РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2018 года город Москва
Мещанский районный суд города Москвы в составе судьи Кудрявцевой М.В., при секретаре Долгих А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-11347/2018 по иску ***** к ***** об обязании установить причинно-следственную связь травмы как «военная травма», определении начала выплат положенных пособий и компенсаций за военную травму с момента окончания соответствующих выплат в Республике *****, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец *****обратился в суд с иском к ***** об обязании установить причинно-следственную связь травмы как «военная травма», определении начала выплат положенных пособий и компенсаций за военную травму с момента окончания соответствующих выплат в Республике *****, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что военно-врачебная комиссия военного госпиталя Комитета охраны государственной границы СНБ Республики *****, признавшая его *****г. негодным к военной службе в мирное время, ограниченно годным второй степени в военное время, установила ему причинную связь травмы в соответствии с нормативными документами, регламентирующими проведение военно-врачебной экспертизы в *****, в формулировке: «Травма, да, получена при исполнении обязанностей военной службы». В связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию ему с *****г. по линии *****в соответствии с Соглашением от ***** г. «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения» назначена пенсия за выслугу ***** лет (из которых календарных - ***** лет). Однако он считает себя инвалидом вследствие военной травмы, в связи с чем имеет право на получение повышенной пенсии, предусмотренной статьями 21 и 22 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Однако в *****он получил отказ в признании его военной травмы, как полученной при исполнении обязанностей военной службы. Истец с данным отказом не согласен, в связи с чем обратился в суд.
Истец в суд явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в суд явилась, иск не признала.
Суд, заслушав стороны, изучив представленные документы, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ***** с ***** года по ***** года проходил военную службу в *****.
Военно-врачебная комиссия военного госпиталя Комитета охраны государственной границы СНБ Республики *****, признавшая истца ***** г. негодным к военной службе в мирное время, ограниченно годным второй степени в военное время, установила ему причинную связь травмы в соответствии с нормативными документами, регламентирующими проведение военно-врачебной экспертизы в Республике *****, в формулировке: «Травма, да, получена при исполнении обязанностей военной службы».
В силу п. "а" ст. 21 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг.
В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565, так же как и ранее действующим одноименным Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 полномочия по определению, определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее - органы и организации прокуратуры), граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - прокурорские работники), а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. "г" п. 3) возложены на военно-врачебную комиссию.
Согласно п. 1 данного Положения военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения) в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе (далее - приравненная служба), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В силу п. 92 Положения военно-врачебная комиссия заочно (по документам) определяет причинную связь увечий, заболеваний граждан, проходивших (проходящих) военную службу (приравненную службу), военные сборы, в случае если:
а) в период прохождения военной службы (приравненной службы), военных сборов гражданин был освидетельствован военно-врачебной комиссией или находился на лечении либо гражданин был уволен с военной службы (приравненной службы) по состоянию здоровья;
б) у гражданина имеются явные последствия телесных повреждений, полученных в период участия в боевых действиях;
в) увечье, заболевание получено гражданином в период прохождения военной службы (приравненной службы), военных сборов либо увечье, заболевание выявлено после увольнения гражданина с военной службы (приравненной службы), окончания военных сборов при условии, что получение увечья, начало заболевания, в том числе приведшего к смерти, можно отнести к периоду военной службы (приравненной службы), военных сборов.
Таким образом, Положением предусматривается установление причинной связи увечий только военнослужащим и граждан, проходившим военную службу в ВС РФ или других федеральных органов исполнительной власти РФ, в которых федеральным законом предусмотрена военная службы. Установление причинной связи увечий (заболеваний) граждан, проходившим военную службу в вооруженных силах и органах безопасности иностранных государств, в том числе, входящих в состав СНГ, Положением не предусмотрена.
Учитывая приведенные нормы права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании установить причинно-следственную связь травмы как «военная травма», определении начало выплат положенных пособий и компенсаций за военную травму с момента окончания соответствующих выплат в Республике *****, поскольку *****не правомочна рассматривать вопрос об установлении причинной связи увечья истца, полученного в период военной службы в подразделении *****.
Ссылка *****на статью 11 Соглашения от *****г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения», согласно которой необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников содружества без легализации», а также на статью 5 Соглашения между Министерством Обороны Российской Федерации и Министерством Обороны Республики Узбекистан «О порядке прохождения военной службы офицерами, прапорщиками, мичманами и военнослужащими сверхсрочной службы» от 22.01.1993 г., согласно которой офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, уволенные из Вооруженных Сил Республики Узбекистан и избравшие после увольнения место жительства на территории Российской Федерации, обеспечиваются пенсиями и пользуются всеми льготами и преимуществами, для уволенных в запас военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может служить основанием для установления причинной связи увечья *****, так как указанные Соглашения регулируют общие вопросы при назначении пенсий гражданам, переехавшим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в частности вопросы об исчислении выслуги лет, в том числе льготной. Вопросы же установления причинной связи увечий и заболеваний с прохождением военной службы указанными соглашениями не регулируются и не могут служить основанием для установления военно-врачебными комиссиями Министерства Обороны Российской Федерации и других органов исполнительной власти, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
Также не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании судебных расходов с илу ст. 98 ГПК РФ,
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ***** к ***** об обязании установить причинно-следственную связь травмы как «военная травма», определении начала выплат положенных пособий и компенсаций за военную травму с момента окончания соответствующих выплат в Республике *****, взыскании судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: М.В. Кудрявцева