Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-699/2018 ~ М-487/2018 от 11.04.2018

дело <данные изъяты>а-699 (894,897)/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 сентября    2018 года                                                          <данные изъяты>

                                                                                                М. <данные изъяты>

М. областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

с участием прокурора М. <данные изъяты> Ганцевой С.В.

при секретаре Тягай А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью «ОРТ авто», общества с ограниченной ответственностью «Радиан 2000», жилищно-строительный кооператив «Сосновый» об оспаривании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования,

у с т а н о в и л:

Советом депутатов городского округа К. М. <данные изъяты> <данные изъяты> принято решение <данные изъяты> «Об установлении при расчете арендной платы за земельные участки корректирующих коэффициентов (Пкд) и коэффициентов (Км), учитывающих местоположение земельного участка на территории городского округа К. М. <данные изъяты>» по зонам градостроительной ценности.

Административные истцы, общество с ограниченной ответственностью «ОРТ-АВТО», общество с ограниченной ответственностью «Радиан 2000», (далее Общества) и жилищно-строительный кооператив «Сосновый» не согласившись с нормативным правовым актом, просят признать его недействующим в части значения коэффициента Км равного 3,2, установленного в подпункте 4 таблицы в Приложении <данные изъяты> для кадастрового квартала 50:45:0040105, значения коэффициента Км равного 3,2, установленного в подпункте 100 таблицы в Приложении <данные изъяты> для кадастрового квартала 50:45:0040829, значения коэффициента Км равного 2,6, установленного в подпункте 298 таблицы в Приложении <данные изъяты> для кадастрового квартала 50:45:0010252 по следующим основаниям.

Уточняя заявленные требования административные истцы указывают, что Общество «ОРТ-авто» на основании договоров <данные изъяты>/К и <данные изъяты>/К от <данные изъяты> является арендатором двух земельных участков с кадастровыми номерами 50:45:0040104:76 и 50:45:0040104:78, находящихся в муниципальной собственности. Общество «Радиан 2000» на основании договоров <данные изъяты>/К от <данные изъяты>, <данные изъяты>/К, <данные изъяты>/К от <данные изъяты> является арендатором трех земельных участков с кадастровыми номерами 50:45:0040829:20, 50:45:0040829:19 и 50:45:0040829:18, расположенных по адресу М. <данные изъяты>, г. К., <данные изъяты> находящихся в муниципальной собственности. Жилищно-строительный кооператив «Сосновый» в на основании договора аренды <данные изъяты>/К от <данные изъяты> является арендатором земельного участка площадью 8 917 кв. метров, с кадастровым номером 50:54:0010252:30, распложенного по адресу: М. <данные изъяты>, город К., микрорайон Болшево, <данные изъяты>.

На земельных участках расположены принадлежащие на праве собственности обществам и кооперативу строения. Расчет арендной платы, согласно Приложения <данные изъяты> к договорам аренды осуществляется по формуле предусмотренный законом М. <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О регулировании земельных отношений в М. <данные изъяты>». Установление оспариваемым решением Советом депутатов г/о К. коэффициентов Км учитывающих местоположение земельного участка на территории городского округа по зонам градостроительной ценности привело к многократному увеличению размера арендной платы.

Административные истцы полагают, что принятое решение находится в противоречии с нормами Конституции Российской Федерации, Земельным кодексом РФ, а также Постановлении Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли находящиеся в собственности Российской Федерации», а именно прямо противоречит принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, его разрешенному использованию, а также учетом государственного регулирования тарифов на товары организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Каких-либо улучшений земельных участков не происходило в связи с чем, по мнению административных истцов, установление корректирующих коэффициентов в размере 3,2 и 2,6 не обосновано, произведено исключительно в целях получения дополнительного дохода, что противоречить принципу экономической обоснованности.

Представители общества с ограниченной ответственностью «ОРТ-АВТО», общества с ограниченной ответственностью «Радиан 2000», и жилищно-строительного кооператива «Сосновый» в судебном заседании полностью продержали заявленные требования.

Определением М. областного суда административные дела объединены в одно производство, административному делу присвоен <данные изъяты>а-699/2018.

Представитель Совета депутатов городского округа К. М. <данные изъяты> и администрации городского округа К. М. <данные изъяты> по доверенности Хиленко В.А. возражал против заявленных требований, поясняя, что нормативный правовой акт принят в пределах компетенции и соблюдением необходимой процедуры. Оспариваемый административными истцам коэффициент Км равный 3,2 и 2,6 установлен для кадастровых кварталов в которые входят участки административных истцов в пределах предусмотренных законом, с учетом роста и развития городского округа экономически обоснованы на основании представленного заключения, подготовленного ООО «Генералов и партнеры».

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, заслушав заключение прокурора полагавшего доводы административного истца заслуживающими внимания, а нормативный акт подлежащим отмене в части, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.

В силу положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

    В соответствии с п.п. «в», «к» ч. 1 ст. 72 Конституцией Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

    Федеральным законодательством установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности – к полномочиям органов местного самоуправления (п.п. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от <данные изъяты> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п.п. 2, 3 ч. 3 ЗК РФ).

    Полномочия М. <данные изъяты> по установлению порядка определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, были реализованы принятием ст. 14 Закона М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О регулировании земельных отношений в М. <данные изъяты> (с последующими изменениями и дополнениями).

    В соответствии с п. 3, 6 ч. 1 ст. 14 названного Закона М. <данные изъяты>, арендная плата за земельные участка государственная собственность на которые не разграничена, определяется по формуле: АПЛ = Аб х Кд х Пкд х Км х S, где Аб – базовый размер арендной платы; Км – коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пкд – корректирующий коэффициент; Км – коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S – площадь арендуемого участка.

Корректирующие коэффициенты (Пкд) применяются только к коэффициентам, учитывающим вид разрешенного использования земельного участка, установленным приложением к настоящему Закону и частью 3.1 настоящей статьи. Пкд устанавливается в пределах от 1 до 3

Коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования, (Км) - коэффициент, учитывающий:

1) близость к административным центрам поселений, к объектам производственной деятельности и объектам транспортной инфраструктуры, к коммунальным, инженерным, электрическим и другим линиям и сетям;

2) историческую и ландшафтную ценность территории;

3) состояние окружающей среды;

4) инженерно-геологические условия;

5) рекреационную ценность территории.

Км устанавливается в пределах от 1 до 10.

При этом коэффициенты Пкд и Км устанавливаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающего правом предоставления земельных участков.

Судом установлено, что Общество «ОРТ-авто» на основании договоров <данные изъяты>/К и <данные изъяты>/К от <данные изъяты> заключенных с муниципальным образованием «Город К. М. области» является арендатором двух земельных участков расположенных на землях населенных пунктов с разрешенным видом использования под комплекс станции технического обслуживания автомобилей и организацию торговли автозапчастями, с кадастровым номером 50:45:0040104:76 площадью 23 527 кв. метров и с кадастровым номером 50:45:0040104:78 площадью 1339 кв. метров, находящихся в муниципальной собственности и расположенных по адресу: М. <данные изъяты>, город К., <данные изъяты>.

Общество «Радиан 2000» на основании договоров № заключенных с муниципальным образованием «Город К. М. области» является арендатором двух земельных участков расположенных на землях населенных пунктов с разрешенным видом использования под комплекс станции технического обслуживания автомобилей и организацию торговли автозапчастями, с кадастровым номером 50:45:0040104:76 площадью 23 527 кв. метров и с кадастровым номером 50:45:0040104:78 площадью 1339 кв. метров, находящихся в муниципальной собственности и расположенных по адресу: М. <данные изъяты>, город К., <данные изъяты>.

Радиан 2000» на основании договоров <данные изъяты>/К от <данные изъяты>, <данные изъяты>/К, <данные изъяты>/К от <данные изъяты> является арендатором трех земельных участков площадью 13414 кв.метров. 116 кв.метров и 217 кв. метров с кадастровыми номерами 50:45:0040829:20, 50:45:0040829:19 и 50:45:0040829:18, находящихся в муниципальной собственности и расположенных по адресу М. <данные изъяты>, г. К., <данные изъяты>.

Жилищно-строительный кооператив «Сосновый» в на основании договора аренды <данные изъяты>/К от <данные изъяты> владеет и пользуется земельным участком площадью 8 917 кв. метров, с кадастровым номером 50:54:0010252:30, распложенным по адресу: М. <данные изъяты>, город К., микрорайон Болшево, <данные изъяты>.

На земельных участках расположены принадлежащие на праве собственности административным истцам строения и сооружения, осуществляется предпринимательская деятельность. Жилищно-строительный кооператив является некоммерческой организацией, земельный участок предоставлен под строительство сблокированных жилых домов, платежи по арендной плате оплачиваются за счет взносов членов ЖСК.

    Согласно расчета, являющегося приложением к договорам аренды, расчет арендной платы определялся по формуле, где коэффициент, учитывающий место положение земельного участка (Км) равным 1.

Размер корректирующих коэффициентов, применяемый при расчете, был утвержден решением Совета Депутатов города К. М. области в редакции <данные изъяты> от <данные изъяты>.

Советом депутатов городского округа К. М. <данные изъяты> <данные изъяты> принято решение <данные изъяты> «Об установлении при расчете арендной платы за земельные участки корректирующих коэффициентов (Пкд) и коэффициентов (Км), учитывающих местоположение земельного участка на территории городского округа К. М. <данные изъяты>» по зонам градостроительной ценности.

Данным нормативным актом в Приложении <данные изъяты> установлены значения коэффициента Км, а именно: в подпункте 4 таблицы для кадастрового квартала 50:45:0040105 коэффициент установлен равный 3,2; значение коэффициента Км в подпункте 100 таблицы для кадастрового квартала 50:45:0040829 равно 3,2; значение коэффициента Км установленного в подпункте 298 таблицы для кадастрового квартала 50:45:0010252 равно 2,6.

Решение принято уполномоченным органом, в пределах компетенции и опубликовано в установленном порядке в местном печатном издании газеты Спутник <данные изъяты>(1786) от <данные изъяты>.

Административные истцы, не согласившись с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, просят признать его недействующим в части значения коэффициента Км установленных для кадастровых кварталов, в которых находятся принадлежащие им на праве аренды земельные участки.

Установление корректирующих коэффициентов в оспариваемом истцами размере привело к значительному увеличению размера арендной платы (более чем в три раза).

Административные истцы находят свое право нарушенным, поскольку установленные значения коэффициента экономически не обоснованы, никаких улучшений параметров земельных участков не произошло, доход от вида деятельности арендатора не повысился, доходность при их установлении не учтена.

    Суд, проанализировав федеральное и областное законодательство, регулирующее правоотношения в рассматриваемой сфере, приходит к выводу об обоснованности требований административных истцов.

    Согласно статье 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от <данные изъяты> N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".

Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от <данные изъяты> N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.

Возражая против заявленных требований, представитель Совета депутатов городского округа К. М. <данные изъяты> пояснил, что числовые значения оспариваемых коэффициентов были приняты Советом Депутатов не произвольно, а на основании Расчета оценки коэффициентов, учитывающих местоположение земельного участка (Км) на территории городского округа К. М. <данные изъяты> на 2018 года, подготовленного генеральным директором ООО «Генералов и партнеры». Данный расчет представлен суду (л.д.121 том1).

Вместе с тем представленный в материалы дела расчет установления корректирующих коэффициентов, учитывающих местоположение земельного участка (Км) на территории городского округа К. М. <данные изъяты> не содержит анализа характеристик земельных участков, в том числе климата, экологии, рельефа местности, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности предприятий, тенденции развития промышленности, строительства, торговли, состояние коммерческой недвижимости в городском округе К., а также расчетов величины коэффициентов по арендной плате и не может являться надлежащим экономическим обоснованием установленных коэффициентов. Данный расчет не содержит даты его изготовления, а также документы позволяющие определить компетенцию лица его составившего на составление такого рода заключений.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Генералов А.В. (л.д.149-150 том 1 подтвердил, что данное заключение было им подготовлено по запросу администрации округа в форме вопрос-ответ. Экономическое обоснование приведенных в расчете коэффициентов выполнено исходя из личного опыта и знаний в оценочной области. Доходность земельных участков в кадастровых кварталах при расчете коэффициента учитывающего место положение участков он не учитывал, поскольку расчет данного фактора является сложным процессом, требующим огромной массы расчетов. Итоговое значение коэффициента приведено в расчете исходя из его личного, субъективного мнения и без какой-либо мотивировки в расчетной части. Полагает, что составленный им расчет носит рекомендательный характер.

В связи с тем, что при принятии оспариваемого нормативного акта, не были учтены экономические факторы, влияющие на уровень доходности земельных участков, произошло повышение арендной платы белее чем в три раза.

Кроме того из представленного в материалы дела протокола заседания Совета депутатов городского округа К. от <данные изъяты> <данные изъяты> прямо следует, что принятие оспариваемого решения было необходимо, поскольку арендные платежи за землю являются источником формирования доходов бюджета городского округа. Расчет размера коэффициентов, подготовленный ООО «Генералов и партнеры» предметом обсуждения и анализа не являлся.

Суд полагает, что снижение доходности бюджета муниципального образования городского округа К. недостаточно для принятия решения об установлении коэффициентов.

Само по себе пояснение о необходимости введения повышения коэффициента Км в связи с выравниванием доходов бюджета при отсутствии пояснений необходимости повышения коэффициента Км, корректирующего доходность местных бюджетов и в отсутствие оценки доходности земельных участков, не свидетельствует об обеспечении баланса частных и публичных интересов и о соблюдении принципа экономической обоснованности при принятии оспариваемой нормы.

Установление экономически необоснованных коэффициентов и применение к административным истцам привело к значительному повышению арендной платы, что для предпринимательской деятельности, осуществляющей юридическим лицом, объекты недвижимости которого находятся на арендуемых земельных участках, является, по мнению суда значительным и приводят к нарушению прав и интересов в сфере предпринимательской деятельности. Жилищно-строительный кооператив в свою очередь не является коммерческой организацией, доход от земельного участка не получает, поскольку земельный участок предоставлен под строительство сблокированных жилых домов, платежи по арендной плате оплачиваются за счет взносов членов ЖСК, что приведет необоснованному увеличению и возложению на членов ЖСК несения дополнительного бремени расходов.

Таким образом, суд считаем, что оспариваемый акт принят без надлежащего экономического обоснования, что противоречит основным принципам определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и государственная собственность на которые не разграничена. В связи с чем, указанный нормативный акт подлежит отмене в заявленной части.

Кроме того в марте 2018 года Министерство имущественных отношений М. <данные изъяты> рекомендовало администрации городского округа К. М. <данные изъяты> провести анализ обоснованности установленных коэффициентом (Км), учитывающих местоположение земельных участков на территории городского округа по зонам градостроительной ценности, рыночной стоимости арендной платы, руководствуясь основными принципами определения арендной платы, утвержденными в Постановлении Правительства РФ <данные изъяты>.

Суд также полагает заслуживающим внимание и тот факт, что решением Совета депутатов городского округа К. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> на территории городского округа К. М. <данные изъяты> при расчете арендной платы за земельные участки были установлены корректирующие коэффициенты (Пкд) и коэффициенты (Км), учитывающие местоположение земельного участка на территории городского округа. В пункте 4 таблицы (прочие кадастровые кварталы) Приложение <данные изъяты> коэффициент Км установлен равный значению 1,9. Данный нормативный правовой акт в этой части был оспорен обществом с ограниченной ответственностью «ОРТ авто» в судебном порядке.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, то суд полагает возможным признать его в оспариваемой части не действующим с момента вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые заявления общества с ограниченной ответственностью «ОРТ авто», общества с ограниченной ответственностью «Радиан 2000» и жилищно-строительного кооператива «Сосновый» удовлетворить.

признать решение Совета депутатов городского округа К. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об установлении при расчете арендной платы за земельные участки корректирующих коэффициентов (Пкд) и коэффициентов (Км), учитывающих местоположение земельного участка на территории городского округа К. М. <данные изъяты>» по зонам градостроительной ценности в части: значение коэффициента Км равного 3,2, установленного в подпункте 4 таблицы в Приложении <данные изъяты> для кадастрового квартала 50:45:0040105, значение коэффициента Км равного 3,2, установленного в подпункте 100 таблицы в Приложении <данные изъяты> для кадастрового квартала 50:45:0040829, значение коэффициента Км равного 2,6, установленного в подпункте 298 таблицы в Приложении <данные изъяты> для кадастрового квартала 50:45:0010252 недействующим с момента вступления решения в законную силу.

Возложить обязанность на Совет депутатов городского округа К. М. <данные изъяты> опубликовать в местном печатном издании «Спутник» сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На решение могут быть принесены апелляционные жалобы и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через М. областной суд.

Судья                                                         М.Ю. Елизарова

3а-699/2018 ~ М-487/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "ОРТ-АВТО"
Ответчики
Совет Депутатов г.о. Королев МО
Другие
Селиванова Н.А.
Суд
Московский областной суд
Судья
Елизарова М.Ю.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
11.04.2018Регистрация административного искового заявления
12.04.2018Передача материалов судье
16.04.2018Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2018Подготовка дела (собеседование)
11.05.2018Рассмотрение дела начато с начала
11.05.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.05.2018Предварительное судебное заседание
18.06.2018Судебное заседание
13.08.2018Судебное заседание
05.09.2018Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее