Дело №2-2997/2011
РЕШЕНИЕ копия
Именем Российской Федерации
30 ноября 2011 года Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Соколовой Л.И.
при секретаре Мосейчук С.В.
с участием старшего помощника Канского межрайпрокурора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия по невыдаче направления на получения технических средств реабилитации незаконным и возложении обязанности по выдаче направления на обеспечение техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайпрокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице Канского филиала № 5 Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о признании бездействия ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по невыдаче направления на получение технических средств реабилитации незаконным, возложении обязанности по выдаче направления на получение технических средств реабилитации. Свои требования прокурор мотивирует тем, что ФИО1 является инвалидом и согласно индивидуальной программы реабилитации ей необходимы технические средства медицинской реабилитации, а именно : кресло-стул с санитарным оснащением. Однако, на момент проверки установлено, что техническими средствами медицинской реабилитации инвалид не обеспечена, направление на их получение не выдано. Прокурор просит признать бездействия ответчика незаконными и обязать ответчика выдать направление на получение технических средств медицинской реабилитации.
В судебном заседании прокурор ФИО3 полностью поддержала предмет и основания исковых требований.
Представитель ответчика Канского филиала № 5 ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования ФИО4, действующая на основании доверенности в суде иск не признала, пояснила, что требования прокурора не основаны на законе, поскольку не обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации не может рассматриваться как незаконные действия отделения Фонда, так как это произошло из-за недостаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации Министерством финансов РФ и администрацией Красноярского края.
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит, что иск прокурора в интересах инвалида ФИО1 является обоснованным, его необходимо удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 24.11.1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст.ст. 10, 11.1 от 24.11.1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В соответствии с Правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации…», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240 финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Согласно требований п.п.3.4.5 Правил, установлено, что заявление о предоставлении инвалиду технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства (далее-уполномоченный орган), который в 15-ти дневный срок с даты поступления заявления рассматривает его и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет. Право указанной категории граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации возникает с момента подачи заявления в исполнительный орган Фонда. Обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).В соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р, кресло-стул относится к техническим средствам реабилитации, обеспечение которым возложено на Фонд социального страхования.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель утверждает сметы доходов и расходов, определяет лимиты бюджетных средств подведомственных распорядителем и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
В соответствии с п.6 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг.
Таким образом, от имени Российской Федерации в соответствии со ст. 125 ГК РФ в правоотношениях по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации выступают исполнительные органы Фонда социального страхования и Фонд социального страхования РФ, как орган, осуществляющий финансирование указанных расходов.
В суде представитель ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации Юдиной К.В. не отрицалось, что истец является инвалидом, поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации и ему не были в полном объеме выданы технические средства реабилитации из-за отсутствия достаточного финансирования, а также не было выдано направление на их получение.
Таким образом, невыполнение в полном объеме государственных социальных гарантий следует рассматривать как нарушение прав инвалида, а действия Фонда социального страхования, не обеспечившего инвалида техническими средствами реабилитации и не выдавшего направление на получения технических средств медицинской реабилитации - незаконными.
В судебном заседании нашло свое подтверждение, что ФИО1 является инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации в полном размере в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, согласно которой ей полагается проходить реабилитацию при помощи технических средств реабилитации для бытовой и общественной деятельности, однако, по результатам проведенной прокурором проверки установлено, что ФИО1 направление на получение технических средств реабилитации не выдано, что не отрицалось ответчиком в судебном заседании и подтверждается следующими доказательствами: копией заявления ФИО1, копией индивидуальной программы реабилитации инвалида; копией паспорта ФИО1, копией справки об инвалидности.
Обязанность по выдаче направления и обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов возложена на исполнительный орган Фонда социального страхования РФ. При этом Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» и вышеуказанные Правила не предусматривают в качестве основания освобождения от обязанности обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации в связи с недостаточным финансирование расходов на их приобретение. Поэтому доводы о недостаточном финансировании расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации не могут быть приняты во внимание судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Канского межрайпрокурора в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия по невыдаче направлений на получения технических средств реабилитации незаконным и возложении обязанности по выдаче направления на обеспечение техническими средствами реабилитации - удовлетворить.
Признать бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ по невыдаче ФИО1 направления на получение технических средств реабилитации незаконными и нарушающими права последней.
Обязать Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ выдать ФИО1 направление на получение кресла-стула с санитарным оснащением в количестве одного изделия, согласно индивидуальной программы реабилитации.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение десяти дней.
Судья Соколова Л.И.