Дело № 2- 624/18 19.06.2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рублевой Н.В.,
при секретаре Осьмушко С.В.,
с участием представителя заявителя - помощника Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Шакурова С.Н., представителя ответчиков: Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных колоний № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности» ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России Алимбаевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Соликамск гражданское дело по заявлению Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных колоний № 2 с ОУХД» ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о понуждении к выполнению законных требований,
установил:
Усольский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных колоний № 2 с ОУХД» ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о понуждении к выполнению законных требований, указывая, что Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в 2017, 2018 годах проведены проверки и сделан анализ соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в исправительной колонии № 6 Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных колоний № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее по тексту ИК-6 ФКУ ОИК-2), расположенном по адресу: <...>, в части привлечения осужденных к труду.
В ходе проверки в июне 2017 года установлено, что при среднесписочной численности с начала 2017 года <данные изъяты> человек на момент проверки было трудоустроено <данные изъяты> человек, из них <данные изъяты> осужденный участка колонии-поселения и <данные изъяты> осужденных общего режима.
Количество трудоспособных осужденных составляет - <данные изъяты> осужденных; не трудоустроено <данные изъяты> трудоспособных осужденных, что составляет <данные изъяты> % от общей численности осужденных общего режима.
Из представленного ответа администрации следует, что по состоянию на июнь 2017 года, создать новые рабочие места не представляется возможным в связи с отсутствием производственных мощностей.
В ходе проверки, в январе 2018 года, в части привлечения осужденных ИК-6 к труду по итогам 2017 года, выявлены аналогичные нарушения требований ст. 13 и 18 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в части обязательного привлечения к труду осужденных и обязанности администрации создавать рабочие места.
Согласно сведениям о трудовой адаптации осужденных, отбывающих наказание в ИК-6 ФКУ ОИК-2 на 05 февраля 2018 года, за 12 месяцев 2017 года, при среднесписочной численности трудоспособных осужденных <данные изъяты> человека, трудоустроено было только <данные изъяты> человек, что составляет <данные изъяты> %. Остальные <данные изъяты> трудоспособных осужденных, трудоустроены не были в виду отсутствия рабочих мест.
Отсутствие работы не только отрицательно влияет на исправление осужденных, но и влечет не исполнение решений судов о возмещении ущерба. Так, по итогам 2017 года в ИК-6 содержалось <данные изъяты> осужденных, имеющих исполнительные листы на общую сумму <данные изъяты>. Сумма погашенной задолженности составляет <данные изъяты>. Сумма не погашенной задолженности составляет <данные изъяты>.
Администрацией ИК-6 ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю не выполняются возложенные законом обязанности по обязательному привлечению к труду осужденных и созданию для них рабочих мест, предусмотренные ст. 13 и ст. 18 Федерального закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
20.06.2017 года Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ ОИК-2 ГУФСИН России по Пермскому краю полковника внутренней службы ФИО6 по результатам комплексной проверки ИК-6 внесено представление за №, выявленные нарушения не устранены.
Заявитель иска полагает, что ответчики в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенных обязанностей должны принять необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности ИК-6 нарушений закона в части обязательного привлечения к труду всех осужденных и созданию необходимого количества рабочих мест, просит возложить обязанность на ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю создать для осужденных, отбывающих наказание в ИК-6 ФКУ ОИК-2, рабочие места с учетом возможности трудоустройства всех трудоспособных лиц, отбывающих наказание в учреждении и привлекать осужденных к труду. Обязать ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием в ИК-1 ФКУ ОИК-2 необходимого количества рабочих мест и установить срок для исполнения данного решения 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Шакуров С.Н. настаивает на удовлетворении заявленных требований по приведенным в исковом заявлении основаниям, указывая, что ответчиками в ИК-6 не обеспечено трудоустройство желающих работать и трудоспособных осужденных.
Представитель ответчиков с иском не согласилась по основаниям, приведенным в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым со стороны ОИК-2 нет бездействия, изыскивается возможность по трудоустройству осужденных, действующее законодательство предусматривает обязанность исправительного учреждения привлекать к труду осужденных исходя из наличия свободных мест, действующее законодательство не предусматривает 100% привлечения осужденных к труду, количество осужденных в исправительном учреждении постоянно меняется, с учетом бюджетного процесса невозможно постоянное обеспечение 100%-ного обеспечения рабочих мест, рабочие места для осужденных создаются и финансируются за счет средств федерального бюджета, места и виды работ, на которых осужденные обязаны трудиться, определяются администрацией исправительного учреждения. Учреждения, исполняющие наказание, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития, реализация обязанности администрации исправительного учреждения по привлечению осужденных к труду и выполнение обязанности осужденных трудиться затруднена в результате нарушения экономический связей учреждений уголовно-исполнительной системы, отсутствие заказов, слабой конкурентной способности товаров, производимых осужденных осужденными, в настоящее время принимаются меры к созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству осужденных, считает, что срок 12 месяцев исполнение решения является недостаточным.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В Российской Федерации в силу статьи 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В силу части 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация каждый осужденных к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
С учетом вышеуказанных правовых норм заслуживают внимание доводы прокурора о том, что важнейшим условием для реализации обязанности трудиться является наличие в учреждении достаточного количества рабочих мест по трудоустройству осужденных, охват общественно полезным трудом всех трудоспособных осужденных позволит решать им свои материальные проблемы, улучшить условия отбывания наказания, заслужить смягчение наказания либо условно-досрочное освобождение, возможность получения трудового отпуска с выездом за пределы учреждения, приобретения трудового стажа, сохранения и повышения квалификации и т.д. Кроме того, у осужденного есть и иные обязанности, исполнение которых возможно при наличии в исправительных учреждениях материально-технической базы с хорошей организацией производства, обязанности перед малолетними детьми, а также обязанности по возмещению ущерба потерпевшим от преступления.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", Приказами Федеральной службы исполнения наказаний "Об организационных вопросах по территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний" N 2 от 18 января 2005 г., "Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний" N 245 от 19 мая 2006 г., Положением о территориальном органе, утверждаемым приказом ФСИН, территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать в пределах своей компетенции предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими. На этом основании учреждения, исполняющие наказания, могут организовывать собственные предприятия.
Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство называет исправление осужденных в числе приоритетных целей уголовно-исполнительной системы, при этом, общественно полезный труд наряду с профессиональной подготовкой включается в перечень основных средств исправления осужденных. При этом, по смыслу положений вышеприведенных правовых норм привлечение осужденных к труду предусматривает не только использование имеющихся в наличии свободных мест, но и создание новых рабочих мест для вовлечения наибольшего числа осужденных в производственные отношения в целью их трудовой адаптации.
Суд считает доводы ответчиков об отсутствии у исправительного учреждения обязанности по трудоустройству всех трудоспособных осужденных не соответствует положениям ст. 103 УИК РФ, как нормы, определяющей привлечение к труду исходя из количества свободных рабочих мест. Совокупность требований, приведенных в статьях 9, 11, 103, 104, 105 УИК РФ, свидетельствует о возложении на уголовно-исполнительную систему обязанности предоставить каждому трудоспособному осужденному возможность трудиться.
Согласно информации ФКУ ОИК-2 с от 15.06.2018 года количество трудоспособных осужденных составляет <данные изъяты> лиц, количество трудоустроенных осужденных - <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах, суд считает, что представленные прокурором доказательства свидетельствуют о том, что обязанность по трудоустройству всех трудоспособных осужденных, отбывающих наказание в ИК-6, ответчиками не исполняется, о чем также свидетельствуют заявления осужденных, выразивших намерение трудиться, но не привлеченных к труду, представленные прокурором суду данные ОИК-2, свидетельствующие о неполной занятии осужденных.
В соответствии с положениями Устава ФКУ ОИК-2 при недостаточности денежных средств ответственность за его обязательства несут ФСИН и ГУФСИН по Пермскому краю.
ФСИН России согласно Положения о службе и части 1 ст. 158 БК РФ является главным распорядителем бюджетных средств, ГУФСИН России по Пермскому краю согласно положения является территориальным органом ФСИН России, участником бюджетного процесса, получателем бюджетных средств.
Таким образом, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, в соответствии с со ст. 12 ГК РФ присуждение к исполнению обязанностей является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав, срок выполнения данной обязанности с учетом особенностей бюджетного процесса следует определить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных колоний № 2 с особыми условиями хозяйственной деятельности» ГУФСИН России по Пермскому краю создать для осужденных, отбывающих наказание в ИК-6 ФКУ ОИК-2 рабочие места с учетом возможности трудоустройства всех осужденных лиц, отбывающих наказание в учреждении и привлекать их к труду.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России и Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием в ИК-6 ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю необходимого количества рабочих мест.
Установить срок для исполнения данного решения 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течении месяца.
Судья Н.В. Рублева