Дело № 2-1207/2012 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ город Ирбит
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Буньковой Н.А., с участием помощника Ирбитского межрайонного прокурора Лыжина Д.В., при секретаре Аллояровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах К. к администрации Ирбитского муниципального образования, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения,
У с т а н о в и л:
Родителями К. , <данные изъяты> являются «отец» - К. и «мать» - К. (л.д.10). К. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). Решением Ирбитского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ отец К. . – К. был лишен родительских прав в отношении двоих своих детей, в том числе и Натальи (л.д.12). Постановлением главы администрации Ирбитского района от ДД.ММ.ГГГГ года № над К. . опекуном назначена её бабушка - Дубских Н.В. (л.д.13).
Ирбитский межрайонный прокурор, действующий в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах К. , <данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации Ирбитского муниципального образования, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения, из которого следует, что Ирбитской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по обращению К. о нарушении жилищного законодательства администрацией Ирбитского МО в ходе которой установлено, что жилое помещение за К. . не закреплялось. Постановлением администрации Ирбитского МО от ДД.ММ.ГГГГ года № утвержден протокол заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года, которым К. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как ребёнок-сирота. Жилого помещения К. . по договору социального найма не предоставлено, чем нарушены её жилищные права. Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» К. относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении, или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, Правительством Свердловской области утверждается порядок обеспечения жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. Порядок обеспечения указанной категории лиц в 2011-2015 годах утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года № 84 - ПП, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений, осуществляется органами местного самоуправления (далее – Порядок обеспечения). Просит возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязать приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Ирбитского МО, распределить жилое помещение К. ., безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность, обязать администрацию Ирбитского МО предоставить переданное им жилое помещение Карповой Н.А. по договору социального найма.
В судебном заседании помощник Ирбитского межрайонного прокурора Лыжин Д.В. требования, изложенные в исковом заявлении подержал в полном объёме, просил их удовлетворить, дополнительных пояснений по заявленным требованиям не дал.
Истец К. . суду пояснила, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объёме. Её попечителем являлась бабушка - Дубских Н.В. В настоящее время жилья на условиях найма или на праве собственности она не имеет, хочет жить отдельно от бабушки. Просит исковые требования прокурора удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Ирбитского муниципального образования Бахтинова Т.П. в судебное заседание не явилась, предоставила заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие, также указала, что возражений против удовлетворения требований прокурора не имеет (л.д.31, 32).
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте был извещен надлежащим образом, о причинах уважительности своей неявки не сообщил, не просил об отложении дела, либо о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, с учётом мнения истца К. помощника прокурора Лыжина Д.В., не возражавших против рассмотрения дела при данной явке, на основании ч.3 и ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив добытые доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьёй 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Условия реализации права граждан на жилище регламентируется в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путём предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма, осуществляемого в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Частью 1 ст. 57 указанного Кодекса предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.
Судом в бесспорном порядке установлено, что К. , ДД.ММ.ГГГГ является сиротой. Из протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что К. . признана нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма и поставлена на учёт как сирота (л.д.16), однако до настоящего времени договор социального найма на жилое помещение с ней не заключён. Жилого помещения, зарегистрированного за К.. на праве личной собственности не имеется <данные изъяты>). Жилое помещение, находящееся по месту регистрации К.. по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности её опекуну Дубских Н.В. (<данные изъяты>). Отсутствие сведений о наличии закреплённого за истцом жилого помещения по убеждению суда подтверждает обоснованность принятия К. . на учёт в целях предоставления жилья. ДД.ММ.ГГГГ К. . обратилась в Ирбитскую межрайонную прокуратуру с заявлением о нарушении администрацией Ирбитского МО жилищного законодательства (л.д. 8).
Таким образом, судом объективно и достоверно установлено, и сторонами не оспорено, что Карпова К. является сиротой, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, и, в силу вышеприведенных норм права, имеет право на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм – не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения в соответствии с Постановлением Главы муниципального образования Ирбитский район от ДД.ММ.ГГГГ №
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, в соответствии с под. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно п.6 ч.1 ст. 14 Областного закона от 04 ноября 1995 г. № 31 - ОЗ «О Правительстве Свердловской области», Правительство Свердловской области является коллегиальным исполнительным органом, уполномочено разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению комплексного социально- экономического развития субъекта, распоряжаться государственной собственностью субъекта, содействовать разрешению проблем семьи, обеспечивать социальную поддержку и социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Нормативное положение, закреплённое в абзаце 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральном законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.
На момент рассмотрения дела, нормативного акта, возлагающего указанные полномочия на органы местного самоуправления, в Свердловской области не имеется, поэтому суд не может возложить обязанность по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на органы местного самоуправления.
Правительство Свердловской области на каждый год утверждает «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счёт средств областного бюджета», в котором предусматривает главного распорядителя средств областного бюджета, организацию проведения аукционов на строительство (приобретение) жилых помещений, порядок финансирования расходов по строительству и приобретению жилых помещений, порядок зачисления жилых помещений, построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета, в казну Свердловской области, порядок распределения их детям-сиротам, порядок согласования и предоставления списка детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. В данном Порядке обеспечения на 2011-2015г.г. Правительством определено, что распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счёт средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с распоряжениями Правительства Свердловской области.
Согласно п.2,3 Порядка обеспечения функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства. Предоставление жилого помещения данной категории граждан вне очереди не связано с наличием иных нуждающихся лиц данной категории. Иной подход противоречил бы смыслу внеочередного предоставления жилья и нормам абзаца 2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, согласно приведённых выше нормативных актов обязанность по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на плановый период 2011-2015г.г. лежит на Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Иск Ирбитским межрайонным прокурором к администрации Ирбитского МО предъявлен в части возложения обязанности, после передачи им жилого помещения в муниципальную собственность, предоставить данное жилое помещение К. . по договору социального найма, что не оспаривается представителем администрации Ирбитского МО. Правом на заключение договора социального найма обладает именно орган местного самоуправления (ч.3 ст. 57 ЖК РФ). Администрацией Ирбитского муниципального образования требования прокурора, как следует из представленного ими заявления фактически признаются.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах К. к администрации Ирбитского муниципального образования, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Ирбитского муниципального образования, распределить жилое помещение К. , <данные изъяты>, и безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность.
Обязать администрацию Ирбитского муниципального образования предоставить переданное им жилое помещение К. , <данные изъяты> по договору социального найма.
Решение в части возложения обязанностей на администрацию Ирбитского муниципального образования по договору социального найма подлежит исполнению после исполнения решения в части приобретения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области жилого помещения и передачи жилого помещения в муниципальную собственность.
Решение суда может быть обжаловано или внесено представление в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия, путём подачи апелляционной жалобы или внесения представления через Ирбитский районный суд.
Председательствующий-/подпись/
ВЕРНО
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение вступило в законную силу ФИО21
<данные изъяты>
<данные изъяты>