Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.о.Чапаевск 11 июня 2019 года
Самарской области
Чапаевский городской суд в составе: председательствующего - судьи Овсянникова С.В. при секретаре Шалаботиой А.В., с участием прокурора – Карпенко Т.С., представителя ответчика – Керженцевой Дарьи Анатольевны, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело №2-821/19 по исковому заявлению прокурора в интересах ФИО1 к администрации г.о.Чапаевск об обязывании предоставить благоустроенное жилое помещение,-
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.о.Чапаевск в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г.о.Чапаевск об обязывании предоставить благоустроенное жилое помещение.
В судебном заседании представитель прокурора - Карпенко Т.С., иск в интересах ФИО1 поддержала и просила удовлетворить. Она пояснила, что прокуратурой г.о.Чапаевск была проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых истец – ФИО1, <Дата обезличена> года рождения. Прокуратурой города установлено, что ФИО1 является лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением Главы г.о.Чапаевск <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО1 был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности. Решением Чапаевского городского суда от <Дата обезличена> ФИО1 и ФИО1 были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО1 Согласно ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от <Дата обезличена> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на пять лет и может быть продлен один раз на пять лет в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами договор социального найма в отношении данного жилого помещения. При этом жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются не только детям-сиротам, которые не имеют права пользования другим жилым помещением, но также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателями жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным. Согласно ч.4 ст.3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из определенных обстоятельств. В соответствии с ч.1 указанной статьи Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст.2 Закона органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Согласно п.9 ст.3 Закона жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в ч.2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. В соответствии со ст.10 Федерального закона от <Дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Самостоятельное обращение ФИО1 в суд за защитой нарушенных прав затруднительно вследствие нахождения его в сложной жизненной ситуации и отсутствия материальной возможности для оплаты юридических услуг по защите своих прав и законных интересов. Прокурор просила обязать администрацию г.о.Чапаевск предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров.
Истец – ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
Ответчик - представитель администрации г.о.Чапаевск Керженцева Д.А., в судебном заседании пояснила, что администрация г.о.Чапаевск возражала против удовлетворения иска в интересах ФИО1., поскольку органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение за счет субвенций из областного бюджета, в том числе формируемых за счёт поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, на осуществление государственных полномочий. Предоставление ФИО1 жилого помещения ранее лиц, состоящих в списке детей-сирот и лиц из их числа, которые были признаны нуждающимися в жилых помещениях до момента постановки его на учёт, не предоставляется возможным и будет противоречить требованиям действующего законодательства, поскольку ограничивает в правах других лиц, принятых на учёт ранее ФИО1
Выслушав мнение сторон, изучив документы, суд считает, что исковое заявление исковому заявлению прокурора в интересах ФИО1 к администрации г.о.Чапаевск об обязывании предоставить благоустроенное жилое помещение подлежит удовлетворению. Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.
Так, согласно паспорту гражданина Российской Федерации <Номер обезличен>, выданного Отделением УФМС России по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> <Дата обезличена>, известно, что ФИО1 родился <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>. (л.д.8, 13).
Согласно Свидетельству <Номер обезличен> о регистрации по месту пребывания от <Дата обезличена> усматривается, что ФИО1 со <Дата обезличена> по <Дата обезличена> зарегистрирован по адресу: <Адрес обезличен>. (л.д.9).
Согласно Постановлению <Номер обезличен> администрации г.о.Чапаевск от <Дата обезличена> ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности. (л.д.11).
Согласно заявлению о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального специализированного фонда от <Дата обезличена> известно, что ФИО1 просил принять его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или в собственности. (л.д.12).
Согласно Свидетельству о рождении <Номер обезличен> от <Дата обезличена> усматривается, что ФИО1 родился <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>, и его родителями являются: ФИО2 и ФИО3, актовая запись <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. (л.д.15).
Согласно приговору от <Дата обезличена> ФИО2 Чапаевского городского суда известно, что ФИО2 признан виновным и осужден по ч.2 ст. 228, ч.5 ст. 74, ч.1 ст. 70 УК РФ к 4 годам 2 месяцам лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.(л.д. 16 - 19).
Согласно приговору от <Дата обезличена> Чапаевского городского суда ФИО3 признана виновной и осуждена по ч.2 ст. 228 УК РФ к 3 годам 06 месяцам лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. (л.д. 20 - 21).
Согласно Справке ГКУ СО «Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» <Номер обезличен>-сп от <Дата обезличена> известно, что ФИО1 с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> находился в Учреждении на полном государственном обеспечении.(л.д.22).
Согласно Распоряжению <Номер обезличен> от <Дата обезличена> руководителя МКУ «Комитет по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации г.о.Чапаевск» известно, что несовершеннолетний ФИО1 направлен на социальное обслуживание в стационарных условиях (с осуществлением полного государственного обеспечения) в ГКУ СО «Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» отделение «Социальная гостиница» сроком на 6 месяцев.(л.д.23).
Согласно Постановлению администрации г.о.Чапаевск <Номер обезличен> от <Дата обезличена> известно, что несовершеннолетний ФИО1 помещен под надзор в государственное казенное образовательное учреждение Самарской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом. (л.д. 24).
Согласно справке ГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Созвездие» г.о.Тольятти (коррекционный)» от <Дата обезличена> известно, что ФИО1 со <Дата обезличена> по <Дата обезличена> являлся воспитанником данного учреждения. (л.д.25).
Приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ГКОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский <Адрес обезличен> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья <Адрес обезличен> ФИО1 со <Дата обезличена> зачислен в число воспитанников данного детского дома на полное государственное обеспечение.(л.д.26).
Приказом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Созвездие» <Адрес обезличен> (коррекционный)» ФИО1 отчислен с <Дата обезличена> из Учреждения в связи с установлением предварительного попечительства. (л.д.27).
Постановлением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> над несовершеннолетним ФИО1 установлено предварительное попечительство. Попечителем назначена ФИО4. (л.д.28).
Согласно Решению Чапаевского городского суда от <Дата обезличена> усматривается, что ФИО3 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына - ФИО1, <Дата обезличена> года рождения. (л.д.30-31).
В <Дата обезличена> году ФИО1 окончил ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г.о.<Адрес обезличен>, выдан аттестат об основном общем образовании <Номер обезличен>. (л.д.32).
Согласно справке-подтверждению ГБПОУ СО «Чапаевский химико-технологический техникум» от <Дата обезличена> усматривается, что ФИО1 является студентом учреждения очной формы обучения. (л.д. 33).
Согласно справке о первичном выявлении МКУ «Комитет по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации г.о.Чапаевск» от <Дата обезличена> известно, что несовершеннолетний ФИО1, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, выявлен на территории г.о.Чапаевск <Дата обезличена>, в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей 2014 года значится за <Номер обезличен>. (л.д.34).
Анализируя представленные доказательства, суд исходит из оценки их совокупности, допустимости, относимости и достаточности для принятия судебного решения.
В соответствии со ст.1 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении специализированного жилищного фонда лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанных лиц возраста 23 лет.
В соответствии со ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.2 ст.1 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии со ст.98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.ч.4, 5 ст.2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.9 ст.3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в ч.2 статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Согласно ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С учётом изложенного, суд считает обоснованными требования прокурора об обязывании администрации г.о.Чапаевск предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм в 33 кв.м.
Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, которая не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.
С учётом принципа социальной справедливости суд считает, что жилое помещение ФИО1 должно быть предоставлено в порядке очередности по другим судебным решениям для лиц указанной категории, поскольку они имеют аналогичные права в сфере жилищного законодательства. Суд учитывает что муниципальные органы г.о.Чапаевск обязаны обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, после поступления субвенций из областного бюджета, при этом учитывается очередность ФИО1 по ранее принятым судебным решениям лиц из числа детей-сирот указанной категории при исполнении настоящего решения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
15 ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-821/19
░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>