63RS0039-01-2023-002954-26
2а-3942/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 июня 2023 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самара в составе председательствующего судьи Копьёвой М.Д., при помощнике Аскеровой С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3942/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Самары к Администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействия, обязании организовать и провести работы по устранению недостатков улично-дорожной сети,
установил:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Самары обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействия, обязании организовать и провести работы по устранению недостатков улично-дорожной сети.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой совместно с должностными лицами ОГИБДД У МВД России по г. Самаре проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети: по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, в районе дома № 108 отсутствует дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса»; по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская/ул. Самарская, отсутствуют информационные световые секции, чем нарушены требования пунктов 5.6.29, 7.2.6 ГОСТ Р 52289-2019.
Несмотря на принятые в отношении административного ответчика меры, нарушения законодательства о безопасности дорожного движения до настоящего времени не устранены.
Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец просит:
признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, выразившееся в непринятии мер по устранению недостатков улично-дорожной сети в виде отсутствия дорожного знака 5.16 «Место остановки автобуса» по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, в районе дома № 108; информационных световых секций по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская/ул. Самарская;
обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара организовать и провести работы по установке дорожного знака 5.16 «Место остановки автобуса» по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, в районе дома № 108; информационных световых секций по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская/ул. Самарская в соответствии с требованиями пунктов 5.6.29, 7.2.6 ГОСТ Р 52289-2019.
В судебном заседании помощник прокурора Казаков Д.В. административные исковые требования уточнил, поддержал административные исковые требования к Департаменту городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, просил признать незаконным бездействие Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, выразившееся в непринятии мер по устранению недостатков улично-дорожной сети в виде отсутствия информационных световых секций по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская/ул. Самарская; обязать Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара организовать и провести работы по установке информационных световых секций по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская/ул. Самарская в соответствии с требованиями пунктов 7.2.6 ГОСТ Р 52289-2019.
Представитель Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара по доверенности Шупикова К.Я. иск не признала по доводам, изложенным в возражении на административное исковое заявление, указав, что в настоящее время дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса» по адресу г. Самара, ул. Арцыбушевская, в районе дома № 108 установлен, информационные световые секции по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская/ул. Самарская будут установлены в срок до 31.10.2023 в соответствии с заключенным муниципальным контрактом.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД УМВД России по г. Самаре в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
В силу ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (статья 12 указанного федерального закона).
Пункт 4 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относит осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация городского округа Самара состоит из отраслевых (функциональных) органов (ст. 25 Устава г.о.Самара).
На основании Положения "О Департаменте городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара", утв. Решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 N 681, Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа Самара, через который администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии, наружной рекламы, лесного хозяйства (п. 1.1). Департамент выступает заказчиком по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства) (п. 3.1).
Из приведенных положений следует, что Администрация г.о. Самара в лице своего отраслевого органа Департамента городского хозяйства и экологии осуществляет полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой Ленинского района г. Самары совместно с должностными лицами ГИБДД УМВД России по г.Самаре проверкой состояния улично-дорожной сети выявлены нарушения требований национальных стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в виде отсутствия информационных световых секций по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская/ул. Самарская, что не соответствует требованиям п. 7.2.6 ГОСТ Р 52289-2019.
Наличие вышеуказанного недостатка в виде отсутствия информационных световых секций по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская/ул. Самарская, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, доказательств устранения данных недостатков на дату рассмотрения дела не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Департаментом городского хозяйства и экологии необходимых мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения не осуществляется, суд приходит к выводу, что административным ответчиком допущено бездействие, повлекшее нарушение прав неопределенного круга лиц.
В силу ст. 227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия.
В целях устранения допущенных нарушений на Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара следует возложить обязанность организовать и провести работы по установке информационных световых секций по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская/ул. Самарская в соответствии с требованиями п. 7.2.6 ГОСТ Р 52289-2019.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора г. Самары к Департаменту городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействия и обязании организовать и провести работы по устранению недостатков улично-дорожной сети удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, выразившееся в непринятии мер по устранению недостатков улично-дорожной сети в виде отсутствия информационных световых секций по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская/ул. Самарская;
Обязать Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара организовать и провести работы по установке информационных световых секций по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская/ул. Самарская в соответствии с требованиями п. 7.2.6 ГОСТ Р 52289-2019.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) М.Д. Копьёва
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 11.07.2023.