копия
Дело №
24RS0№-56
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Железногорск Красноярского края 26 июня 2019 года
Железногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Владимирцевой С.Н.,
при секретаре Омшиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербакова Т.П. к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Железногорске Красноярского края о признании решения незаконным, признании права на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, оспаривании расчета страховой пенсии
УСТАНОВИЛ:
Щербакова Т.П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Железногорску о признании решения незаконным, признании права на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, оспаривании расчета страховой пенсии, мотивируя свои требования тем, что она, Щербакова Т.П., является пенсионером по старости, ей назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ. Согласно решению Управления пенсионного фонда РФ в г. Железногорске Красноярского края Щербаковой Т.П. было отказано в назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи тем, что опекаемые не указаны в пп. 1 п. 2 ст. 10 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ.
Считает данный отказ незаконным, поскольку вместе с заявлением она представила документы, подтверждающие правомерность заявленных требований, а именно: свидетельство о рождении Сысоева И.С. от ДД.ММ.ГГГГ I-БА NQ833403, распоряжение <адрес> № от "О назначении Щербаковой Т.П. опекуном несовершеннолетнего Сысоева И.С., ДД.ММ.ГГГГ Г.р., удостоверение опекуна № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно удостоверению Щербакова Т.П. является опекуном Сысоева И.С., 05.02.2003года рождения. Данное удостоверение выдано на основании распоряжения администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Сысоева И.С. признали нуждающимся в государственной защите, так как он является ребенком-сиротой.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца относятся дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами; при этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Проанализировав положение пп. 1 п. 2 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N2400 - ФЗ, Управление пенсионного фонда пришло к выводу, что в связи с отсутствием в указанной норме лиц опекунов, требования Щербаковой Т.П. не подлежат удовлетворению. Данное положение ограничивает право Щербаковой Т.П. на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Оспариваемое законоположение противоречит статьям 7 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку исключает возможность установления Щербаковой т.п., являющиеся опекуном несовершеннолетнего Сысоева И.С., право на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Следовательно, п. 1, 2 ст. 10 ФЗ от 28.12.2013 года N2400 - ФЗ подлежит расширительному толкованию.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Федеральный законодатель, реализуя дискреционные полномочия, предоставленные ему статьями 39 (часть 2), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, и закрепляя в федеральном законе виды и правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и особенности (условия) приобретения права на получение пенсий конкретного вида отдельными категориями граждан. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель связан в том числе необходимостью соблюдения гарантированного статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства, который носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых гражданами на основании закона. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 3 июня 2004 года N II-П, от 16 июля 2007 года N 12-П, от 27 ноября 2009 года N 18-П и др.).
Согласно установившейся прецедентной практике Европейского Суда дискриминация означает различное обращение, без объективного и разумного обоснования, с лицами, находящимися в сходной ситуации. Фраза «без объективного и разумного обоснования» означает, что проводимое различие не преследует «правомерной цели» или что отсутствует «разумное соотношение между примененными средствами и целью, которую предполагается достичь» (см. постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу «D.H. и другие заявители против Чешской Республики» (D.H. and Others V. the Czech Republic) (жалоба №57325/00), параграф. 175 и 196, Сборник постановлений и решений Европейского Суда по правам человека [ECHR].
Таким образом, пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1), в той мере, в какой он служит основанием для отказа в назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Кроме того, у нее имеются основания полагать, что размер установленной ей пенсии низкий, так как не были включены некоторые периоды в трудовой стаж, что повлияло на размер стажевого коэффициента. Ей было направлено письмо (от 22.06.2018 г. N2KC-1885/11-18) от управления пенсионного фонда России в г. Железногорске. Согласно вышеуказанному письму из материалов пенсионного дела следует, что отношение по заработной плате составляет 0,933. Но, управлением пенсионного фонда не были предоставлены достоверные доказательства о среднемесячном заработке застрахованного лица за 2000-2001 г. по сведением индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования. Необходимо отметить, что не были представлены также сведения о начисленных страховых взносах.
Согласно письму от Управления пенсионного фонда России от 22 июня 2018 года, расчетный размер (РП) пенсии определяется в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 N2 173-ФЗ. РП=СК х ЗР/ЗП х СЗП, где ЗР _ среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности до 01.01.2002 года; ЗП-среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП -среднемесячная заработная плата в российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации - 1671 руб.; Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1.2. СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого (для женщин - 20 лет), но не более чем на 0,20. Стаж до 01 января 2002 г. составил - 13 лет 5 месяцев и 2 дня. Из материалов пенсионного дела следует, что отношение по заработной плате составляет 0,933 (при максимальном отношении 1,2). Однако, фактически среднемесячный заработок за 2000-2001 г. составил 1720,58 рублей. Следовательно, отношение по заработной плате составляет 1,151274673803948 (округляем до 1,2). Период заработной платы учтен с 01.04.1984 по 31.03.1989, как наиболее выгодный вариант расчета. Пенсионный капитал с учетом индексов роста ПК составил = 535222,4595414278. По сведениям ПФР - сумма начисленных страховых взносов составила 71 174,96. Величина ПК определяется следующим образом ПК= ПК 01.01.2002 + НСВ = 71 174,96 + 535222,4595414278 = 606397,4195414278. СП=ПК/Т = 606397,4195414278/228= 2659,637805006262. Доплата по валоризации = (ПК 01.01.2002х17%)/228=(535222,4595414278 х 17%)/228=3990,69. Размер страховой пенсии на 31.12.2014 н. оставил = 2659,63+3990,69=6650,32. Количество баллов на 01.01.2015 = 6650,32/64,10 = 103,75 Размер пенсии (103,75+5,625) = 109,375х81,49 = 8912,96875 + фиксированная выплата 4982,90 = 13895,86875 рублей. Согласно письму, общий трудовой стаж на 01.01.2002 года составил 12 лет 10 месяцев 3 дня. Пропорция при неполном стаже 0,64208333. С данным обстоятельством не согласна.
В соответствии со ст. 92 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в общий трудовой стаж включаются наравне с работой, указанной в статье 89 Закона, следующие периоды: уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности. Таким образом, у нее имеются основания полагать, что размер установленной ей пенсии рассчитан неверно. В связи с этим она просила управление пенсионного фонда предоставить ей расчет стажа (с указанием конкретных периодов, а также с нормативным обоснованием о включении (невключении) периодов в трудовой стаж; расчет размера пенсии поскольку представленный не имеет подробного расчета); сведения индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования в части среднемесячного заработка за 2000 - 2001 годы; расчет стажевого коэффициента (с документальным подтверждением или нормативным обоснованием); сведения о начисленных страховых взносах (с предоставлением сведений о размере за каждый период) за все периоды. Однако, мне не предоставили сведения о начисленных страховых взносах. Не были представлены достоверные сведения о среднемесячной заработной плате за 2000 - 2001 годы, в связи с чем у нее возникли основания полагать, что размер установленной ей пенсии не соответствует требованиям законодательства. Обязанность по предоставлению сведений возложена на управление пенсионного фонда в силу закона.
Она сама выполнила расчет своей пенсии, который должен составлять 8912,96875 + фиксированная выплата 6643, 87(с учетом наличия на иждивении одного человека) 4982,90 (без учета наличия на иждивении одного человека) = 15566,83 рублей. В настоящее время пенсия составляет 8588 рублей 94 копейки.
Просит суд признать незаконным отказ управления пенсионного фонда России в назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ №; признать за Щербаковой Т.П. право на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости; обязать управление пенсионного фонда назначить Щербакова Т.П. повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости; обязать управление пенсионного фонда установить Щербаковой Т.П. размер страховой пенсии в сумме 15566,83 рублей.
В судебном заседании истец Щербакова Т.П. исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в иске.
Представители УПФ РФ (ГУ) в Железногорске Красноярского края – Чащина Ю.С. (действующая на основании доверенности от 29.01.2019г.) и Толпыгина О.Ю. (действующая на основании доверенности от 09.01.2019г.) иск не признали, пояснили, что Щербакова Т.П. страховая пенсия назначена в соответствии с действующим законодательством с ДД.ММ.ГГГГ в размере 8023,13 руб из стажа 12 лет 10 месяцев 03 дня. Заработок, принятый для расчета пенсии (60 месяцев подряд), определен за период с ДД.ММ.ГГГГ. Отношение среднемесячного заработка истицы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составляет 0,933. Все расчеты предоставлены истице в письме от ДД.ММ.ГГГГ № КС-1885/11-18. Информация о начисленных страховых взносах, заработной плате за 2000-2001 года имеется на портале госуслуг и Пенсионного фонда, куда можно зайти через личный кабинет застрахованного лица. По вопросу начисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости истице был предоставлен Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и Решение от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно распоряжению администрации <адрес> Щербакова Т.П. назначена опекуном несовершеннолетнего Сысоева И.С., родители которого умерли. В соответствии с п.3 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости имеют «лица, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 статьи 10 вышеназванного закона». Согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ нетрудоспособными членами семьи признаются «дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет. Документов, подтверждающих, что Сысоев И.С. по родственным связям относится к одной из вышеперечисленных категорий не представлено. Исходя их вышеизложенного, нормы подпункта 1 пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ не соблюдены, в связи с чем истице было отказано в назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Других оснований для назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на сегодняшний день не появилось. Просят в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Согласно ч. 2 ст. 2 указанного Закона страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента (ч. 1). Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (ч. 10). Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г. зависит от отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости (ч. 11).
Согласно ч. 3 ст. 17 указанного закона лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Согласно п.п. 1,3,4 ст. 10 указанного закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: 1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
(в ред. Федерального закона от 12.11.2018 N 409-ФЗ); 3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ); 4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона Российской Федерации 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: увеличения величины (индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в ч. 12 ст. 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия..
Как установлено судом Щербакова Т.П., 09.06.1963 года рождения, 16.05.2018 года Щербакова Т.П. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и решением ПФР с 09.06.2018 года ей назначена страховая пенсия по старости исходя из стажа 12 лет 10 месяцев 3 дня в размере 8023,13 руб.
Согласно уведомлениям от 16.05. и 31.05.2018 г. Щербакова Т.П. представила справки о заработной плате: 3 шт. 16.05.2018 г., одну – 31.05.2018 г.
Кроме того, в заявлении от 16.05.2018 года Щербакова Т.П. просила установить и выплачивать ей фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в связи с опекунством на несовершеннолетним Сысоевым И.С.
Решением УПФР в г. Железногорске Красноярского края № 50 от 05.16.2018 года в удовлетворении заявления Щербаковой Т.П. о назначении ей фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с опекунством на несовершеннолетним Сысоевым И.С. отказано в связи с тем, что опекаемые не указаны в п.п. 1,2 ст. 10 ФЗ от 28.12.2103 г. № 400-ФЗ.
Оценивая представленные сторонами и исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ суд учитывает, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд при вынесении решения должен руководствоваться лишь теми доказательствами, которые были представлены участвующими лицами и исследовались в судебном заседании, что обусловлено положениями ст. ст. 12, 56 и 195 ГПК РФ в их взаимосвязи.
Материалами дела установлено, что Щербакова Т.П. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ПФР в <адрес> с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости по достижении 55 лет (ДД.ММ.ГГГГ) и о назначении ей фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с наличием на иждивении подопечного Сысрева И.С,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В подтверждение представила копии распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому она назначена опекуном несовершеннолетнего Сысоева И.С., а также удостоверения опекуна, свидетельства о рождении Сысоева И.С., 05.02.2003 г.р.
Решением УПФР в г. Железногорске Красноярского края № 50 от 05.16.2018 года в удовлетворении заявления Щербаковой Т.П. о назначении ей фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с опекунством на несовершеннолетним Сысоевым И.С. отказано в связи с тем, что опекаемые не указаны в п.п. 1,2 ст. 10 ФЗ от 28.12.2103 г. № 400-ФЗ.
В настоящее время, истец, предъявляя данные требования, ссылается на то, что в Федеральном законе в нарушение Конституции РФ имеется пробел – полагает, что опекуны подпадают под положения ст. 17 ФЗ № 400-ФЗ, несмотря на отсутствие прямого указания в законе.
Суд не принимает доводы истца, полагая их основанными на неправильном толковании норм материального права.
Так согласно ч. 3 ст. 17 указанного закона лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Согласно п.п. 1,3,4 ст. 10 указанного закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: 1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 409-ФЗ); 3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ); 4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
Указанный в ст. 10 ФЗ № 400-ФЗ перечень лиц, которым на основании ч. 3 ст. 17 указанного закона может быть назначена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит. В указанном перечне лиц опекуны не поименованы, следовательно, ответчиком Решение № от ДД.ММ.ГГГГ принято в полном соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующего пенсионные правоотношения. Иное правовое регулирование по данному вопросу не установлено.
Суд отмечает, что для лиц, являющихся опекунами несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, установлены социальные гарантии и льготы, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и другими нормативными актами Российской Федерации.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований Щербаковой Н.П. о признании незаконным решения Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> края № от ДД.ММ.ГГГГ надлежит отказать, поскольку пенсионные права истца не нарушены.
Что касается доводов истца Щербаковой Т.П. о том, что ей незаконно не включено в трудовой стаж время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, как супруге военнослужащего, до 5-лет, суд учитывает следующее.
Согласно пп. 7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.
Согласно п. 35 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 период проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению 4.
Указанный период, имевший место, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам, и справкой государственного учреждения службы занятости населения по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящим Правилам, а в случае если военнослужащий проходил военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу) в воинском формировании Российской Федерации (СССР), дислоцированном на территории иностранного государства, независимо от времени ее прохождения, - только справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам.
Основанием выдачи справки по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам, являются сведения личного дела военнослужащего, документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовая книжка супруги (супруга) военнослужащего.
Периоды проживания, указанные в такой справке, совпадающие с периодами работы, содержащимися в трудовой книжке, не учитываются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при исчислении страхового стажа.
Исследовав в судебном заседании пенсионное дело истца Щербаковой Т.П. в подлиннике, суд приходит к выводу, что Щербакова Т.В. справку установленного образца, подтверждающую период ее проживания как супруги военнослужащего, проходящего (проходившего) военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругом в местностях, где она не могла трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, в Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Железногорске Красноярского края не предоставляла, что с достоверностью подтверждается уведомлениями о принятии документов, в обязательном порядке составляемых при сдаче в пенсионных орган любых заявлений и документов.
Таким образом, у ответчика отсутствовали основания, предусмотренные пп. 7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 400-ФЗ для включения в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, периода проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.
Доводы истца о неправильном расчете страховой пенсии также не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом которого пенсионное обеспечение граждан осуществляется по новой пенсионной формуле. По новым правилам страховые пенсии по старости определяются по следующей формуле: СП = ФВ х К + ИПК х С х К где, СП - страховая пенсия; ФВ — фиксированная выплата (с ДД.ММ.ГГГГ составляет 3935 руб.) К — премиальные (повышающие) коэффициенты к страховой пенсии по старости и к фиксированной выплате к страховой пенсии по старости за выход на пенсию позже установленного пенсионного возраста, С — стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия, ИПК — сумма всех годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина. Определяется как за периоды до ДД.ММ.ГГГГ, так и за периоды после указанной даты. Количество баллов за период до ДД.ММ.ГГГГ рассчитывается исходя из размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом не учитываются фиксированный базовый размер и накопительная часть. Полученная сумма делится на стоимость одного пенсионного балла по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 64,10 руб. Формула перевода в баллы пенсионного капитала, сформированного до ДД.ММ.ГГГГ: ИПК = СЧ/С где, ИПК — сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина; С - стоимость одного балла по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (64,10 руб.); СЧ - страховая часть трудовой пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ без учета фиксированного базового размера и накопительной части.
Определение размера пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ осуществляется по нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п. 10 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ). Расчетный размер (РП) пенсии определяется в соответствии с п. 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ. РП=СК х ЗР/ЗП х СЗП, где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности до ДД.ММ.ГГГГ; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утверждённая Правительством Российской Федерации – 1671 руб. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого (для женщин – 20 лет), но не более чем на 0,20.
Из материалов пенсионного дела Щербаковой Т.П. следует, что отношение по заработной плате составляет 0,933 (при максимальном отношении 1,2). Общий трудовой стаж на ДД.ММ.ГГГГ составил 12 лет 10 месяце 3 дня.
Согласно решению № размер назначенной страховой пенсии составляет 3040 руб. 23 коп, установлена фиксированная выплата к страховой пенсии на основании ст. 16 ФЗ № 400-ФЗ в размере 4982 руб. 90 коп., суммарный размер страховой пенсии составляет 8023 руб. 13 коп.
Результаты расчета пенсии Щербаковой Т.П. с учетом наиболее выгодного для нее варианта заработной платы с 1982 года за 60 месяцев подряд, представлены в материалах пенсионного дела.
Доводы Щербаковой Т.П. о необходимости выбора иных периодов для учета ее заработной платы ничем не подтверждены, поскольку иных периодов продолжительностью 60 месяцев подряд, с более выгодным вариантом расчета ее пенсии, с учетом представленных ею справок о заработной плате, не имеется. Учет же отдельных месяцев суммарно, а не подряд – законом не предусмотрен.
Таким образом, при расчете размера пенсии ответчиком был избран наиболее выгодный для истца Щербаковой Т.П. вариант, при котором размер пенсии является наибольшим, произведенный ответчиком в отношении истца расчет пенсии соответствует действующему пенсионному законодательству, прав истца не нарушает, в связи с чем, требование истца об обязании управления пенсионного фонда установить Щербаковой Т.П. размер страховой пенсии в сумме 15566,83 рублей, суд считает не подлежащим удовлетворению, поскольку требование основано на неверном толковании норм материального права.
Истцом Щербаковой Т.П., в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено каких-либо доказательств того, что расчет получаемых ею выплат ответчиком произведен неверно и противоречит каким-либо нормам законодательства РФ. Сделанный истцом расчет своих требований основан на неверном толковании норм материального права и не соответствует требованиям ФЗ № «О страховых пенсиях».
Доводы Щербаковой Т.П. о не предоставлении ей документов из пенсионного дела опровергаются актом от 02.10.2018 года, согласно которому Щербакова Т.П. в присутствии заместителя начальника управления ПФР В.Г. Ермаковича, начальника ОНППСВиОППЗЛ Е.В. Карташовой, главного специалиста-эксперта (юрисконсульта) Чащиной Ю.С. Щербакова Т.П. в полном объеме ознакомилась с материалами пенсионного дела № 077-242-720.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Щербакова Т.П. оставить без удовлетворения полностью.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Железногорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: С.Н. Владимирцева
Копия верна: