УИД: 11RS0002-01-2019-000913-34
Дело № 2 - 701/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воркута 12 апреля 2019 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,
при секретаре Типнер О.Н.,
с участием
представителя истца старшего помощника прокурора Журавлевой Е.В.,
представителя ответчика Хроль В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Воркуты в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Воркуты о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению,
установил:
прокурор г. Воркуты обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Воркуты (далее МОУ «СОШ № 43») о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путём установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля по адресу: Республика Коми, г. Воркута, пгт. Елецкий, ул. Школьная, д. 6, информационной тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании, направляющих тактильно-контрастных указателей на основных путях движения и тактильно-контрастных указателей, предупреждающих о возможных опасностях в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой г. Воркуты в рамках осуществления надзорных функций проведена проверка исполнения образовательными учреждениями требований законодательства о защите прав инвалидов и об образовании, в ходе деятельности МОУ «СОШ № 43» г. Воркуты выявлены нарушения п.п. «а» п. 4 и п.п. «е» п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утверждённого приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309, выразившиеся в отсутствие вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; при входе на объект, а также на путях движения не установлена тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, на основных путях движения отсутствуют направляющие, а также предупреждающие о возможных опасностях, тактильно-контрастные указатели.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил при определении срока исполнения требований истца определить его в течение восьми месяцев со дня вступления в законную силу, поскольку принято решение о выделении денежных средств на выполнение указанных мероприятий, однако для их исполнения требуется значительное время, поскольку необходимо объявление конкурса для осуществления закупки по государственному контракту, затем время для установки указанных информационных указателей государственным казённым учреждением.
Третьи лица Управление образования администрации МО ГО «Воркута» и администрация МО ГО «Воркута», каждый, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представитель администрации МО ГО «Воркута» просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 64-67).
При таких обстоятельствах, соблюдая баланс интересов, с учётом права истца на судебную защиту в сроки, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие третьих лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В силу п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно положениям ст.ст. 2, 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества; организации, независимо от их организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Обеспечивают возможность самостоятельного передвижения по территории и на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учётом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Планировка и застройка городов, других населённых пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с п. 7 ст. 30, ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ, «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» распространяющегося на все этапы жизненного цикла зданий, предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно подп. «а» п.4 приказа Минобрнауки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (далее Порядок) руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. А также обеспечивается возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
В разделе 6.2, а также п. 8.1.6 «Пути движения в зданиях» Свода правил 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. №798/пр. указаны описание и требования к местоположению тактильно-контрастных предупреждающих указателей; предусмотрено наличие при входах в здания, в том числе, социального назначения наличие информационной тактильной мнемосхемы и тактильно-контрастных указателей на основных путях движения.
Согласно уставу МОУ «СОШ № 43» г. Воркуты, утверждённому 18 марта 2016 г., учреждение осуществляет оказание муниципальных услуг по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ, осуществляет присмотр и уход за детьми (л.д. 43-61).
В ходе проверки, проведённой прокуратурой г. Воркуты выявлены отсутствие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации и плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также отсутствие при входе на объект информационной тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании, на основных путях движения направляющих, а также предупреждающих о возможных опасностях, тактильно-контрастные указателей.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора г. Воркуты подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание возражения ответчика в части срока исполнения требований истца, суд считает возможным установить срок для исполнения ответчиком требований истца в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу, поскольку считает его разумным и достаточным, с учётом объёма подлежащих устранению нарушений и положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Определяя размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, суд учитывает, что подлежат удовлетворению требования неимущественного характера, следовательно, размер государственной пошлины составляет 300,00 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора г. Воркуты в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Воркуты о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Воркуты обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющим ограничения по зрению, путём установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля по адресу: Республика Коми, г. Воркута, пгт. Елецкий, ул. Школьная, д. 6, информационной тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании, направляющих тактильно-контрастные указателей на основных путях движения, а также тактильно-контрастных указателей, предупреждающих о возможных опасностях в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Воркуты в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путём подачи апелляционной жалобы через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (12 апреля 2019 г.).
Председательствующий: подпись Е.С.Комиссарова
Копия верна.
Судья Комиссарова Е.С.