№ 12-61/2012
Р Е Ш Е Н И Е
20 августа 2012 года село Якшур-Бодья УР
Судья Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики Григорьева Е.Н., при секретаре Кокшаровой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке административного судопроизводства жалобу главы Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» Леконцева А.В. на постановление главного специалиста-эксперта отдела экологической безопасности и контроля Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР – государственного инспектора УР по охране природы К. № от 07 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л а :
Постановлением главного специалиста-эксперта отдела экологической безопасности и контроля Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР – государственного инспектора УР по охране природы К. № от 07 июня 2012 года глава Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» Леконцев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Леконцев А.В. обжаловал данное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование своей жалобы указал, что дело об административном правонарушении возбуждено в отношении него как должностного лица – главы Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» за то, что им допущены нарушения п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 14 ч. 1 ст. 7 Устава МО «Якшур-Бодьинский район» к полномочиям муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно решению Исполнительного комитета Якшур-Бодьинского районного Совета народных депутатов УР от 26.05.1992 г. № 97/21 «Об отводе земельного участка Якшур-Бодьинскому ППЖКХ» был отведен земельный участок под свалку отходов, который в настоящее время расположен на <адрес>.
Им (Леконцевым А.В.) принимались меры по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно 30.12.2011 г. и 02.05.2012 г. заключены муниципальные контракты с ООО «<данные изъяты>» за № 179/2011 и 57/2012, в соответствии с которыми ООО «<данные изъяты>» выполняет работы по содержанию подъездных путей и прилегающей территории свалки, также в целях обеспечения пожарной безопасности заключен договор на оказание транспортных услуг с индивидуальным предпринимателем А. за № 60/2012 от 12.05.2012 г.
Считает, что возгорание отходов является одним из видов чрезвычайных ситуаций, в связи с чем Администрацией Якшур-Бодьинского района было направлено письмо в ГУ МЧС России по УР с просьбой оказать содействие в своевременном пожаротушении очагов возгорания на полигоне ТБО на возмездной основе, но до настоящего времени официального ответа от ГУ МЧС России не поступило.
Со ссылками на ст. 2.9 КоАП РФ, п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», указывает на возможность освобождения его от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
В судебное заседание Леконцев А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, в суд направил заявление о рассмотрении его жалобы в его отсутствие, указав, что жалобу поддерживает в полном объеме и настаивает на ее удовлетворении. Просил допустить к участию в деле в качестве защитника по доверенности Вахрушеву Н.А.
Защитник Леконцева А.В. – Вахрушева Н.А., действующая на основании доверенности, жалобу поддержала, просила удовлетворить, в обоснование сослалась на доводы, изложенные в жалобе.
Помощник прокурора Якшур-Бодьинского района УР - Ивановский А.С. просил жалобу Леконцева А.В. оставить без удовлетворения.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Леконцева А.В., судья приходит к следующему.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Постановлением главного специалиста-эксперта отдела экологической безопасности и контроля Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР – государственного инспектора УР по охране природы Клешниной С.И. № 119/ПС от 07 июня 2012 года Леконцев А.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Основанием для привлечения Леконцева А.В. к административной ответственности явился факт несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления – не организована надлежащим образом работа по утилизации и переработке отходов, содержанию свалки, расположенной на 1<адрес>, вследствие чего происходит горение отходов на свалке.
Согласно указанному постановлению при заключении муниципальных контрактов с ООО «<данные изъяты>» глава Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» Леконцев А.В. не предусмотрел работы по утилизации и переработке отходов на свалке и содержанию свалки ТБО, не было предусмотрено также других мероприятий и работ по содержанию свалки, что привело к возгоранию отходов на свалке. Таким образом, вина главы Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» заключена в том, что им не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований п. 1 ст. 18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п. 1,2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Кроме того, глава Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» Леконцев А.В. не исполняет вопросы местного значения муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В основу виновности Леконцева А.В. в совершении административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ положено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, вынесенное прокурором Якшур-Бодьинского района УР, содержащее указание на нарушение Леконцевым А.В., как главой Администрации Якшур-Бодьинского района, законодательства об охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность, в т.ч. должностных лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения муниципального района. Данное положение воспроизведено и в ст. 7 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также в ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно п. 10 ст. 35 Устава МО «Якшур-Бодьинский район» к полномочиям Администрации района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 42-1284690-88 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Согласно п. 3.2 СанПиН 42-1284690-88 твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы – на сливные станции или поля ассенизации.
Таким образом, действующим законодательством запрещается сжигание твердых бытовых отходов, кроме как в специальных установках для сжигания отходов.
Установлено, что свалка твердых бытовых отходов расположена на 1<адрес>. Земельный участок под вышеуказанную свалку был отведен в 1992 г. в соответствии с решением Исполнительного Комитета Якшур-Бодьинского районного Совета народных депутатов УР от 26.05.1992 г. № 97/21. Указанный объект размещения отходов зарегистрирован в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) с присвоением регистрационного номера №.
В соответствии с соглашением о передаче Администрацией Якшур-Бодьинского района части своих полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов Администрации муниципального образования «Якшур-Бодьинское» № 99/08 от 02.02.2009 г. Администрация Якшур-Бодьинского района УР передала, а Администрация МО «Якшур-Бодьинское» приняла на себя полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в части содержания свалки <адрес>. Срок действия данного соглашения определен по 31.12.2009 г. Управляющая делами Администрации МО «Якшур-Бодьинское» - В.. в ходе объяснений старшему помощнику прокурора Якшур-Бодьинского района пояснила, что с 2010 г. такие соглашения Администрацией района с Администрацией МО «Якшур-Бодьинское» не заключались.
30.12.2011 и 02.05.2012 г. Администрацией МО «Якшур-Бодьинский район» и ООО «<данные изъяты>» были заключены муниципальные контракты предметами которых являются соответственно работы по очистке от снега площадки выгрузки и полотна подъездных путей, а также работы по содержанию подъездных путей и прилегающей территории свалки твердых бытовых отходов и отстойника жидких бытовых отходов, расположенных на <адрес>. Между тем, данные контракты не предусматривают работы по утилизации и переработке отходов на свалке и содержанию свалки ТБО.
Из объяснений Леконцева А.В., данных им старшему помощнику прокурора Якшур-Бодьинского района 21.05.2012 г. следует, что в этом году договора на обслуживание свалки твердых бытовых отходов заключать не стали, т.к. провели предварительный опрос руководителей организаций, желающих обслуживать эту свалку, но никто не согласился, поэтому не стали размещать запрос котировок на заключение контракта на обслуживание свалки твердых бытовых отходов и отстойника жидких бытовых отходов.
Установлено, что 28.04.2012 г. на указанной выше свалке произошло возгорание, что явилось результатом ненадлежащего исполнения обязанностей главой Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» Леконцевым А.В. по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Доводы жалобы о том, что возгорание явилось одним из видов чрезвычайных ситуаций, судья считает необоснованными. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 79-ФЗ нарушение законодательства в области охраны окружающей среды влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Ответственность за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Назначенное Леконцеву А.В. наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей соответствует санкции ст. 8.2 КоАП РФ, является минимальным.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения лица от административной ответственности не имеется.
В соответствии с разъяснением Верховного Суда РФ, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая характер совершенного правонарушения, связанного с нарушением должностным лицом требований законодательства в области охраны окружающей среды, оно не может быть признано малозначительным, поскольку способно причинить реальный вред жизни и здоровью населения, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Наступление (отсутствие) каких-либо последствий правонарушений в данном случае не требуется.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Леконцева А.В. соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, вынесено законно, обосновано, наказание назначено в рамках санкции статьи.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л а :
Постановление главного специалиста-эксперта отдела экологической безопасности и контроля Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР – государственного инспектора УР по охране природы К.. № от 07 июня 2012 года о привлечении к административной ответственности Леконцева А.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Леконцева А.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Якшур-Бодьинский районный суд УР в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.Н. Григорьева