Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2018 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Бадмаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах Пакулиной С. М. к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения г. Улан-Удэ» об обязании принять решение о сохранении среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ просит обязать ответчика принять решение о сохранении за Пакулиной С.М. среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.
Исковые требования мотивированы тем, что в прокуратуру Железнодорожного района г. Улан-Удэ с заявлением о несогласии с действиями ГКУ «Центр занятости населения г. Улан-Удэ» обратилась Пакулина С.М. В ходе проведенной проверки установлено, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» Пакулина С.М. была уволена в соответствии с п. 2 ст. 81 ТК РФ – по сокращению численности или штата работником организации. При этом трудовая книжка работодателем была направлена истцу почтовой корреспонденцией. ДД.ММ.ГГГГ Пакулина С.М. пришла в орган занятости для постановки на учет, ознакомившись с информацией о том, что для постановки на учет требуется трудовая книжка, ввиду отсутствия таковой не стала обращаться к специалисту. Поскольку трудовая книжка истцом получена лишь ДД.ММ.ГГГГ Пакулина С.М. ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась в орган занятости для постановки на учет в поисках подходящей работы. ДД.ММ.ГГГГ орган занятости отказал Пакулиной С.М. в сохранении за ней среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения в связи с пропуском двухнедельного срока обращения в службу занятости населения. Полагают, что отказ ГКУ «Центр занятости населения г. Улан-Удэ» является неправомерным, поскольку истцом пропущен двухнедельный срок по уважительной причине – неполучением от работодателя трудовой книжки. Незначителен и срок пропуска – на 7 дней.
В судебном заседании помощник прокурора Батуева Д.Д., истец Пакулина С.М. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Ивайловский А.Д. с исковыми требованиями не согласен. Суду пояснил, что в соответствии с Порядком регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требований к подбору подходящей работы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, граждан, у которых отсутствует полный пакет документов, необходимый для регистрации их в качестве безработных, органы службы занятости регистрируют их в целях поиска подходящей работы и оказывают помощь в трудоустройстве. Кроме того, в ст. 178 ТК РФ не установлено такое условие как признание уволенного гражданина безработным. Данной статьей установлен исчерпывающий перечень условий, когда в отношении гражданина выносится решение о сохранении за последним среднего месячного заработка. Отсутствие у Пакулиной С.М. на момент увольнения таких документов, как трудовая книжка и справка о среднем заработке, в соответствии с действующим законодательством РФ, не являлось препятствием в обращении в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы в установленный законом срок.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм закона следует, что основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Перечень исключительных случаев законодателем не установлен, тем самым в каждом конкретном случае отнесение тех или иных обстоятельств к таковым находится в компетенции органа службы занятости населения и направлено на обеспечение работника средствами существования, которых он лишился в связи с утраченной возможностью трудиться по не зависящим от него причинам. Указанное положение предполагает, что именно служба занятости обладает всей информацией, связанной с трудоустройством уволенного работника, его профессиональными навыками, рынком труда в данной местности.
При этом законодательное закрепление такого основания предоставления соответствующей гарантии не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в этой ситуации неограниченной свободой усмотрения.
Своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за третий месяц с момента увольнения.
Орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Пакулина С.М. работала в <данные изъяты>» в должности <данные изъяты>, уволена в связи с сокращением штата по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с выплатой выходного пособия.
ДД.ММ.ГГГГ Пакулина С.М. обратилась в ГКУ "Центр занятости населения г. Улан-Удэ" с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Пакулина С.М. была признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Пакулиной С.М. назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ.
Положения части 2 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве основания для данной выплаты предполагают наличие, кроме указанных условий, также исключительных обстоятельств, и эти обстоятельства должны быть установлены органом службы занятости населения при принятии решения по данному вопросу.
В силу ст. 3 Постановления Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 04.08.2015) "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов:
а) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;
б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
В соответствии с ст. 4 вышеуказанного Постановления Правительства РФ при постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить, в том числе, следующие документы:
а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты;
б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 N 201)
в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Таким образом, доводы истца о невозможности обращения в орган занятости без трудовой книжки, которая по вине ответчика выдана ей по истечении двухнедельного срока после увольнения, несостоятельны, поскольку положения Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", а также Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891, не предусматривают обязательное предоставление трудовой книжки для обращения в государственные учреждения службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы.
Только в случае своевременного обращения Пакулиной С.М. в центр занятости населения мог быть рассмотрен вопрос о наличии исключительных обстоятельств, при которых возможно было сохранить средний заработок за третий месяц со дня увольнения. Каких – либо объективных препятствий обратиться к специалисту центра в установленный законом срок у Пакулиной С.М. не имелось. Доказательств того, что она обратилась, не имея на руках трудовой книжки, а ей при этом было отказано, суду не представлено. Соответственно оснований для возложения на Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения г. Улан-Удэ» обязанности принять решение о сохранении среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах Пакулиной С. М. к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения г. Улан-Удэ» об обязании принять решение о сохранении среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.Г. Рабданова