Дело № 2-141/2021
10RS0008-01-2021-000247-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2021 года город Медвежьегорск
Республика Карелия
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Рыжковой Е.В.
при секретаре Жолудевой М.А.,
с участием истца Мошнина И.А.,
представителя ответчика по доверенности Деревягиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мошнина Ильи Андреевича к администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Мошнин И.А. обратился в суд с иском к администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» о признании бездействия ответчика незаконным и взыскании компенсации морального вреда в размере 2 000 000 рублей, указывая в обоснование своих требований, что он является сиротой. В результате длительного незаконного бездействия ответчика, он по достижению 18-летнего возраста не был обеспечен жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, вынужденно проживал у знакомых, а иногда и в подъезде, тем самым администрация сделала его бомжом. Истец был вынужден идти на преступления, чтобы хоть как-то прожить, после чего он был осужден и отправлен в места лишения свободы.
В судебном заседании истец Мошнин И.А., принимавший участие посредством видеоконференцсвязи, требования свои поддержал, пояснив, что сумма компенсации морального вреда является адекватной причиненным ему страданиям.
Представитель по доверенности Деревягина Е.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что постановлением администрации Медвежьегорского муниципального района от 28.05.2012 № 1103 закреплено право на внеочередное получение жилого помещения за Мошниным И.А. Мошнин И.А. включен в реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма за счет средств бюджета Республики Карелия.
Жилое помещение до настоящего времени Мошнину И.А. не предоставлено.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (абзац первый пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 г. № 6) (далее также - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10), суду следует выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, а также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Из приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что по общему правилу необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность деяния причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Следовательно, обязанность по компенсации морального вреда за счет соответствующей казны может быть возложена на государственный, муниципальный орган или должностных лиц этих органов при наличии противоправности деяния и вины указанного органа и лиц в причинении вреда. Если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину, то основания для компенсации морального вреда по правилам норм главы 59 ГК РФ отсутствуют.
Истцом не исполнена процессуальная обязанность по представлению бесспорных достоверных доказательств наличия прямой причинно-следственной связи между совершением им уголовно-наказуемых деяний и бездействием государственных и муниципальных органов, не предоставивших ему во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилищного фонда в период с 2012 по 2020.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из указанных положений следует, что наряду с нуждаемостью в жилом помещении в качестве безусловных оснований для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда законодателем названо достижение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 18 лет, а также окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В материалах дела представлены запросы администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» в различные учреждения УФСИН России по Республике Карелия с целью выяснения, когда закончится срок отбывания наказания Мошниным И.А., в связи с необходимостью решения вопроса предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований истца.
Кроме того, действующее гражданское и жилищное законодательство Российской Федерации не содержит норм, возлагающих на органы, осуществляющие учет всех категорий граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений во внеочередном порядке, обязанность выплатить денежную компенсацию морального вреда за нравственные страдания граждан, вызванные длительным ожиданием предоставления жилого помещения и проживанием в жилых помещениях, не отвечающих нормативным требованиям.
На основании изложенного, суд полагает правильным отказать Мошнину И.А. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Определением от 02.02.2021 истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. В связи с отказом в удовлетворении иска, на основании ч. 2, ч. 5 ст. 103, ГПК РФ с истца следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мошнина Ильи Андреевича к администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с Мошнина Ильи Андреевича в доход бюджета Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19.03.2021.
Судья - Е.В. Рыжкова