Дело № 2-11205/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2015 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.,
при секретаре Равпук А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Петрозаводского городского округа к УФССП России по Республике Карелия об уменьшении размера исполнительского сбора,
установил:
Администрация Петрозаводского городского округа обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к УФССП России по Республике Карелия об уменьшении размера исполнительского сбора по следующим основаниям. В производстве судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия находится на исполнении исполнительное производство № в отношении должника Администрации Петрозаводского городского округа, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Петрозаводским городским судом от ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу №, согласно которому Администрация Петрозаводского городского округа обязана предоставить ААА жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство, Администрации Петрозаводского городского округа установлен срок для добровольного исполнения – в течение пяти дней. В установленный судебным приставом-исполнителем срок, решение ответчиком не исполнено. В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. в связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного листа. Истец указывает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на основании решений Петрозаводского городского суда Республики Карелия Администрация Петрозаводского городского округа обязана предоставить благоустроенные жилые помещения 115 взыскателям, по первым из которых исполнительное производство открыто еще в ДД.ММ.ГГГГ. Администрация Петрозаводского городского округа не имеет возможности предусмотреть в бюджете требуемое количество денежных средств на финансирование строительства нового муниципального жилищного фонда. В связи с этим основным способом предоставления гражданам жилых помещений является высвобождающийся жилой фонд. Однако в связи с массовой приватизацией количество муниципального жилья ежегодно уменьшается. Кроме того, значительная часть освобождаемых муниципальных жилых помещений являются неблагоустроенными и не могут быть предоставлены во исполнение судебных решений по причине несоответствия установленным нормам. Между тем, Администрация Петрозаводского городского округа постоянно ведет мониторинг освобождаемых благоустроенных жилых помещений, которые предоставляются только для исполнения судебных решений. Понимая социальную значимость и обязательность исполнения исполнительных документов по предоставлению жилых помещений, <данные изъяты> Петрозаводского городского округа запланировано выделение средств на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб. Для капитального ремонта освобожденных жилых помещений в бюджете Петрозаводского городского округа запланировано выделение финансовых средств на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб. В настоящее время возможность исполнения всех судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений отсутствует. Фактическое решение проблемы предоставления гражданам жилых помещений возможно лишь при активном участии всех органов государственной власти и соответствующего финансирования строительства либо приобретения жилья. Администрация Петрозаводского городского округа предпринимает все возможные меры для исполнения решений о предоставлении гражданам жилых помещений в пределах предоставленных полномочий, имеющихся денежных средств и освобожденных жилых помещений из состава муниципального жилищного фонда. С учетом финансовых средств и освобождающихся муниципальных жилых помещений администрацией Петрозаводского городского округа разработан график исполнения судебных решений. ААА включена в реестр очередности по предоставлению жилья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Администрация Петрозаводского городского округа является бюджетным учреждением, доходы которого формируются посредством фискальной функции, в силу своего положения, должник несет на себе значительное количество социальных функций требующих финансирования. Меры по исполнению исполнительного документа в пользу ААА предпринимаются, однако исполнение исполнительного документа данной категории в течение 5 дней, установленных судебным приставом-исполнителем, в сложившихся условиях невозможно. Ссылаясь на положения ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», Администрация Петрозаводского городского округа просит суд с учетом вины должника уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №, на 25%, то есть с <данные изъяты> руб. до <данные изъяты> руб.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Иные лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1, 3 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон, Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.ч. 6,7 вышеуказанной статьи Закона должник вправе оспорить в суде постановление пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в ст. 401 ГК РФ, согласно которой должник освобождается от ответственности за неисполнение обязательства, если докажет, что исполнение стало невозможным ввиду чрезвычайных обстоятельств. К таким обстоятельствам не могут быть отнесены действия контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия находится исполнительное производство в отношении должника Администрации Петрозаводского городского округа, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ААА к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения.
При возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем установлен Администрации Петрозаводского городского округа срок для добровольного исполнения – пять дней. В обозначенный срок решение Петрозаводского суда исполнено не было, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Петрозаводского городского округа исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, именно ввиду неисполнения требований, установленных в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ в обозначенный срок, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Петрозаводского городского округа исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.
Суд полагает, что постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит требованиям ст.112 Закона об исполнительном производстве, поскольку оно принято по окончании срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, и при отсутствии оснований, свидетельствующих о перерыве в совершении исполнительных действий.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенной в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П, указано, что исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы представляет собой допустимый максимум штрафной санкции, который с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, отраженная в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П, подлежит учету и при применении части 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ при рассмотрении заявления должника об уменьшении исполнительского сбора.
Учитывая, что Администрация Петрозаводского городского округа является бюджетным учреждением, доходы которого формируются посредством фискальной функции и в силу своего положения, несет на себе значительное количество социальных функций, требующих финансирования, а также, принимая во внимание предпринятые Администрацией Петрозаводского городского округа меры по исполнению решений о предоставлении гражданам жилых помещений в пределах предоставленных полномочий, имеющихся денежных средств и освобожденных жилых помещений из состава муниципального жилищного фонда, в частности, по исполнению решения суда о предоставлении жилого помещения ААА, суд считает возможным снизить размер исполнительного сбора на 1/4 от взысканного размера, т.е. до <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Администрации Петрозаводского городского округа к УФССП России по Республике Карелия об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительного сбора, взысканного с Администрации Петрозаводского городского округа по исполнительному производству №, по постановлению ДД.ММ.ГГГГ, до <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Т.Н. Тимошкина