РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 15 августа 2018 года
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Фоминой И.А. при секретаре Чудесовой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а –2220/2018 по административному исковому заявлению Богомолова К. В. к Министерству строительства <адрес> об обжаловании действий органа власти (должностных лиц),
УСТАНОВИЛ:
Богомолов К.В. (далее – административный истец, истец) обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства <адрес> (далее – административный ответчик, ответчик, Министерство) об обжаловании действий органа власти (должностных лиц), указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Кросс», Матвеевой Т.А. и истцом был заключен договор о переуступке доли в строительстве жилого дома на пересечении улиц Владимирская и пр.К.Маркса <адрес>. в этот же день истцу была выдана справка, что оплата им произведена полностью, финансовых претензий ООО «Кросс» не имеет. До настоящего времени дом не сдан в эксплуатацию. Истец обратился в Министерство строительства <адрес> с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан, ему было отказано ДД.ММ.ГГГГ в связи с не предоставлением или предоставлением документов в полном объеме, в связи с чем истец просил суд признать незаконным решение Министерства строительства <адрес> об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, обязать ответчика включить истца в реестр пострадавших граждан.
В судебном заседании истец требования поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика по доверенности Апаркина Т.М. иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Изучив материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст.226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлен принцип государственного регулирования, государственного контроля (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В соответствии с этим уполномоченным органом на территории <адрес> является Министерство строительства <адрес> (ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории <адрес>»).
В соответствии с ч.7 ст.23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В соответствии с приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
- неисполнение застройщиком обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
- привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
- неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства;
- отсутствие правопреемника застройщика, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
- необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика, не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
- отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Решение о включении гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании заявления пострадавшего гражданина с приложением копий документа, удостоверяющего личность; договора долевого участия; платежных документов; вступившего в законную силу решения суда о включении требований дольщика в реестр требований кредиторов (при наличии).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом, ООО «Кросс», Матвеевой Т.А. был заключен договор №П «О переуступке доли в строительстве жилого дома», оплата по договору произведена истцом полностью, что подтверждается справкой ООО «Кросс» (л.д.33).
До настоящего времени жилое помещение на пересечении улиц Владимирская и пр.К.Маркса истцу не передано, в связи с чем он обратился с заявлением в Министерству строительства <адрес> о включении его в реестр пострадавших граждан.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано во включении в реестр пострадавших граждан на основании п.п.5 п.10 Правил ведения реестра (л.д.8).
Из отзыва ответчика следует, что истцом не представлены платежные документы, подтверждающие исполнение Богомоловым К.В. обязательств по договору о переуступке доли в строительстве жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ №П, а также документов, подтверждающих исполнение предыдущими собственниками долевого строительства объекта.
Согласно п.п.5 п.10 Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 560/пр (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий: 5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Согласно п.6 Правил, к заявлению прилагаются следующие документы: 3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору).
Между тем, определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требование истца в размере 502 400,00 руб. включено в реестр требований кредиторов ООО «Кросс» (л.д.11).
В материалах данного административного дела имеется справка ООО «Кросс» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что согласно договору №-П от ДД.ММ.ГГГГ оплата истцом произведена полностью, финансовых претензий ООО «Кросс» к Богомолову К.В. не имеет (л.д.33).
Указанные документы приложены истцом к заявлению в Министерство строительство <адрес>, также как и справки об оплате по предыдущим договорам переуступки права на долевое участие в строительстве (л.д.19-30).
Оснований не доверять представленным документам у суда не имеется.
Таким образом, отказ во включении истца в реестр пострадавших граждан не может быть признан законным и обоснованным.
Согласно п.п.1 п.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При указанных обстоятельствах требования Богомолова К.В. о признании незаконным отказа Министерства строительства <адрес> о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Таким образом, не подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности по включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, поскольку решение данного вопроса относится к компетенции министерства строительства <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Богомолова К. В. к Министерству строительства <адрес> об обжаловании действий органа власти (должностных лиц) удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № во включении Богомомолова К.В. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.
Обязать Министерство строительства <адрес> возобновить работу по заявлению Богомолова К.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А.Фомина