Дело № 2-577/2020
УИД 10RS0008-01-2020-001368-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2020 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Рыжковой Е.В.,
при секретаре Жолудевой М.А.,
с участием истца Мартынова П.А.,
третьего лица Мартынова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мартынова Павла Александровича к администрации Чёбинского сельского поселения о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на ? доли жилого дома в порядке наследования по закону,
УСТАНОВИЛ:
Мартынов П.А. обратился в суд с иском к администрации Чёбинского сельского поселения о включении в наследственную массу имущества – ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, и признании за ним права собственности на указанный объект недвижимости в порядке наследования по закону. В обоснование своих требований истец указал, что 18.12.2000 умер его отец – ФИО1, после смерти которого открылось наследство, состоящее из ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Истец является наследником первой очереди по закону после смерти отца. Наследником первой очереди по закону также является сын наследодателя (родной брат истца) Мартынов С.А., который на указанную долю в жилом доме не претендует, спор о праве в отношении наследственного имущества отсутствует. После смерти отца истец фактически принял наследство, пользуется домом, несет расходы по его содержанию. Однако в связи с тем, что право собственности ФИО1 на данное имущество в установленном для этого порядке оформлено не было, имеются препятствия в реализации истцом наследственных прав.
В судебном заседании истец Мартынов П.А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что изначально указанный жилой дом принадлежал бабушке (матери наследодателя) ФИО4 05.04.1993 ФИО4 оформила договор дарения, в соответствии с которым подарила своим детям ФИО3 и ФИО1 по ? доли названного дома. Право собственности на ? доли жилого дома ФИО1 в установленном для этого порядке оформлено не было. После смерти отца в установленный законом срок к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство не обращался, однако наследство принял путем фактического вступления во владение наследственным имуществом, пользовался жилым домом, следил за его сохранностью, произвел ремонт в части дома, нес расходы по его содержанию. Наследниками имущества, кроме него, являются сын наследодателя – Мартынов Сергей Александрович, который на имущество, оставшееся после смерти отца, не претендует. Собственником оставшейся ? доли дома является родная сестра наследодателя – ФИО11, с которой спор в отношении дома отсутствует.
Представитель ответчика администрации Чёбинского сельского поселения, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, из содержания которого следует, что возражений против удовлетворения требований Мартынова П.А. не имеет, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации поселения, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ст. 43 ГПК РФ судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Мартынов Сергей Александрович.
Третье лицо Мартынов С.А. в судебном заседании пояснил, что возражений относительно заявленных истцом требований не имеет. На имущество после смерти отца Мартынова А.И. никогда не претендовал и не претендует.
Заслушав объяснения истца, третьего лица, приняв во внимание показания свидетелей ФИО3, ФИО9, ФИО8, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 ГК РФ в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается, в том числе признание права.
Абзацем 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. В силу ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 1152 и ст. 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Исходя из положений ст. 1153 ГК РФ наследство может быть принято как путем подачи наследником нотариусу заявления о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство), так и путем осуществления наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
В силу п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 18.12.2000 в г. Медвежьегорске Республики Карелия умер ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Истец является сыном наследодателя ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении, и на основании ст. 1142 ГК РФ Мартынов П.А. признается наследником по закону первой очереди после смерти отца.
Согласно договору дарения от 05.04.1993, удостоверенного и.о. управляющего Чёбинской сельской администрацией, ФИО4 подарила ФИО3 и ФИО1 (обоим поровну) принадлежащий ей на праве личной собственности жилой дом под № 22 общей площадью 36,3 кв.м, в том числе жилой – 23,2 кв.м, находящийся <адрес>. 27.10.1993 инженером РГЦ «Недвижимость» в данный договор внесена запись о том, что ? доля домовладения <адрес> зарегистрирована по праву личной собственности за ФИО1, данная информация занесена в реестровую книгу под № 178.
Из содержания технического паспорта на жилой дом <адрес> следует, что домовладельцами являются ФИО3 и ФИО1
Согласно выписке из ЕГРН жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 36,3 кв.м принадлежит на праве общей долевой собственности, ? ФИО3
Сведения о зарегистрированных правах на оставшуюся ? доли указанного жилого дома отсутствуют.
После смерти ФИО1, последовавшей 18.12.2000, указанным имуществом как своим стал пользоваться его сын, Мартынов П.А.
Мартынов П.А. принял наследство, открывшееся после смерти отца ФИО1 фактически, о чем свидетельствует несение истцом расходов по содержанию половины названного дома, принятие мер по сохранению наследственного имущества, выполнение необходимого ремонта в части дома.
Судом также установлено, что кроме истца на наследство по закону вправе претендовать сын наследодателя Мартынов Сергей Александрович, который в судебном заседании пояснил, что на наследство после смерти отца он не претендует, спора в отношении ? доли жилого дома не имеется.
Наследственное дело к имуществу ФИО1 нотариусами Медвежьегорского нотариального округа Республики Карелия не заводилось.
Свидетель ФИО3 в суде показала, что приходится истцу тетей, отец истца – ФИО1 является ее родным братом. При жизни мать ФИО1 и свидетеля - ФИО4 подарила поровну ей с братом ФИО1 принадлежащий ей на праве собственности жилой дом <адрес>. Свою долю дома она в дар приняла, зарегистрировала право собственности. Мартынов А.И. также принял в дар свою долю дома, постоянно проживал в данном доме, но право собственности не оформил. После смерти ФИО1 его сын Мартынов П.А. фактически принял наследство, следил за сохранностью дома, пользовался спорной половиной дома, производил в ней ремонт. В настоящее время истец продолжает пользоваться половиной дома отца как дачей, поддерживает в надлежащем состоянии, обрабатывает земельный участок при доме и несет расходы по содержанию названного имущества. Споров между ней, как собственником второй половины дома, и истцом никогда не было, отношения между ними хорошие.
Свидетели ФИО8, ФИО9 дали аналогичные показания.
Таким образом, истец, являясь сыном ФИО1, признается его наследником первой очереди по закону и единственным наследником, вступившим в наследство фактически.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 8 постановления Пленума от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Истец в установленные законом срок и порядке не обращался с заявлением о принятии наследства, однако совершил действия по фактическому его принятию, после смерти отца несет расходы по содержанию жилого дома.
Истец просит признать за ним право собственности на ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. Мартынов П.А. также указал, что ? доли жилого дома принадлежала наследодателю на основании договора дарения от 05.04.1993, однако право собственности в установленном порядке на указанный жилой дом ФИО1 зарегистрировано не было. После смерти наследодателя истец фактически принял наследство, нес расходы по содержанию дома, произвел неотделимые улучшения в части дома.
Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает, что право собственности наследодателя на спорный объект недвижимости возникло в установленном законом порядке, спорное имущество входит в состав наследства, в связи с чем, данное право, согласно ст. 218 ГК РФ перешло в порядке наследования по закону к его наследнику - истцу по настоящему делу.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мартынова Павла Александровича удовлетворить.
Признать за Мартыновым Павлом Александровичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 18.12.2000, право собственности на ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12.11.2020.
Судья - Е.В. Рыжкова