Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-743/2018 (2-12746/2017;) ~ М-9643/2017 от 30.08.2017

Мотивированное решение изготовлено 22 января 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

2-743/2018 (12)

22 января 2018 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Семянниковой С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самсоновой Е. А., Алексеева А. В., Ващенко В. Н., Голыжбиной Н. А., Сухова В. А., Суховой Н. А., Пирожкова А. А. к Администрации г.Екатеринбурга об оспаривании бездействия, понуждении совершить действия по обеспечению ввода в эксплуатацию многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

Самсонова Е.А., Алексеев А.В., Ващенко В.Н., Голыжбина Н.А., Сухов В.А., Сухова Н.А., Пирожков А.А. обратились в суд с иском к Администрации г.Екатеринбурга о признании незаконным бездействия по не обеспечению ввода в эксплуатацию многоквартирных домов <адрес>, понуждении совершить все необходимые действия по обеспечению ввода в эксплуатацию данных домов, в том числе путем страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, оформления технического плана объекта капитального строительства, подготовленного в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», оформления документа, подтверждающего соответствие построенного объекта техническим условиям на водоснабжение и канализацию.

В обоснование заявленного иска указано, что истцы являются собственниками помещений в указанных выше многоквартирных домах, проживают и эксплуатируют принадлежащие им объекты с 2013 года, в том числе с иными приобретателями объектов. Застройщиком домов является ЗАО «Аркобизнес» и на дату подачи иска строительство завершено на 100 %. При этом, учитывая полную техническую готовность домов к эксплуатации, застройщик неоднократно предпринимал действия по получению разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, однако орган местного самоуправления бездействует, что влечет за собой длительное необоснованное нарушение прав собственников помещений. Так, в течение длительного периода времени по формальным, незаконным основаниям отказывала в выдаче разрешений, действуя при этом в нарушение конституционных принципов и обязанности, в том числе органов местного самоуправления по обеспечению гражданам условий для реализации их прав на жилище.

В судебное заседание не явились истцы, уполномочили на участие в деле своих представителей.

В судебном заседании представитель истцов на иске настаивала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель Администрации г.Екатеринбурга просил в удовлетворении иска отказать, так как ответчик являясь органом местного самоуправления действует исключительно в рамках предоставленных законом полномочий, к которым обеспечение ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства не относится. Более того, ранее выданные уведомления об отказе в выдаче разрешений на ввод заявленных объектов в эксплуатацию оспорены не были, как и отказ Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

В судебном заседании представитель третьего лица ЗАО «Аркобизнес» просила в удовлетворении иска отказать, так как истцами пропущен срок исковой давности. Более того, в настоящее время застройщиком предпринимаются все возможные меры по вводу многоквартирных домов в эксплуатацию.

В судебное заседание не явились иные лица, участвующие в деле, в том числе представитель МУП «Водоканал» и Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга, о рассмотрении дела извещались путем направления судебных извещений.

С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело при установленной явке.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом именно истец определяет предмет и основания иска. Прокурор помимо фактических обстоятельств также обязан изложить и правовое основание заявляемых им требований.

Так, в настоящем производстве истцы просят признать незаконным бездействие по не обеспечению ввода в эксплуатацию многоквартирных домов <адрес> <адрес> и обеспечить ввод в эксплуатацию, в том числе путем страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, оформления технического плана объекта капитального строительства, подготовленного в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», оформления документа, подтверждающего соответствие построенного объекта техническим условиям на водоснабжение и канализацию.

Суду представлены правоустанавливающие документы в отношении помещении, находящихся в данных многоквартирных домах, согласно которым истцы являются собственниками помещений этих домов.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии со ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

В силу вышеуказанных норм права эксплуатация здания в отсутствие разрешения на ввод его в эксплуатацию, полученного в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации в порядке, которое является основным документом, подтверждающим безопасность возведенного объекта капитального строительства, уже создает прямую угрозу безопасности, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем доводы представителей ответчиков об отсутствии доказательств создания угрозы жизни и здоровью граждан судом не принимаются.

В силу ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в уполномоченный орган, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом нормой ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен перечень документов, представляемых при получении разрешения.

Таким образом, именно на застройщике лежит обязанность по обращению в уполномоченный орган с заявлением и определенными ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Сторонами не оспорено, что в отношении вышеназванных многоквартирных домов разрешения на строительство были выданы ЗАО «Аркобизнес».

ЗАО «Аркобизнес» не оспорено, что в производстве Арбитражного суда Свердловской области находится дело о признании несостоятельным (должником) ЗАО «Аркобизнес». Дело возбуждено на основании заявления Администрации г.Екатеринбурга от 18.09.2015 г. Определением от 18.10.2015 г. ЗАО «Аркобизнес» признано несостоятельным (банкротом), в отношении его введена процедура наблюдения.

Определением суда от 24.05.2016 г. введена процедура конкурсного производства.

Определением от 12.10.2016 г. конкурсным управляющим ЗАО «Аркобизнес» назначена Шполянская Е.С.

Сам по себе уровень технического состояния объектов капитального строительства не влияет на возникновение у Администрации г.Екатеринбурга обеспечить ввод домов в эксплуатацию.

Более того, оспаривая бездействие ответчика, истцы отказы Администрации г.Екатеринбурга в выдаче разрешений на ввод многоквартирных домов в эксплуатацию не оспаривали. Факт бездействия на момент обращения, его незаконности, то есть не совершении действий, обязанность которых предусмотрена законом, также суду не доказан.

Также суд исходит из того, что полномочия по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию переданы и в настоящее время осуществляются Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Согласно материалам дела Министерством в адрес ЗАО «Аркобизнес» 19 мая 2017 года направлено уведомление об отказе в выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию вышеназванных многоквартирных домов в связи с отсутствием документов, указанных в п.п. 7,10,12 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Данный отказ заинтересованными лицами не оспорен.

Относительно доводов стороны истца об обязанности обеспечить получение необходимой документации, суд соглашается с позицией Администрации г.Екатеринбурга. представитель которого указал на реализацию прав и исполнение обязанностей в публичных правоотношениях только в рамках, определенных законом.

В соответствии со ст.ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, орган местного самоуправления наделен соответствующими полномочиями в целях решения вопросов местного самоуправления. Таким полномочием как оказание содействия застройщику по сбору документов, орган местного самоуправления не наделен.

Кроме этого, при признании бездействия незаконным реализуя принципы гражданского судопроизводства суд обязан определить тот объем действий, который должен быть совершен органом местного самоуправления, однако, как указано ранее, субъектом, участвующим в правоотношениях, связанных с оформлением и получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, на момент предъявления иска и его рассмотрения Администрация г.Екатеринбурга не наделена.

Согласно ч.ч. 3.2, 3.3. ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7, 8, 12 и 13 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Согласно ч. 3 ст. 55 Кодекса для принятия решения необходимы, в том числе документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии) (п. 7); документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (п. 10); технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (п. 12).

Таким образом, на Администрацию г.Екатеринбурга по инициативе собственников помещений многоквартирного дома не может быть возложена обязанность по получению вышеназванных документов, учитывая при этом, как указано ранее, отсутствие подтвержденного в установленном законом порядке факта незаконности отказов в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику в отсутствие доказательств нарушения прав истцов действиями (бездействием) Администрации г.Екатеринбурга, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.

Представителем ЗАО «Аркобизнес» заявлено о пропуске истцами сроков исковой давности.

В соответствии со ст. ст. 195-199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», поскольку исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности. Вместе с тем заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано третьим лицом, если в случае удовлетворения иска к ответчику возможно предъявление ответчиком к третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков.

Требования истцов предъявлены к Администрации г.Екатеринбурга об обеспечении получения документов для ввода объектов в эксплуатацию, как органа местного самоуправления, ранее являвшимся уполномоченным публичным субъектом по рассмотрению вопросов о выдаче данных разрешений, соответственно в настоящем споре судом не может быть принято заявление о пропуске срока исковой давности.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.

Судья: подпись О.М.Василькова

Копия верна

Судья:

Секретарь:

2-743/2018 (2-12746/2017;) ~ М-9643/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сухов В.А.
Ващенко В.Н.
Самсонова Е.А.
Алексеев А.В.
Сухова Н.А.
Голыжбина Н.А.
Пирожков А.А.
Ответчики
Администрация г. Екатеринбурга
Другие
ЗАО "Аркобизнес"
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Василькова Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
30.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2017Передача материалов судье
01.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.10.2017Предварительное судебное заседание
30.11.2017Судебное заседание
22.01.2018Судебное заседание
22.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее