Дело №2-1225/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2013 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ващенко Е.Н., при секретаре Макеевой М.А., с участием истца Михайловой Л.С., представителя ответчика ГКУ социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г.Петрозаводска» Семеновой О.В., представителя ответчика ООО «КРЦ» Лазаревой Г.Н., представителя третьего лица ТСЖ «Зеленая 12» Дорошиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михайловой Л. С. к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г.Петрозаводска», Обществу с ограниченной ответственностью «Комплексный расчетный центр г. Петрозаводска», Обществу с ограниченной ответственностью «Энергокомфорт. Карелия» о предоставлении льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и перерасчете жилищно-коммунальных услуг,
у с т а н о в и л:
Михайлова Л.С. обратилась в суд с исковым заявлением к ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г.Петрозаводска», Обществу с ограниченной ответственностью «Комплексный расчетный центр г.Петрозаводска» о предоставлении льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50%, перерасчете льготы. Требования мотивированы тем, что истец, как инвалид <данные изъяты>, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере не ниже 50%. Истец проживает по адресу: <адрес>, кроме нее в квартире зарегистрирован сын - ФИО1, который постоянно проживает на территории Финляндии. ДД.ММ.ГГГГ истец проживает и пользуется коммунальными услугами по указанному адресу одна. Между тем, ООО «КРЦ» производит начисление оплаты за жилищно-коммунальные услуги с предоставлением льготы истцу в размере 25%. Просит обязать ответчиков предоставить льготу в виде скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг в полном объеме в размере 50%, исходя из фактического количества граждан, проживающих по адресу: <адрес>; обязать ответчиков произвести перерасчет недополученной льготы за весь период неполного начисления.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Энергокомфорт. Карелия», в качестве третьего лица ТСЖ «Зеленая-12».
В дальнейшем истец неоднократно уточняла исковые требования, в окончательном варианте просит обязать ответчиков производить начисления оплаты жилищно-коммунальных услуг с учетом льгот в размере 50% оплаты, а также произвести перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг с учетом предоставления 50% льготы по оплате ООО «Энергокомфорт. Карелия»: потребление электроэнергии – с ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Комплексный расчетный центр г.Петрозаводска»: холодное водоснабжение – с ДД.ММ.ГГГГ, водоотведение – с ДД.ММ.ГГГГ, горячее водоснабжение – с ДД.ММ.ГГГГ, т/о лифта – с ДД.ММ.ГГГГ, утилизация, сбор и вывоз бытовых отходов – с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истца от исковых требований, заявленных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании истец поддержала уточненные исковые требования по основаниям, указанным в иске, пояснила, что является ветераном труда Республики Карелия и инвалидом, в связи чем ей положена льгота на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50%, между тем, льгота предоставляется в размере 25% с учетом зарегистрированного на жилой площади сына истца - ФИО1, который фактически проживает в Финляндии. В квартире установлены приборы учета водоснабжения.
Представитель ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Петрозаводска» - Семенова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, дав пояснения, аналогичные представленному отзыву.
Представитель ответчика ООО «КРЦ» Лазарева Г.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, дав пояснения, аналогичные представленному отзыву.
Представитель ответчика ООО «Энергокомфорт. Карелия» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования полагают не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица ТСЖ «Зеленая 12» Дорошина С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала иск подлежащим удовлетворению.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, считает иск подлежащим частичному удовлетворению.
Установлено, что истец Михайлова Л.С. является ветераном труда Республики Карелия, что следует из удостоверения, выданного ГУ «Центр социальной работы г.Петрозаводска» ДД.ММ.ГГГГ, инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность установлена повторно. Согласно сведениям ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г.Петрозаводска» Михайлова Л.С. является инвалидом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (справка МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ).
Истец проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в квартире по указанному адресу зарегистрированы: Михайлова Л.С. и с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (сын), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что следует из справки МКП «Петрозаводская Паспортная служба» от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира принадлежит истцу на праве собственности на основании договора о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., в т.ч. жилая <данные изъяты> кв.м.
Из выписки информационной системы народонаселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Павлов Алексей, ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживает <адрес> Финляндия с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Михайлова Л.С. обратилась в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г.Петрозаводска» с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации как инвалиду <данные изъяты>, ранее получала компенсацию как ветеран труда Республики Карелия в соответствии с Законом Республики Карелия №827-ЗРК от 17.12.2004 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия».
Расчет ежемесячной денежной компенсации гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, производится ООО «КРЦ», на основании договора возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <данные изъяты> и ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г.Петрозаводска», договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <данные изъяты> и ООО «КРЦ» по оплате жилищных услуг согласно Государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и № от ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно договору, заключенному между ООО «КРЦ» и <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ с учетом последующих дополнительных соглашений, ООО «КРЦ» производило истцу начисление платы за 1 кв.м. по жилищным услугам: содержанию и ремонту, капитальному ремонту, техническому обслуживанию лифта, выводу, сбору и утилизации бытовых отходов, управлению, текущему ремонту, содержанию общедомового имущества. За техническое обслуживание лифта с ДД.ММ.ГГГГ, утилизацию сбор и вывоз бытовых отходов с ДД.ММ.ГГГГ начисление платы производилось не на количество человек, а на 1 кв.м. занимаемого жилого помещения.
Расчет ежемесячной денежной компенсации по данным видам услуг производился Михайловой Л.С. как ветерану труда Республики Карелия при двух зарегистрированных в квартире гражданах на социальную норму площади – <данные изъяты> кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; и как <данные изъяты> на долю площади – <данные изъяты> кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Начисление платы за холодное водоснабжение и водоотведение ООО «КРЦ» производит с ДД.ММ.ГГГГ, расчет ежемесячной денежной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно производился ООО «Энергокомфорт». С ДД.ММ.ГГГГ ООО «КРЦ» не производит начисление платы за холодную воду и водоотведение, горячую воду, отопление, в связи с созданием в доме Товарищества собственников жилья «Зеленая-12», согласно договору, заключенному с <данные изъяты> начисление платы производится только по жилищным услугам.
Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (ст.7). Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется – исходя из специфики конкретных правоотношений — законодателем.
Вопросы социальной защиты и льгот для инвалидов в России регулируются Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства Российской Федерации №901 от 27.07.1996 «"О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно ст. 28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Из статьи 22 ФЗ «О ветеранах» следует, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В порядке реализации данной нормы Постановлением Правительства РК от 03.08.2011 № 196-П утвержден Порядок перечисления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ст. 3 Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» от 17.12.2004 года № 827-ЗРК социальная поддержка Ветеранов труда РК осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты и оплаты жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Карелия «О социальных нормах площади жилья» №129-П от 27.08.2007 (в ред. Постановления Правительства РК от 02.06.2008 №116-П) установлены следующие социальные нормы площади жилья: а) на одиноко проживающего гражданина 38.0 кв.м. общей площади жилого помещения; б) на одного члена семьи, состоящей из двух человек, - 22.5 кв.м. площади жилого помещения; в) на одного члена семьи, состоящей из трех человек - 21.00 кв.м. площади жилого помещения; г) на одного члена семьи, состоящей из четырех и более человек – 18 кв.м. общей площади жилого помещения.
В силу ст. 4 ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» лицам, имеющим одновременно право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Аналогичная норма содержится в ст. 31 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Согласно ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Во исполнение данного Закона Постановлением Правительства РФ №901 от 27.07.1996 был определен порядок предоставления льгот инвалидам - утверждены «Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», согласно которым (пункты 13, 18) инвалидам предоставляется скидка не ниже 50% оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), и определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Исходя из положений данного федерального закона, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не ограничено социальной нормой площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг.
Следовательно, формулировка указанной статьи Закона дает основание полагать, что меры социальной поддержки предоставляются одиноко проживающим инвалидам на оплату всей занимаемой площади и всего объема потребленных коммунальных услуг, а инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, только на долю жилого помещения, приходящуюся на инвалида.
Согласно выписке из информационной системы народонаселения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживает в Финляндии <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Указанной выпиской подтверждается проживание сына истца ФИО1 в Финляндии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательства того, что изложенные в данной выписке сведения не соответствуют действительности, а также доказательства, опровергающие указанные сведения, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как Ветеран труда Республики Карелия имеет право на предоставление льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как одиноко проживающий инвалид, имеет право на предоставление льготы по оплате коммунальных услуг в размере 50% на оплату всей занимаемой площади и всего объема потребленных коммунальных услуг.
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которыми определено понятие «норматив потребления коммунальных услуг», как месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Согласно п.п.54, 55 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (ред. от 21.07.2008) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, указанные в пункте 54 настоящих Правил, осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг.
Данный порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении действовал до принятия Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которыми предусмотрен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета (раздел VIII).
В соответствии с п.86 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ по адресу проживания истца: <адрес> установлены и опломбированы приборы учета (счетчики) на холодную и горячую воду, что следует из акта выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом того, что в доме, где проживает истец, установлен прибор учета холодного и горячего водоснабжения, расчет платежей и предоставление предусмотренных законом льгот должны осуществляться исходя из объема потребляемых ими коммунальных услуг, определяемого по показаниям данного прибора учета.
Из квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг ООО «КРЦ» следует, что в спорные периоды истцу предоставлялась льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 1/4 доли от полной суммы начислений (25%) с учетом зарегистрированного ФИО1
В соответствии со статьями 539, 541 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется поставлять абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а потребитель обязуется оплачивать принятую энергию. Гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать энергию в необходимом количестве.
Из материалов дела усматривается, что истец является стороной по публичному договору энергоснабжения, согласно которому потребляет электроэнергию. Законодателем количество потребляемой инвалидами электроэнергии, на которое им предоставляется 50-процентная скидка, нормативами не ограничено.
Из представленных квитанций ООО «Энергокомфорт. Карелия» усматривается, что в спорный период времени ответчиком применяется методика расчета льготы истцу как инвалиду, при которой все количество потребленной энергии делится на количество зарегистрированных в квартире лиц и от полученного количества определяется 50-процентная льгота.
С учетом установленного факта проживания ФИО1 в Финляндии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, положений ст.196 ГПК РФ, требования истца об обязании ответчиков ООО «Комплексный расчетный центр г.Петрозаводска», ООО «Энергокомфорт. Карелия» произвести перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг с учетом предоставления 50% льготы подлежат частичному удовлетворению, а именно в части перерасчета ООО «Комплексный расчетный центр г.Петрозаводска» оплаты следующих услуг: техническое обслуживание лифта – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; утилизация, сбор и вывоз бытовых отходов – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; а также перерасчета ООО «Энергокомфорт. Карелия» оплаты за электроэнергию с учетом предоставления 50% льготы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В то же время право истца на предоставление льготы по оплате коммунальных услуг в размере 50% в указанном порядке после ДД.ММ.ГГГГ не подтверждено, поскольку истцом не представлено объективных доказательств проживания сына ФИО1 в Финляндии после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, требования истца о перерасчете жилищно-коммунальных услуг после с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
Требования истца об обязании ответчиков произвести перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг с учетом предоставления 50% льготы оплаты услуг за холодное водоснабжение – с ДД.ММ.ГГГГ, водоотведение – с ДД.ММ.ГГГГ, горячее водоснабжение – с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат, т.к. по адресу проживания истца установлены и опломбированы приборы учета (счетчики) на холодную и горячую воду, исходя из п.86 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» перерасчет размера платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу может осуществляться только в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.
Оплата истцом холодного и горячего водоснабжения с учетом предоставления льготы в размере 25% (вместо 50%), по существу, является её убытками, причиненными действиями ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г.Петрозаводска», ООО «Комплексный расчетный центр г. Петрозаводска», требования о возмещении этих убытков в рамках настоящего спора не заявлены.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ, ст.98 ГПК РФ с ответчиков ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г.Петрозаводска», ООО «Комплексный расчетный центр г.Петрозаводска», ООО «Энергокомфорт. Карелия» в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>, по <данные изъяты> с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Михайловой Л. С. удовлетворить частично.
Обязать Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г.Петрозаводска», Общество с ограниченной ответственностью «Комплексный расчетный центр г.Петрозаводска» произвести Михайловой Л. С. перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг с учетом предоставления 50% льготы по оплате за техническое облуживание лифта – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; утилизацию, сбор и вывоз бытовых отходов – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Энергокомфорт. Карелия» произвести Михайловой Л. С. перерасчет оплаты электроэнергии с учетом предоставления 50% льготы по оплате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г.Петрозаводска», ООО «Комплексный расчетный центр г.Петрозаводска», ООО «Энергокомфорт. Карелия» в пользу Михайловой Л. С. расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>., по <данные изъяты> с каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.Н.Ващенко