г.Луга 6 декабря 2018 года РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-1645/2018
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова В.В.
при секретаре Дубининой К.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреева Сергея Анатольевича к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения» об обязании индексации сумм причитающихся в возмещение вреда и взыскании денежных сумм в возмещение вреда,
УСТАНОВИЛ:
Киреев С.А., являющийся инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС обратился в суд с исковым заявлением к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения» (далее ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения») об обязании произвести индексацию полагающихся сумм в возмещение вреда в соответствие с представленным расчетом, внесении в реестр сумм выплат возмещения вреда ежемесячной денежной компенсации в размере 49903,34 руб. с 1.09.2018 г., внесении в установленном порядке в реестр выплат сумм возмещения вреда образовавшейся задолженности в размере 3934251,99 руб.
Указывает при этом, что в 1986 году был призван на специальные военные сборы и направлен для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 1992 года является инвалидом вследствие участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Являлся получателем государственной пенсии по инвалидности, исчисленной по Правилам возмещения вреда. В связи с вступлением в силу Федеральных законов от 24.11.1995 г. №179-ФЗ и №180-ФЗ получает возмещение вреда здоровью. Поскольку в нарушение федерального законодательства органами социальной защиты населения не была произведена индексация полагающихся сумм возмещения вреда, был введен в добросовестное заблуждение, имея тяжелое заболевание, не мог обратиться в суд.
В обоснование ссылается на ст.ст. 318 и 1091 Гражданского кодекса РФ и ст.12 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ, от 24.11.2002 г. №152-ФЗ об индексации сумм возмещения вреда пропорционально централизованному увеличению МРОТ, Федеральный закон от 19.06.2000 г. №82-ФЗ по которому индексация сумм возмещения вреда должна быть произведена с 1.07.2000 г, в 1,581 раза, с 1.01.2001 г. в 1,515 раза.
С 15.02.2001 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 15.02.2001 г. №5-ФЗ органами социальной защиты населения ему была назначена ежемесячная денежная компенсация вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб., что превышало размер реально выплачиваемых ему сумм, но было меньше сумм возмещения вреда подлежащих выплате.
В ходе рассмотрения дела уточнил исковые требования в заявлении от 20.11.2018 г., где просит обязать ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» произвести индексации причитающихся ему сумм в соответствии с произведенным расчетом, в установленном порядке внести в реестр сумм выплат возмещения вреда ежемесячную денежную компенсацию в размере 49903,34 руб. с 1.09.2018 г., взыскать с ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» за счет средств федерального бюджета образовавшуюся задолженность в размере 3934251,99 руб.
В судебном заседании Киреев С.А. поддерживает заявленные исковые требования.
Великин А.Я., представляющий интересы истца на основании заявления, занесенного в протокол судебного заседания, считает заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» просит слушать дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве на иск заявленные требования не признает, указывая, что истец является получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда причинного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Компенсация в возмещение вреда назначена и выплачивается истцу с 2.03.1996 года в соответствии с Федеральными законами от 24.11.1995 г. №179-ФЗ и №180-ФЗ. До 2.03.1996 г. истцу выплачивалась пенсия как инвалиду вследствие Чернобыльской катастрофы. Со 2.03.1996 г. по 31.07.1996 г. истцу как инвалиду 3-й группы назначена ежемесячная компенсация в возмещение вреда, рассчитанная исходя из заработной платы в сумме <данные изъяты> руб. ежемесячно. В период с 6.08.1996 года по 14.02.2001 г. в связи с изменением группы инвалидности компенсация выплачивалась с учетом 80 процентов утраты профессиональной трудоспособности в период с 6.08.1996 г. по 6.08.1998 г. и 50 процентов утраты профессиональной трудоспособности в период с 6.08.1998 г. по 14.02.2001 г. 15.02.2001 г. истцом подано заявление о выплате сумм в возмещение вреда в твердой фиксированной сумме на основании которого истцу установлена компенсация в возмещение вреда в сумме <данные изъяты> руб., превышающая ранее установленную сумму возмещения вреда на основании заработка. Перерасчеты ежемесячных сумм в возмещение вреда причиненного здоровью после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 г. №5-ФЗ не производятся. С 29.08.2001 г. ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда выплачивается истцу как инвалиду ЧАЭС 3-й группы. Считают, представленный истцом расчет не соответствует законодательству. Задолженность перед истцом по выплате компенсации в возмещение вреда отсутствует.
Третье лицо Федеральная служба по труду и занятости явку в суд представителей не обеспечила будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, в отзыве на иск поддерживает возражения ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения».
Суд, выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, находит требования Киреева С.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I), направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Впервые право граждан на получение денежных компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, было закреплено в пункте 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года).
Согласно данной норме гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ), введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 части 1 статьи 14 данного закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ), исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ было определено, что гражданам, получавшим до вступления в силу данного федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ была изменена и изложена в следующей редакции: гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
В 2004 году также была изменена редакция части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 8 статьи 3).
В новой редакции части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведенном выше пункте 25 части 1 статьи 14 названного закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, содержатся в пункте 15.
Из приведенных нормативных положений следует, что федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 15 февраля 2001 года введено новое правовое регулирование этих отношений путем принятия Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ. Данным Федеральным законом с 15 февраля 2001 года осуществлен переход на новый способ определения размеров возмещения вреда здоровью, предполагающий в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок. Соответственно, суммы возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, были установлены в твердом размере в зависимости от полученной пострадавшим группы инвалидности.
Вместе с тем, поскольку при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда, законодатель, избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, предоставил гражданам, получавшим суммы в возмещение вреда здоровью до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, возможность сохранить право на ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме в случае, если размер компенсации, определенный в зависимости от группы инвалидности, не достигал ранее назначенной суммы возмещения вреда. При этом правовая норма (пункт 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I), которая предусматривала возможность перерасчета сумм в возмещение вреда здоровью в зависимости от изменения степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) в связи с принятием Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ с 15 февраля 2001 года действует в новой редакции.
Отказ федерального законодателя от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и переход к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья - предполагает соблюдение принципа правовой определенности и стабильности правовых отношений и, по сути, направлен на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах. Иное означало бы нарушение стабильности длящихся отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории, что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (часть 3 статьи 17, статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации) (пункт 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П).
Согласно ч.3 ст.5 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, в действующей редакции, размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Ранее критерий индексации сумм возмещения вреда здоровью был установлен частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с которой размер ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, либо ранее установленной ежемесячной денежной суммы, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленной данной статьей, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Федеральным законом Российской Федерации от 26 апреля 2004 года N31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту - Федеральный закон от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно статье 3 указанного выше Закона размеры выплат, установленные в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 или п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I) и ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в редакции данного Федерального закона, индексировались с 19 июня 2002 года, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом Российской Федерации от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Выплата гражданам недополученных сумм за 2002 - 2004 годы производилась в течение 2005 - 2006 годов. Порядок и условия возврата недополученных сумм определялись Правительством РФ.
Впоследствии Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из уровня инфляции, определенного федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год.
Так, на 2013 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2012 года N 1255 "Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее по тексту - Постановление от 04 декабря 2012 года N 1255) был установлен порядок индексации с 1 января 2013 года названных выше компенсаций с применением коэффициента 1,055.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 года N 1189 "Об индексации в 2014 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее по тексту - Постановление от 19 декабря 2013 года N 1189) с 1 января 2014 года установлен порядок индексации указанных выплат с применением коэффициента 1,05.
Этими Постановлениями для инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа граждан, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", получающих в твердой денежной сумме ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, предусмотренную п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (до 1 января 2005 года - п. 25 ч. 1 ст. 14), установлены размеры такой компенсации (с учетом индексации), которые для инвалида III группы составили с 01 января 2013 года - 2949,08 рублей и с 01 января 2014 года - 3097,29 рублей (абз. 2 п. 1 Постановлений от 04 декабря 2012 года N 1255 и от 19 декабря 2013 года N 1189). Для категории инвалидов, получающих ежемесячную денежную компенсацию в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ), установлена индексация путем умножения ранее выплачиваемого размера компенсации на коэффициенты 1,055 и 1,05 (абз. 3 п. 1 Постановлений от 04 декабря 2012 года N 1255 и от 19 декабря 2013 года N 1189, соответственно).
Из приведенного правового регулирования спорных отношений следует, что ежемесячное возмещение гражданам вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется как в твердой сумме на основании п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, так и в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ. Для категорий граждан, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, получающих ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью в твердой сумме и в размере ранее назначенных сумм возмещения вреда (из заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности), предусмотрен и различный порядок индексации указанной компенсации, то есть лицам, получающим эту компенсацию в твердой денежной сумме, при индексации устанавливается новая твердая денежная сумма, определенная в зависимости от группы инвалидности и с учетом указанных в названных выше постановлениях Правительства Российской Федерации коэффициентов, а лицам, которым ежемесячная денежная компенсация выплачивается в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда, эти ранее назначенные суммы индексируются путем умножения на соответствующие коэффициенты.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 года N 11-П взаимосвязанные нормы части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ о ежегодной индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, признаны противоречащими принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, не соответствующими статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. были ориентированы данным постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Однако размеры выплат, определенных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, индексируются с 19 июня 2002 г., исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ).
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, внесены изменения, касающиеся порядка индексации размеров названных выплат, и определено их ежегодное повышение пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
С 19 июня 2002 года размеры выплат, назначаемых и выплачиваемых на основании Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ).
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 25 мая 2005 года N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 27 декабря 2004 года N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 07 мая 2005 года N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 года N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 года N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 года N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и последующими ежегодными постановлениями утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, Постановлениями Правительства РФ определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций (в случае их назначения в твердой денежной сумме), подлежащих выплате за соответствующий период.
Правовая норма, предусматривающая возможность перерасчета сумм возмещения вреда исходя из применения коэффициентов индексации по росту величины прожиточного минимума в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области на момент обращения истца в сентябре 2018 года в суд с требованиями об индексации утратила свою силу.
Из приведенного правового регулирования спорных отношений следует, что ежемесячное возмещение гражданам вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется как в твердой сумме на основании пункта 15 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I, так и в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ. Для категорий граждан, указанных в пункте 2 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I, получающих ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью в твердой сумме и в размере ранее назначенных сумм возмещения вреда (из заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности), предусмотрен и различный порядок индексации указанной компенсации, то есть лицам, получающим эту компенсацию в твердой денежной сумме, при индексации устанавливается новая твердая денежная сумма, определенная в зависимости от группы инвалидности и с учетом указанных в названных выше постановлениях Правительства Российской Федерации коэффициентов, а лицам, которым ежемесячная денежная компенсация выплачивается в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда, эти ранее назначенные суммы индексируются путем умножения на соответствующие коэффициенты.
В ходе рассмотрения дела установлено:
Киреев С.А. 4.06.1992 г. впервые признан инвалидом 3-й группы, причина инвалидности – заболевание связанное с ликвидацией аварии на ЧАЭС, степень утраты трудоспособности установлена в размере <данные изъяты> процентов, что подтверждается выпиской из акта освидетельствования во ВТЭК от 4.06.92 г.
Как следует из дела по возмещению ущерба Кирееву С.А., компенсация в возмещение причиненного здоровью вреда ему как инвалиду ЧАЭС назначена 2.03.1996 г. в сумме <данные изъяты> руб. ежемесячно, рассчитанная исходя из заработной платы, которая выплачивалась до 31.07.1996 г.
С 6.08.1996 г. Кирееву С.А. была установлена 2-я группа инвалидности, со степенью утраты <данные изъяты> процентов трудоспособности, ежемесячная компенсация, рассчитанная из заработной платы, выплачивалась до 14.02.2001 г.
15.02.2001 г. истец обратился с заявлением в Лужское управление социальной защиты населения о выплате ему ежемесячной суммы в возмещение вреда в твердой фиксированной сумме – <данные изъяты> руб., в данной сумме производилась выплата истцу до августа 2001 года
С 29.08.2001 года истцу установлена 3-я группа инвалидности, которая с 1.09.2006 г. установлена бессрочно.
Истец получает компенсацию в возмещение вреда соответствующую 3-й группе инвалидности, с учетом коэффициентов индексации, установленных Правительством РФ, которое с сентября 2001 г. составляло <данные изъяты> руб., с 1.02.2018 года <данные изъяты> руб.
Таким образом, на момент обращения истца в суд произошли изменения в законодательстве, регулирующем порядок индексации сумм ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, действующий порядок индексации предусматривает иной критерий индексации, определение которого является прерогативой законодателя.
Истцом представлен расчет индексации получаемых сумм в возмещение вреда исходя из коэффициентов МРОТ с 1.07.2000 г.- 1,581, с 1.01.2001 г.-1,515, с 1.01.2002 г. исходя из прожиточного минимума, с 1.01.2005 г. из установленных Правительством РФ и Федеральными законами о бюджете индексов инфляции.
Суд находит, что доводы истца об индексации ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, получаемых в твердой денежной сумме, являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права. Индексация ежемесячных выплат уже произведена путем применения индексов роста инфляции по состоянию на момент рассмотрения дела.
Т.о. основания для удовлетворения исковых требований Киреева С.А. к ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» об обязании индексации сумм причитающихся в возмещение вреда, внесении в реестр сумм выплат возмещения вреда ежемесячной денежной компенсации в размере 49903,34 руб. с 1.09.2018 г., взыскании задолженности по ежемесячной выплате в возмещение вреда здоровью, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Киреева Сергея Анатольевича к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению Центр социальной защиты населения об обязании индексации сумм причитающихся в возмещение вреда, внесении в реестр сумм выплат возмещения вреда ежемесячной денежной компенсации в размере 49903,34 руб. с 1.09.2018 г., взыскании задолженности по ежемесячной выплате в возмещение вреда здоровью в сумме 3934251,99 руб. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий :
решение суда в окончательной форме изготовлено 11.12.2018 г.