№9а-658/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ01 сентября 2020 г. г.Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Цехомская Е.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по частной жалобе Тережоль Светланы Юрьевны на определение судьи Геленджикского городского суда от 06 июля 2020 г.,
установила:
определением Геленджикского городского суда от 06 июля 2020 г. в принятии заявления Тережоль С.Ю. к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 09-08 г.Геленджика Краснодарского края об отмене решения отказано.
В частной жалобе административный истец выражает несогласие с определением судьи и просит его отменить, ссылаясь на допущенные судьей нарушения норм процессуального права.
В силу частей 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства РФ частная жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, судья краевого суда оснований для отмены судебного определения не усмотрел.
Из материалов дела следует, что Тережоль С.Ю. обратилась в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 09-08 г.Геленджика Краснодарского края об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 09-08 г.Геленджика об итогах Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
В обоснование своего требования указала, что она является участником голосования избирательного участка № 09-08 г.Геленджика. 01 июля 2020г. она принимала участие в голосовании, получила бюллетень для голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации из рук члена УИК, лично поставила свою подпись в списке участников голосования, удостоверяющую факт получения ею бюллетеня. В дальнейшем она бюллетень в ящик для голосования не опустила, а забрала его с собой. 02 июля 2020г. из официального сайта ГАС «ВЫБОРЫ» ей стало известно об итогах Общероссийского голосования на ее избирательном участке, согласно которым число бюллетеней, выданных участникам голосования: 1833; число бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования: 1833. Она не опускала свой бюллетень в ящик для голосования, поэтому число бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования, не могло быть равным числу бюллетеней, выданных участникам голосования. На этом основании считает решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 09-08 г.Геленджика об итогах Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации незаконным.
В силу пункта 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ таковой регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 г. №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» ст. 1 данного Закона вступает в силу со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования в случае, если предусмотренные ею изменения в Конституцию Российской Федерации получили одобрение в ходе общероссийского голосования.
Статьей 2 Закона предусмотрено, что в общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане Российской Федерации участвуют в общероссийском голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в общероссийском голосовании является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в общероссийском голосовании, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Подготовка и проведение общероссийского голосования осуществляются открыто и гласно.
На основании части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 31 марта 2011 г. №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», граждане вправе обратиться за судебной защитой активного избирательного права (например, в связи с неправильностями в списках избирателей, непредоставлением возможности получить информацию или проголосовать на избирательном участке), а также своего пассивного избирательного права (в частности, в связи с отказом в регистрации кандидатом), если считают эти права нарушенными (пункт 14). Если заявление подано лицом, не имеющим права на такое обращение, то в принятии этого заявления должно быть отказано (например, в случае, когда в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются решение, действие (бездействие), не затрагивающие избирательные права заявителя или его право на участие в референдуме), поскольку пункт 1 статьи 78 Федерального закона №67-ФЗ, согласно которому суд соответствующего уровня не вправе отказать в принятии заявления на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подлежит применению в совокупности с нормами процессуального права.
Судьей установлено, что права истца со стороны ответчика на участие в голосовании по одобрению изменений в Конституцию Российской Федерации нарушены не были, ей не было отказано в праве голосовать, ей был выдан бюллетень для голосования.
Судья правильно указал, что тот факт, что истец отказалась от голосования и не опустила бюллетень в ящик для голосования, не свидетельствует о нарушении ее избирательных прав со стороны ответчика.
В силу пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этими решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, судья правомерно отказал в принятии административного искового заявления Тережоль С.Ю., ввиду отсутствия нарушения ее прав и законных интересов.
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения, не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного определения и потому не могут служить основанием к отмене определения судьи.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья краевого суда
определила:
определение судьи Геленджикского городского суда от 06 июля 2020 г. оставить без изменения, частную жалобу Тережоль Светланы Юрьевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Судья
Краснодарского краевого суда Е.В. Цехомская