактически используется в границах, которые закреплены на местности с использованием объектов искусственного происхождения (забор), что отображено в ситуационном плане включенного в состав приложения.
Таким образом выявлено несоответствие фактических границ земельного участка ответчиков с данными Единого государственного реестра недвижимости, границы данного земельного участка по сведениям Единого государственного реестра недвижимости не совпадают с фактическим местоположением границ земельного участка на местности.
Данная ситуация возникла ввиду неправильного определения координат межевых знаков земельного участка при межевании.
Межевание земельного участка ответчика проведено с нарушением действующего законодательства РФ, без учета сложившейся планировки территории существующего землепользования.
На местности границы вышеуказанных земельных участков не пересекаются и не накладываются друг на друга, спора относительно фактических границ местоположения земельных участков не имеется.
Согласно п.1 ст. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, в случаях, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами. Если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
При уточнении границ участка истца на местности, его площадь оказалась равной 1032 кв.м, при том что оценка расхождения 46 кв.м не превышает минимальных норм для данного вида разрешенного использования.
Установленные обстоятельства лишают истца, во владении и пользовании которого находится земельный участок и расположенный на нем жилой дом, возможности осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Установленные судом обстоятельства не оспорены в ходе рассмотрения дела.
Анализируя и оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит их относимыми, допустимыми и достоверными, а исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Хлопикова Сергея Анатольевича к Максименко Клавдии Михайловне, Курдюмову Сергею Михайловичу о признании результатов межевания недействительными удовлетворить.
Признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, недействительными в части границы от т.1 до т. 10, от т.10 до т.9, от т.9 до т.8, от т. 8 до т. 7, исключив из государственного кадастра недвижимости сведения об указанных поворотных точках границ земельного участка с кадастровым номером №
Установить местоположение смежной границы земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № по координатам:
№ | № | |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Установить границы земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, по координатам, указанным в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленном кадастровым инженером АО «ТулаТИСИЗ» ФИО7
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Одоевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий