РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2017 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Топтуновой Е.В.,
при секретаре Сундыревой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к Ивашину В.Г. об освобождении земельного участка,
установил:
Истец обратился в суд с иском к Ивашину В.Г. об освобождении земельного участка.
В обоснование своих требований истец указал, что Ивашин В.Г. занял земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, возле <адрес> под размещение металлического гаража без оформленных в установленном законом порядке документов на земельный участок.
Поскольку у ответчика отсутствуют оформленные надлежащим образом правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, такое использование земли является неправомерным, в связи с чем, истец обратился в суд с иском.
Просит обязать Ивашина В.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, освободить земельный участок площадью № кв.м, расположенный по адресу: <адрес> у <адрес>, путем демонтажа самовольно возведенной конструкции - металлического гаража.
В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в адрес ответчика была направлена претензия, в которой ответчику было предложено освободить земельный участок от самовольной постройки и выплатить сумму неосновательного обогащения, но требование было исполнено не в полном объеме. Сумма неосновательного обогащения была выплачена, что подтверждается платежными документами, которые предоставил ответчик, но площадь земельного участка под гаражом не освобождена.
Ответчик Ивашин В.Г. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что гараж расположен на земельном участке по адресу: <адрес>, возле <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года, никаких разрешительных документов нет: договор аренды в отношении данного земельного участка с ДУИ г.о. Самара не заключал, земельный налог не оплачивал за пользование данным земельным участком, Постановление о назначении штрафа не оспаривал, сумму штрафа оплатил. Иск не признает, поскольку, если он уберет свой гараж, на спорном земельном участке может поставить свой гараж кто-нибудь другой.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками.
Судом установлено, что Постановлением о назначении административного наказания Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, возле <адрес>, был привлечен Ивашин В.Г.
Ответчик использует вышеуказанный земельный участок под размещение металлического гаража без оформленных в установленном законом порядке документов на земельный участок, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, ему было назначено наказание в виде административного штрафа в сумме № рублей.
Вместе с тем договор аренды в отношении данного земельного участка до настоящего времени не был заключен.
Факт использования спорного земельного участка подтверждается материалами административного дела №, в том числе, опросом Ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому последний не отрицал факт использования спорного земельного участка без правоустанавливающих документов.
Таким образом, судом установлен факт использования ответчиком спорного земельного участка в отсутствие правоустанавливающих документов, тем самым Ивашиным В.Г. осуществлен захват части земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, на территории городского округа Самара.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Законом Самарской области от 26.02.2015 № 11-ГД, вступившим в силу 01.03.2015, внесены изменения в Закон Самарской области от 29.12.2014 № 134 - ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области», в Закон Самарской области от 11 марта 2005 года № 94-ГД «О земле» в части исключения из компетенции органов государственной власти Самарской области полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» должно быть осуществлено органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Устава городского округа Самара Администрация городского округа Самара является исполнительно- распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Таким образом, с 01 марта 2015 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от Министерства к Администрации городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Администрации городского округа Самара № 929 от 19.08.2015 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент наделен полномочиями по взысканию сумм задолженности по арендной плате, процентов, штрафов, пеней, неосновательного обогащения за использование земельных участков для целей, не связанных со строительством, урегулирования разногласий при заключении, исполнении и расторжении договоров аренды, купли - продажи земельных участков, представленных для целей, не связанных со строительством, и освобождению таких земельных участков, аннулирования сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости в судебном порядке.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в адрес Ответчика была направлена претензия, в которой Ответчику было предложено освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, возле <адрес> выплатить сумму неосновательного обогащения, но требование было исполнено не в полном объеме. Сумма неосновательного обогащения была выплачена, что подтверждается платежными документами, которые предоставил ответчик, но площадь земельного участка под гаражом не освобождена.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 263 Гражданского кодекса РФ только собственник земельного участка может возводить на нем здания, сооружения, осуществлять их перестройку, снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Пунктами 2 и 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Учитывая, что сторонами предоставлены доказательства того, что временное сооружение, принадлежащее ответчику, расположено на земельном участке площадью 18,5 кв.м., доказательств правомерности использования ответчиком спорного земельного участка суду не представлено, то в силу вышеназванных норм закона, на ответчика подлежит возложение обязанности по устранению нарушений прав истца путем освобождения земельного участка площадью № кв.м. от расположенного на нем строения (сооружения).
На основании изложенного требования истца об обязании ответчика освободить земельный участок площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, возле <адрес>, подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден, в силу ст. 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Департамента управления имуществом г.о.Самара к Ивашину В.Г. об освобождении земельного участка удовлетворить.
Обязать Ивашина В.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, освободить земельный участок площадью № кв.м, расположенный по адресу: <адрес> у <адрес>, путем демонтажа самовольно возведенной конструкции - металлического гаража.
Взыскать с Ивашина В.Г. в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г.Самары.
Мотивированное решение изготовлено 30.06.2017 года.
Судья: