Решение по делу № 2-612/2018 ~ М-592/2018 от 09.10.2018

дело № 2-612/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 ноября 2018 года                                                                  г.Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Богатыревой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Третьяковой Л.В.,

с участием старшего помощника Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Веселова Е.Ф.,

рассмотреть в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Стрежень» о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проведённой проверки было установлено, что ООО «УК «Стрежень» с 1 апреля 2015 года осуществляет сброс сточных вод в водный объект - ручей Тгабакей. ООО «УК «Стрежень» 3 ноября 2016 года и 30 ноября 2017 года направляло в Министерство природных ресурсов Хабаровского края заявление о предоставлении водного объекта - ручей Тгабакей в пользование, однако в обоих случаях получило отказ в рассмотрении документов в связи с их некомплектностью. До настоящего времени сброс сточных вод ведётся в ручей Тгабакей без решения о предоставлении водного объекта в пользование, что является нарушением законодательства. Кроме того с 1 апреля 2015 года по настоящее время ответчик осуществляет сброс сточных вод в водный объект - ручей Тгабакей без утверждённых нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, без разрешения на сбросы веществ в водный объект. За 2017 год в водный объект предприятием сброшено 38,8 тыс. куб.м сточных вод. Сбрасываются такие вещества, как нефть и нефтепродукты, фенолы, сульфаты, фосфаты, нитриты, хлориды. Ручей Тгабакей находится в собственности Российской Федерации. На основании ст.304 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Таким образом, при сбросе сточных вод в водный объект в отсутствие права пользования водным объектом, а именно без решения о предоставлении водного объекта в пользование, нарушают права собственника - Российской Федерации. Решение о предоставлении водного объекта в пользование, согласно ст.22 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ), должно содержать требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод - максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных и (или) дренажных водах, превышение значений которых, недопустимо. При этом значения показателей устанавливаются на уровне нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водные объекты, с учётом назначения водного объекта: рыбохозяйственного, хозяйственно-питьевого, культурно- бытового. Действия ООО «УК «Стрежень» по сбросу сточных вод с нарушением требований природоохранного законодательства нарушают права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит возложить на ООО «УК «Стрежень» обязанность получить решение о предоставлении водного объекта - ручей Тгабакей в пользование и в установленном законом порядке разработать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, получить разрешение на сбросы веществ в водный объект ручей Тгабакей.

В судебном заседании старший помощник Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Веселов Е.Ф. настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объёме, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске. Просил возложить на ООО «УК «Стрежень» обязанность получить решение о предоставлении водного объекта - ручей Тгабакей в пользование и в установленном законом порядке разработать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, получить разрешение на сбросы веществ в водный объект ручей Тгабакей.

Представитель ООО «УК «Стрежень», в установленном законом порядке извещённый о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Об уважительности причин своей неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодека РФ (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившегося ответчика.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 42 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.8 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Статьёй 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с ч.1 ст.4, п.14 ст.1, ч.1 ст.9, п.2 ч.3 ст.11, ч.1 ст.23 ВК РФ водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.

Использование водных объектов (водопользование) - это использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В целях сброса сточных вод приобретается право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи.

Физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

Частью 1 ст.44, 1-4 ст.35 ВК РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путём установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Как установлено ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон «Об охране окружающей среды») нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учётом экономических и социальных факторов.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с ч.1 ст.34, ч.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В силу положений ч.ч.1, 4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей установлен Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 года № 469.

В соответствии с ч.6 ст.60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Ручей Тгабакей находится в собственности Российской Федерации.

Из представленного в материалах дела договора аренды муниципального имущества от 17 июля 2015 года, заключённого администрацией Снежненского сельского поселения (арендодатель) с ООО «УК «Стрежень» (арендатор), протокола результатов анализа проб из ручья Тгабакей от 6 февраля 2017 года, плана мероприятий по исключению сброса недостаточно очищенных сточных вод, объёмных показателей на услугу «Водоотведение» за период январь-август 2018 года, расчёта количества загрязняющих веществ в сточных водах за 2017 год следует, что арендатор принял во временное владение и пользование муниципальное имущество-сооружение «Локальные канализационные очистительные сооружения в п.Снежный» согласно приложению для использования его по назначению.

За 2017 год в ручей Тгабакей ответчиком сброшено 38 800 м3 сточных вод. В ручей сбрасываются нефть и нефтепродукты, фенолы, сульфаты, фосфаты, нитриты, хлориды.

По информации, представленной 29 августа 2018 года директором ООО «УК «Стрежень» Комсомольскому-на-Амуре межрайонному природоохранному прокурору, решение о предоставлении водного объекта - ручья Тгабакей в пользование ООО «УК «Стрежень» отсутствует. Предприятием неоднократно принимались меры для его получения: 3 ноября 2016 года в министерство природных ресурсов было направлено заявление о предоставлении указанного водного объекта в пользование, однако был получен отказ в связи с некомплектностью. Недостающие документы находились на стадии доработки; 30 ноября 2017 года было направлено аналогичное заявление, однако вновь был получен отказ в рассмотрении документов в связи с некомплектностью. По состоянию на 29 августа 2018 года предприятие подготовило новый пакет документов и заявление направлено в министерство природных ресурсов Хабаровского края 28 августа 2018 года. Одновременно с этим были произведены водохозяйственный мероприятия и осуществлена охрана объекта (план мероприятий). ООО «УК «Стрежень» осуществляет контроль состава и свойств сточных вод.

В судебном заседании установлено, что сброс сточных вод в ручей Тгабакей ведётся без разрешения о предоставлении водного объекта в пользование. Кроме того, с 1 апреля 2015 года и по настоящее время ООО «УК «Стрежень» осуществляет сброс сточных вод в водный объект без утверждённых нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, без разрешения на сбросы.

Таким образом, действия ООО «УК «Стрежень» по сбросу сточных вод в водный объект - ручей Тгабакей в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод нарушают требования природоохранного законодательства и права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах, исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Стрежень» о возложении обязанности обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ит. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Комсомольского муниципального района Хабаровского края государственная пошлина в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Стрежень» о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Стрежень», расположенное в <адрес>, ИНН , дата регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, получить решение о предоставлении водного объекта - ручей Тгабакей в пользование.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Стрежень», расположенное в <адрес>, ИНН , дата регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, в установленном законом порядке разработать нормативы допустимых сбросов веществ в микроорганизмов в водный объект и получить разрешение на сбросы веществ в водный объект - ручей Тгабакей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Стрежень», расположенного в <адрес>, ИНН , дата регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, в бюджет Комсомольского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                   Н.Ю. Богатырева

2-612/2018 ~ М-592/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комсомольский н/А межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Управляющая компания "Стрежень"
Суд
Комсомольский районный суд Хабаровского края
Судья
Богатырева Н.Ю.
Дело на странице суда
komsomolsky--hbr.sudrf.ru
09.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2018Передача материалов судье
11.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2018Подготовка дела (собеседование)
30.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2018Судебное заседание
12.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2018Дело оформлено
10.01.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее