Дело № 2-87/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Острогожск 4 февраля 2016 года
Острогожский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Говорова А.В.,
при секретаре Хлякине Е.А.,
с участием представителя истца – МИ ФНС России № 14 по Воронежской области Образцова А.М.
ответчика Киселева С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Воронежской области к Киселеву Сергею Павловичу о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
МИ ФНС России № 14 по Воронежской области обратилась в суд с иском к Киселеву С.П., указав в качестве оснований своих требований что Киселевым С.П. была представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2014 год, согласно которой заявлен имущественный вычет в сумме 2 000 000 руб. в сумме фактически произведенных расходов на приобретение объекта недвижимости (квартиры), а также налог, подлежащий возврату из бюджета за 2014 год, в размере 84 229,00 рублей. Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области на основании заявления Киселева С.П. было принято решение о возврате налога за 2014 год в размере 84 229 руб. Денежные средства перечислены налогоплательщику. В ходе последующей проверки было установлено, что согласно договору купли-продажи от 25.03.2014 квартира приобретена Киселевым С.П. за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемых Федеральным государственным учреждением «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и кредитных средств представляемых «Межрегиональным коммерческим банком развития связи и информатики», согласно кредитному договору № 2863/2014 от 04.03.2014 г. Поскольку согласно условиям договоров, погашение кредита и оплата процентов за пользование кредитными средствами Киселевым С.П. как участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, осуществляется Уполномоченным федеральным органом за счет средств федерального бюджета имущественный налоговый вычет предоставлен необоснованно. Истец просит взыскать с ответчика сумму необоснованно полученных денежных средств в размере 84 229 рублей.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик Киселев С.П. иск не признал, пояснил, что стоимость квартиры оплачена им не только за счет средств целевого жилищного займа, но за счет заемных средств, как на заемщика по кредитному договору именно на него возложены обязательства о возврату кредита, которые к средствам бюджета не относятся, в случае увольнения с военной службы расходы по погашению кредита будут возложены на него как на заемщика, в связи с чем ответчик полагает предоставление налогового вычета обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Таким образом, настоящее дело подведомственно суду общей юрисдикции и в соответствии со ст. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, подлежит рассмотрению районным судом.
В соответствии с требованиями статьи 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 3 статьи 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
На основании положений п.3 ч.1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
В фактические расходы на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них могут включаться, в том числе, расходы на приобретение квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме.
Согласно положениям указанной статьи, для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
В силу ч.2 ст. 220 Налогового кодекса РФ имущественные налоговые вычеты (за исключением имущественных налоговых вычетов по операциям с ценными бумагами) предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.
В соответствии с ч. 5 ст. 220 Налогового кодекса РФ, имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса.
Из пояснений сторон и материалов дела следует, что Киселев С.П. проходит военную службу и является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, реализуя, тем самым, право на жилище, предусмотренное ст. 15 Федерального закона от 27.08.1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральным законом от 20.08.2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 года N 370.
Согласно договору купли-продажи от 25.03.2014 г. Киселев С.П. приобрел <адрес> стоимостью 3 000 000 рублей за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемых ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», и кредитных средств.
Согласно п. 2.1 договора денежная сумма в счет уплаты за приобретаемое недвижимое имущество уплачивается покупателем в размере 817 049 руб. за счет средств, предоставляемых учреждением, в размере 2 182 951 руб. за счет средств, предоставленных банком по кредитному договору, сведений о расходовании собственных средств договор не содержит.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 20.08.2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» определено, что накопительным взносом являются денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.
Пунктом 7 статьи 3 данного Федерального закона установлено, что именной накопительный счет участника - это форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.
В соответствии со ст. 4. Федерального закона, реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:
1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений;
2) предоставления целевого жилищного займа;
3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В соответствии с п. 12 постановления Правительства РФ от 17.11.2005 № 686 «Об утверждении Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения», дополнительные средства перечисляются заинтересованным федеральным органом исполнительной власти в безналичном порядке для возврата задолженности перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, для погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу), полученному участником накопительно-ипотечной системы, либо на счет участника или члена его семьи.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 указанного Закона, участник ипотечно-накопительной системы имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 15 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, а также в случаях, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона. Целевой жилищный заем может погашаться досрочно. При продолжении прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы по контракту после погашения целевого жилищного займа начисления на именной накопительный счет участника производятся на общих основаниях.
В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 220 Налогового Кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» имущественный налоговый вычет, предоставляемый участнику накопительно-ипотечной системы, может быть применен к общей сумме расходов на приобретение жилья, уменьшенных на сумму денежных средств, полученных на приобретение этого жилья из средств федерального бюджета в соответствии с Законом N 117-ФЗ. Поскольку данные целевые выплаты в соответствии с положением Налогового Кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, то вычету может подлежать только та часть расходов, которая понесена военнослужащим самостоятельно.
Как пояснил в судебном заседании Киселев С.П., погашение кредита осуществляется им за счет средств, предоставляемых ему как участнику ипотечно-накопительной системы, доказательств несения собственных расходов на приобретение квартиры и обслуживание кредита не предоставил.
Заключение Киселевым С.П. кредитного договора с банком от своего имени и наличие обязательств по выплате кредита не может являться подтверждением фактически произведенных им расходов на приобретение квартиры при указанных обстоятельствах, поскольку обслуживание кредита компенсируется за счет средств бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере
Посредством использования налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить свои налогооблагаемые доходы. Необходимым условием получения вычетов является наличие обязанности уплачивать налог на доходы.
Таким образом, налоговое законодательство в качестве условия предоставления имущественного налогового вычета предполагает приобретение жилого помещения за счет средств из собственных доходов налогоплательщика, с которых был уплачен налог.
В силу ст. 208 Налогового Кодекса РФ, поскольку договор займа предполагает возврат полученных денежных средств, заемные денежные средства не отнесены к доходам налогоплательщика и не облагаются НДФЛ. Следовательно, при отсутствии подтвержденного расходования собственных денежных средств налогоплательщика (налоговая база) на обслуживание кредита и оплату приобретаемого жилого помещения, при предоставлении налогового вычета происходит уменьшение налоговой базы при фактическом отсутствии расходов на приобретение имущества, что не соответствует предусмотренным законом условиям предоставления вычета.
При указанных обстоятельствах налогоплательщик получает необоснованную выгоду в виде возврата НДФЛ уплаченного на сумму доходов, при отсутствии расходования данных средств.
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Киселева Сергея Павловича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Воронежской области 84 229 рублей.
Взыскать с Киселева Сергея Павловича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 726 рублей 87 копеек.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Судья А.В. Говоров
Мотивированное решение изготовлено 8.02.2016
Дело № 2-87/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Острогожск 4 февраля 2016 года
Острогожский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Говорова А.В.,
при секретаре Хлякине Е.А.,
с участием представителя истца – МИ ФНС России № 14 по Воронежской области Образцова А.М.
ответчика Киселева С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Воронежской области к Киселеву Сергею Павловичу о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
МИ ФНС России № 14 по Воронежской области обратилась в суд с иском к Киселеву С.П., указав в качестве оснований своих требований что Киселевым С.П. была представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2014 год, согласно которой заявлен имущественный вычет в сумме 2 000 000 руб. в сумме фактически произведенных расходов на приобретение объекта недвижимости (квартиры), а также налог, подлежащий возврату из бюджета за 2014 год, в размере 84 229,00 рублей. Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области на основании заявления Киселева С.П. было принято решение о возврате налога за 2014 год в размере 84 229 руб. Денежные средства перечислены налогоплательщику. В ходе последующей проверки было установлено, что согласно договору купли-продажи от 25.03.2014 квартира приобретена Киселевым С.П. за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемых Федеральным государственным учреждением «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и кредитных средств представляемых «Межрегиональным коммерческим банком развития связи и информатики», согласно кредитному договору № 2863/2014 от 04.03.2014 г. Поскольку согласно условиям договоров, погашение кредита и оплата процентов за пользование кредитными средствами Киселевым С.П. как участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, осуществляется Уполномоченным федеральным органом за счет средств федерального бюджета имущественный налоговый вычет предоставлен необоснованно. Истец просит взыскать с ответчика сумму необоснованно полученных денежных средств в размере 84 229 рублей.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик Киселев С.П. иск не признал, пояснил, что стоимость квартиры оплачена им не только за счет средств целевого жилищного займа, но за счет заемных средств, как на заемщика по кредитному договору именно на него возложены обязательства о возврату кредита, которые к средствам бюджета не относятся, в случае увольнения с военной службы расходы по погашению кредита будут возложены на него как на заемщика, в связи с чем ответчик полагает предоставление налогового вычета обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Таким образом, настоящее дело подведомственно суду общей юрисдикции и в соответствии со ст. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, подлежит рассмотрению районным судом.
В соответствии с требованиями статьи 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 3 статьи 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
На основании положений п.3 ч.1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
В фактические расходы на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них могут включаться, в том числе, расходы на приобретение квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме.
Согласно положениям указанной статьи, для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
В силу ч.2 ст. 220 Налогового кодекса РФ имущественные налоговые вычеты (за исключением имущественных налоговых вычетов по операциям с ценными бумагами) предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.
В соответствии с ч. 5 ст. 220 Налогового кодекса РФ, имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса.
Из пояснений сторон и материалов дела следует, что Киселев С.П. проходит военную службу и является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, реализуя, тем самым, право на жилище, предусмотренное ст. 15 Федерального закона от 27.08.1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральным законом от 20.08.2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 года N 370.
Согласно договору купли-продажи от 25.03.2014 г. Киселев С.П. приобрел <адрес> стоимостью 3 000 000 рублей за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемых ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», и кредитных средств.
Согласно п. 2.1 договора денежная сумма в счет уплаты за приобретаемое недвижимое имущество уплачивается покупателем в размере 817 049 руб. за счет средств, предоставляемых учреждением, в размере 2 182 951 руб. за счет средств, предоставленных банком по кредитному договору, сведений о расходовании собственных средств договор не содержит.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 20.08.2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» определено, что накопительным взносом являются денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.
Пунктом 7 статьи 3 данного Федерального закона установлено, что именной накопительный счет участника - это форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.
В соответствии со ст. 4. Федерального закона, реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:
1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений;
2) предоставления целевого жилищного займа;
3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В соответствии с п. 12 постановления Правительства РФ от 17.11.2005 № 686 «Об утверждении Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения», дополнительные средства перечисляются заинтересованным федеральным органом исполнительной власти в безналичном порядке для возврата задолженности перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, для погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу), полученному участником накопительно-ипотечной системы, либо на счет участника или члена его семьи.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 указанного Закона, участник ипотечно-накопительной системы имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 15 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, а также в случаях, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона. Целевой жилищный заем может погашаться досрочно. При продолжении прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы по контракту после погашения целевого жилищного займа начисления на именной накопительный счет участника производятся на общих основаниях.
В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 220 Налогового Кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» имущественный налоговый вычет, предоставляемый участнику накопительно-ипотечной системы, может быть применен к общей сумме расходов на приобретение жилья, уменьшенных на сумму денежных средств, полученных на приобретение этого жилья из средств федерального бюджета в соответствии с Законом N 117-ФЗ. Поскольку данные целевые выплаты в соответствии с положением Налогового Кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, то вычету может подлежать только та часть расходов, которая понесена военнослужащим самостоятельно.
Как пояснил в судебном заседании Киселев С.П., погашение кредита осуществляется им за счет средств, предоставляемых ему как участнику ипотечно-накопительной системы, доказательств несения собственных расходов на приобретение квартиры и обслуживание кредита не предоставил.
Заключение Киселевым С.П. кредитного договора с банком от своего имени и наличие обязательств по выплате кредита не может являться подтверждением фактически произведенных им расходов на приобретение квартиры при указанных обстоятельствах, поскольку обслуживание кредита компенсируется за счет средств бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере
Посредством использования налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить свои налогооблагаемые доходы. Необходимым условием получения вычетов является наличие обязанности уплачивать налог на доходы.
Таким образом, налоговое законодательство в качестве условия предоставления имущественного налогового вычета предполагает приобретение жилого помещения за счет средств из собственных доходов налогоплательщика, с которых был уплачен налог.
В силу ст. 208 Налогового Кодекса РФ, поскольку договор займа предполагает возврат полученных денежных средств, заемные денежные средства не отнесены к доходам налогоплательщика и не облагаются НДФЛ. Следовательно, при отсутствии подтвержденного расходования собственных денежных средств налогоплательщика (налоговая база) на обслуживание кредита и оплату приобретаемого жилого помещения, при предоставлении налогового вычета происходит уменьшение налоговой базы при фактическом отсутствии расходов на приобретение имущества, что не соответствует предусмотренным законом условиям предоставления вычета.
При указанных обстоятельствах налогоплательщик получает необоснованную выгоду в виде возврата НДФЛ уплаченного на сумму доходов, при отсутствии расходования данных средств.
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Киселева Сергея Павловича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Воронежской области 84 229 рублей.
Взыскать с Киселева Сергея Павловича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 726 рублей 87 копеек.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Судья А.В. Говоров
Мотивированное решение изготовлено 8.02.2016