Дело № 2-1211(2012)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Т.В. Шадриной, при секретаре О.В. Исаковой, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Шумковой С.С. к администрации Муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Шумкова С.С. обратилась в суд с иском к администрации МО «Лысьвенский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, ссылаясь на то, что имеет такое право как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация ЛГП, в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов Пермского края, Правительство Пермского края и Министерство социального развития Пермского края, Шумков С.В.
В судебном заседании истица Шумкова С.С. поддержала заявленные требования и пояснила, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. С момента рождения она со своими родителями - отцом ФИО15, матерью ФИО14, а также братом ФИО17 проживала в муниципальной <данные изъяты> квартире в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ее родители умерли, после чего она и ее брат были направлены в <адрес> детский дом, где она воспитывалась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В этот же период времени администрацией <адрес> она была поставлена в очередь нуждающихся в жилом помещении. По окончании пребывания в детском доме, она поступила в Профессиональное училище № <адрес>, где обучалась до ДД.ММ.ГГГГ. и проживала первоначально в общежитии, а впоследствии в съемном жилом помещении. Впоследствии решением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она была незаконно исключена из льготной очереди и переведена в общую очередь. Данные обстоятельства ей стали известны только после получения ДД.ММ.ГГГГ копии решения жилищно-бытовой комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в архиве МО «ЛМР». В связи с отсутствием ранее у нее данных сведений, она в ДД.ММ.ГГГГ. обращалась в устной форме в администрацию <адрес> о предоставлении ей во внеочередном порядке жилого помещения как лицу из числа детей-сирот, однако ей в этом было отказано со ссылкой на то, что право на предоставление жилого помещения должно быть реализовано после выхода из детского дома. Считает, что она незаконно была исключена из очереди детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, поскольку при определении ее в детский дом жилое помещение, в котором ранее она проживала со своей семьей, за ней закреплено не было. На сегодняшний день она не имеет жилья ни в собственности, ни по договору социального найма, ее семья состоит из четырех человек, в том числе, ее супруга Шумкова С.В. и двоих несовершеннолетних детей – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Фактически ее семья зарегистрирована и проживает в жилом помещении по <адрес>, принадлежащим <данные изъяты> ее супруга, который предоставил им данное жилое помещение во временное пользование. Считает, что право на внеочередное предоставление жилья в связи с достижением возраста 23 лет ею не утрачено, она является лицом из числа детей-сирот и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. Просит возложить на ответчика обязанность по внеочередному предоставлению ей жилого помещения по договору социального найма, исходя из общей площади не менее установленной нормы <данные изъяты> кв.м. с учетом ее членов семьи в черте <адрес>.
Представитель истицы Кузьмина Л.В. ее доводы поддержала, дала аналогичные показания.
Представитель администрации МО «Лысьвенский муниципальный район» Пермского края в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном отзыве представитель по доверенности Зорина Ю.В. указала, что исковые требования Шумковой С.С. администрация района не признает, поскольку Шумкова С.С. на учете детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, в администрации <адрес> не состоит. Кроме того, обеспечение жилой площадью граждан указанной категории лиц осуществляется только после выделения средств из федерального бюджета, бюджета Пермского края, а не за счет местного бюджета.
Представитель администрации Лысьвенского городского поселения в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ТУ Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому муниципальному району Цветова Н.М. в судебном заседании пояснила, что возражений по заявленным требованиям не имеет.
Представители Министерства финансов Пермского края и Министерства социального развития Пермского края в суд не явились, просили рассмотреть дело без их участия. В отзыве возражали против удовлетворения требований истца, поскольку Шумкова (<данные изъяты> С.С. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, а обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей гарантируется тем, которые были поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 18 лет.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представили.
Третье лицо – Шумков С.В. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав истицу, ее представителя, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению исковых требований.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г.), детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В судебном заседании установлено, что истица Шумкова (<данные изъяты>) С.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Ее родителями являются ФИО14 и ФИО15 (л.д.5).
Согласно свидетельств о смерти (л.д.6), ФИО15 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 умерла ДД.ММ.ГГГГ
Решением исполнительного комитета Лысьвенского городского совета народных депутатов Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.9) <данные изъяты> С.С. и ее <данные изъяты> ФИО17 были определены в Лысьвенский детский дом.
Согласно справке детского дома <адрес> (л.д.10), <данные изъяты> С.С. воспитывалась в детском доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., этот период была зарегистрирована в детском доме по <адрес>.
Как следует из копии диплома (л.д. 11), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица обучалась в Среднем профессиональном училище № <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> С.С. вступила в брак с Шумковым С.В., после чего ей присвоена фамилия Шумкова (л.д.16).
Согласно свидетельств о рождении (л.д.17,18) у Шумковой С.С. двое несовершеннолетних детей: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Согласно абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
Для получения жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей (как и иным лицам), необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичная норма содержалась и в п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, в соответствии с которой, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
На основании ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Подача заявлений не по месту своего жительства допускается только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 (в ред. от 01.11.2008) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктом 4 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года N 170, предусмотрено, что учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Для лиц, родившихся за пределами территории Российской Федерации, учет производится по месту их последнего проживания на территории соответствующих районов и городов Пермской области.
Из анализа выше приведенного законодательства следует, что в Пермском крае постановка на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, возможна как по месту жительства, так и по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Как установлено в судебном заседании, истица родилась и была выявлена как ребенок-сирота в <адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении истицы (л.д. 5) и актом материально-бытового положения семьи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), в соответствии с которым семья истицы в составе 4 человек (мать, отец и двое несовершеннолетних детей) проживали в квартире по <адрес>.
Как следует из сообщения администрации <адрес> (л.д. 81-82), в ДД.ММ.ГГГГ. вопросами закрепления жилых помещений за детьми, оставшимися без попечения родителей, и постановки их на учет как нуждающихся в жилом помещении занимались органы опеки <адрес>. Жилой дом по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ. снесен в связи с оптимизацией жилищного фонда. В указанном жилом помещении были зарегистрированы ФИО15 и ФИО14 до момента их смерти ДД.ММ.ГГГГ, информация о детях отсутствует.
Как видно из ответа на обращение истицы и ФИО17 в администрацию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20), им было отказано в предоставлении жилого помещения как лицам из числа детей-сирот, поскольку они достигли возраста 22-х и 27 лет, внеочередное жилое помещение может быть предоставлено по окончании пребывания в государственном детском учреждении, где они находились на воспитании.
Согласно информации администрации <адрес>, предоставленной по запросу истицы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23), администрация не располагает сведениями о закреплении жилья за ней и ФИО17, в документах регистрационного учета родителей истца информация о проживании с ними детей не занесена.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что за истицей после приобретения ею статуса в соответствии с Законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение по месту ее жительства не закреплялось, на учет в качестве нуждающейся на получение жилого помещения по месту регистрации ее рождения и по месту выявления она также не была поставлена.
Как следует из справки администрации <адрес> (л.д.45), Шумкова С.С. в льготном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по <адрес> не состоит. Жилое помещение по договору социального найма ФИО1 не предоставлялось. Сведения об обращении администрации детского дома, органов опеки и попечительства, а также самой Шумковой С.С. по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилом помещении в администрации <адрес> отсутствуют.
Вместе с тем, согласно письму начальника отдела по учету, распределению, обмену жилой площади Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 166), Шумкова С.С. состояла в льготном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по <адрес>. Решением жилищно-бытовой комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением главы города от ДД.ММ.ГГГГ № «О пересмотре льготной очереди воспитанников детского дома» Шумкова (<данные изъяты>) С.С. была исключена из льготной очереди и переведена в общегородскую очередь нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Данные обстоятельства также подтверждаются представленными копиями данных решений (л.д. 130-132).
Согласно п.3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
В силу норм ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Как следует из решения жилищно-бытовой комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 130-131), основанием для перевода воспитанников детского дома, в том числе Шумковой (<данные изъяты>) С.С. из льготного списка в общую очередь указан тот факт, что она родилась и была выявлена как ребенок – сирота за пределами <адрес>.
Однако в соответствии с п. 4 Правил, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года N 170, учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления не только по месту выявления либо по месту регистрации рождения, но и по месту их первичного устройства или по месту жительства.
Таким образом, в связи с тем, что истица до достижения возраста 23-х лет была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по льготному списку детей-сирот в соответствии с законом, действующим на момент постановки на такой учет (ст.31, ст.37 ЖК РСФСР, п.31 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 31 июля 1987 года N 872, постановление Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР»), ее перевод постановлением главы города ДД.ММ.ГГГГ г. № «О пересмотре льготной очереди воспитанников детского дома» из льготной в общегородскую очередь нуждающихся в обеспечении жилым помещением не может быть признан соответствующим закону. Соответственно, Шумкова С.С. имеет право на внеочередное получение жилого помещения в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.
Как следует из копии домовой книги (л.д.12), истица Шумкова С.С., ее супруг и дети зарегистрированы в доме по <адрес>.
В соответствии со ст. 5 ЖК РФ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Таким образом, в данном случае следует руководствоваться ранее действовавшим законодательством.
В соответствии со ст. 54 ЖК РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласие остальных членов семьи.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
В силу ч. 2 ст.53 ЖК РСФСР к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Как установлено в судебном заседании жилое помещение по <адрес> принадлежит на праве собственности <данные изъяты> супруга истицы – ФИО19, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.19) и свидетельства о праве на наследство по закону (л.д. 192).
Исходя из пояснений истицы судом установлено, что данное жилое помещение было предоставлено ФИО20 ее семье во временное пользование в связи с отсутствием у них иного жилого помещения. Совместно с собственником они никогда не проживали, общего бюджета у них не было, совместного хозяйства они с ним не вели.
Данные обстоятельства были подтверждены допрошенными в судебном заседании свидетелями ФИО21 и ФИО22 Более того, факт временного проживания истицы и ее семьи в доме по <адрес> подтверждается также договором найма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 193), срок действия которого установлен до ДД.ММ.ГГГГ, а также решением Лысьвенского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 194), которым был установлен факт принятия ФИО20 наследства, в том числе, путем предоставления принадлежащего наследодателю жилого дома во временное пользование своему <данные изъяты>.
Согласно сведений Лысьвенского филиала ЦТИ Пермского края (л.д. 48) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 38-40), какого либо жилого помещения на праве собственности за истицей и членами ее семьи не зарегистрировано.
Как следует из справки администрации ЛГП (л.д. 172), Шумков С.В. в общегородской очереди нуждающихся в жилом помещении не состоит.
Согласно справке ТУ-Минсоцразвития по ЛМР 9л.д. 195), Шумкова С.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете, имела статус малоимущей семьи и получала ежемесячное пособие на детей – ФИО6 и ФИО7
Согласно справок ООО «Лысьватяжмаш-Привод» (л.д. 198-199), средняя ежемесячная заработная плата Шумковой С.С. за <данные изъяты> месяцев составила <данные изъяты>., заработная плата Шумкова С.В. за этот же период – <данные изъяты>.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Шумкова С.С. и члены ее семьи, не имеют жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности либо на условиях найма, пригодного для проживания, в приватизации жилья не участвовали, до настоящего времени жилым помещением не обеспечены.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований исходя из того, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, жилых помещений, пригодных для постоянного проживания в собственности не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в предоставлении жилья.
При этом, обязанность по обеспечению истца жилым помещением вне очереди за счет средств бюджета субъекта РФ возложена на орган исполнительной власти по месту регистрации истца в качестве нуждающейся в жилье.
В соответствии п.п.2-8 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п предусмотрено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете направляются органам местного самоуправления муниципальных образований и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый года на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учитывая, что распоряжение о предоставлении жилья указанным категориям граждан принимается Лысьвенским муниципальным районом, администрация которого является получателем и распорядителем финансовых средств, переданных из бюджета Пермского края на указанные цели, то обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, возложенная законодательством на органы местного самоуправления, должна быть исполнена Администрацией муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район».
Также суд считает обоснованным и требование о предоставлении Шумковой С.С. жилого помещения с учетом членов ее семьи и по норме предоставления не менее <данные изъяты> кв.м. на каждого.
В силу ч.5 ст.57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решением Думы Лысьвенского городского поселения от 22.10.2009г. норма предоставления определена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи.
Согласно ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого" помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) для одиноких граждан составляет 33 кв. м., на семью из двух человек - 42 кв. м. и 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.
Этой же нормой Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей.
Таким образом, обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта РФ в рамках предоставленных ему федеральным законом полномочий, урегулировал вопросы предоставлениях жилых помещений указанной категории лиц во внеочередном порядке по нормам предоставления более чем установлено ч.1 и ч.2 ст. 50 ЖК РФ, положения которых к возникшим правоотношениям применению не подлежат.
В силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Поскольку конкретный порядок обеспечения граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей статьей 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрен, действует общий порядок обеспечения жилыми помещениями нуждающихся лиц.
Таким образом, поскольку Шумков С.В., ФИО6 и ФИО7 являются членами семьи Шумковой С.С., следовательно истица имеет право на получение жилого помещения с учетом состава семьи из 4 человек.
Доводы ответчика и представителя Министерства социального развития Пермского края о том, что истица утратила статус ребенка сироты по достижении 23-летнего возраста, суд также считает необоснованными, поскольку исходя из смысла ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в совокупности с нормами Жилищного кодекса РФ, считает, что достижение 23-летнего возраста лицом, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, не влечет безусловное лишение его гарантий, предусмотренных данным Законом, если реализация жилищных прав не была осуществлена по вине других лиц. Достижение Шумковой С.С. 23-х лет не освобождает орган местного самоуправления от выполнения обязанности по обеспечению ее жилым помещением в соответствии с действующим законодательством.
С учетом изложенного, на администрацию МО «ЛМР» должна быть возложена обязанность, предоставить Шумковой С.С. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м - на каждого члена семьи в черте <адрес>, за счет средств, выделенных на эти цели.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на Администрацию муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» обязанность за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Шумковой С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на семью из четырех человек, в том числе, супруга – Шумкова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сыновей – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям <адрес> жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям в границах <адрес>, общей площадью не менее установленной нормы предоставления <данные изъяты> кв.м. на каждого члена семьи.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья: Т.В. Шадрина
Секретарь: О.В. Исакова