Дело № 2-3342/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2017 года г. Щёлково
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Разумовской Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Бибиковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой ФИО7 к ГУ-УПФ № 18 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов в специальный трудовой стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Иванова Е.В. обратилась в суд с указанным иском к ГУ-УПФ № 18 по г. Москве и Московской области. В его обоснование указала, что 15.10.2015 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как лицо, более 30 лет осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
14.01.2016 решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ № 18 по г. Москве и Московской области ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа (не менее 30 лет лечебной и иной деятельности).
В оспариваемом решении ответчик засчитал в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в связи с осуществлением медицинской деятельности в общей сложности 14 лет 10 месяцев 22 дня.
При этом ответчиком не приняты к зачету следующие оспариваемые истцом периоды работы: с 25.06.1984 по 14.07.1984 (0-0-20) - учебный отпуск; с 01.11.1988 по 30.03.1991 (2-5-0) в должности патронажной медсестры Мособкома общества Красного креста; с 25.11.1996 по 21.12.1996 (0-0-27), с 16.02.2004 по 20.02.2004 (0-0-5) - курсы повышения квалификации с полным отрывом от работы; с 16.05.1997 по 01.12.1997 (0-2-16) - в должности медсестры ТОО «<данные изъяты>», с 02.12.1997 по 31.12.1997 (9-0-29) - в должности медсестры ТОО «<данные изъяты>»; с 01.01.1998 по 06.04.2003 (5-3-7) - в должности медсестры ООО «Научно-медицинский центр «<данные изъяты>», с 06.05.2005 по 31.03.2015 (9-10-26) - в должности медсестры амбулаторно-поликлинического отделения ООО «<данные изъяты>».
В целом считает, что с учетом оспариваемых периодов, невключенных ответчиком в ее специальный трудовой стаж, она имеет право на назначение ей досрочной трудовой пении по старости.
С указанным решением истец не согласна, считает его вынесенным незаконно и необоснованно, поскольку указанные периоды работы должны быть включены в специальный стаж, она осуществляла трудовую лечебную деятельность в данные периоды времени, считает, что периоды ее работы, не засчитанные ответчиком, подлежали включению в специальный стаж, в связи с чем у ответчика не было оснований для отказа ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В силу изложенных обстоятельств, дополнив заявленные требования, просит суд признать решение ГУ-УПФ РФ № 18 по г. Москве и Московской области от 16.01.2017 года незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности вышеуказанные периоды ее работы, а именно: с 25.06.1984 по 14.07.1984 (0-0-20) - учебный отпуск; с 01.11.1988 по 30.03.1991 (2-5-0) в должности патронажной медсестры Мособкома общества Красного креста; с 25.11.1996 по 21.12.1996 (0-0-27), с 16.02.2004 по 20.02.2004 (0-0-5) - курсы повышения квалификации с полным отрывом от работы; с 16.05.1997 по 01.12.1997 (0-2-16) - в должности медсестры ТОО «<данные изъяты>», с 02.12.1997 по 31.12.1997 (9-0-29) - в должности медсестры ТОО «<данные изъяты>»; с 01.01.1998 по 06.04.2003 (5-3-7) - в должности медсестры ООО «Научно-медицинский центр «<данные изъяты>», с 06.05.2005 по 31.03.2015 (9-10-26) - в должности медсестры амбулаторно-поликлинического отделения ООО «<данные изъяты>», и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить в полном объеме., с учетом представленных доказательств.
Действующий по доверенности (копия в деле), представитель ГУ-УПФ № 18 по г. Москве и Московской области, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагая решение пенсионного органа законным и обоснованным, просила в иске отказать в полном объеме, представила отзыв.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно п.п.11 п.1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 названного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Иванова Е.В. обратилась к ГУ-УПФ РФ № 18 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной деятельности по охране здоровья населения, указав на наличие необходимого стажа в 30 лет.
Решением ГУ-УПФ РФ № 18 по г. Москве и Московской области от 16.01.2017 Ивановой Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 20 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого специального стажа 30 лет.
При этом УПФ № 18 засчитал в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в связи с осуществлением медицинской деятельности в общей сложности 14 лет 10 месяцев 22 дня, из которых календарно засчитаны периоды: с 12.03.1984 по 24.06.1984 (0-3-13), с 15.07.1984 по 01.10.1984 (0-2-17) - в должности акушерки медсанчасти № 31, г. Москва; с 03.11.1987 по 31.01.1988 (0-11-29) - в должности фельдшера здравпункта, медсестры подросткового кабинета поликлиники Лосино-Петровской больницы; с 18.08.1997 по 15.09.1997 (0-0-28) - в должности медсестры палатной терапевтического отделения Центральной клинической больницы № 2 МПС; с 07.04.2003 по 156.02.2014 (0-10-9), с 21.02.2004 по 05.05.2005 (1-2-16) - в должности медсестры гинекологического отделения поликлиники медицинского центра Центрального Банка РФ.
В льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца (работа в сельской местности) засчитано: с 08.10.1984 по 31.10.1984 (3-10-0) - в должности медсестры физиотерапевтического кабинета санатория Монино.
В льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев (хирург город) включены периоды: с 11.08.1992 по 24.11.1996 (6-5-6), с 22.12.1996 по 17.08.1997 (0-11-24) - в должности медсестры палатной отделения анестезиологии и реанимации Центральной клинической больницы № 2 МПС.
При этом ответчиком не приняты к зачету следующие оспариваемые истцом периоды работы: с 25.06.1984 по 14.07.1984 (0-0-20) - учебный отпуск; с 01.11.1988 по 30.03.1991 (2-5-0) в должности патронажной медсестры Мособкома общества Красного креста; с 25.11.1996 по 21.12.1996 (0-0-27), с 16.02.2004 по 20.02.2004 (0-0-5) - курсы повышения квалификации с полным отрывом от работы; с 16.05.1997 по 01.12.1997 (0-2-16) - в должности медсестры ТОО «<данные изъяты>», с 02.12.1997 по 31.12.1997 (9-0-29) - в должности медсестры ТОО «<данные изъяты>»; с 01.01.1998 по 06.04.2003 (5-3-7) - в должности медсестры ООО «Научно-медицинский центр «<данные изъяты>», с 06.05.2005 по 31.03.2015 (9-10-26) - в должности медсестры амбулаторно-поликлинического отделения ООО «<данные изъяты>».
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных отношений, трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 названного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 30 Закона 400-Ф3 "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации
Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12. 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 право на пенсию по выслуге лет предоставлено в том числе медицинским сестрам - всем независимо от наименования должности, лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 утвержден "Список профессий и должностей работников здравоохранение, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, утвержден "Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, вступившим в силу с 13.11.2002 года, утверждены "Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения" и "Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения".
В пункте 5 указанных Правил установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 (один) год и 3 месяца. В стаж засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, то есть врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности и лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" утвержден Список работ, профессий, должностей, учреждений, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
В соответствии с действовавшими в спорные периоды: ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, приказа Минздрава Российской Федерации от 09.08.2001 N 314 "О порядке получения квалификационных категорий", ст. ст. 69, 72, 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона О страховых пенсиях В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой.
По смыслу закона, при сохранении за работником места работы, должны сохраняться также дополнительные гарантии, компенсации или льготы, которые предусмотрены для должности, занимаемой работником перед направлением на переподготовку.
Таким образом, если направлению на курсы повышения квалификации предшествовала работа в должности, которая давала право на досрочное назначение пенсии, то время нахождения на таких курсах подлежит включению в специальный стаж.
Исходя из приведенных норм закона периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, этим периодам непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала соответствующая деятельность, в том числе, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
С учетом изложенного период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, соответственно исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2012 по делу N 15-КГ2-2.
Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им, как работником, обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.
Разрешая спор в данной части, суд с учетом установленных обстоятельств, приведенных выше норм права, приходит к выводу, что указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а именно: с 25.11.1996 по 21.12.1996 (0-0-27) - при нахождении в должности медсестры палатного отделения анестезиологии и реанимации Центральной клинической больницы № 2 МПС, а также с 16.02.2004 по 20.02.2004 (0-0-5) - в должности медсестры гинекологического отделения поликлиники медицинского центра Центрального банка РФ, которые имели место непосредственно в период работы истицы в должности и учреждении, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подтвержден факт работы истца и осуществление ею медицинской деятельности в указанной должности постоянно, полный рабочий день на полную ставку, с записью в трудовой книжке.
В оспариваемый период времени в указанных должностях в данных учреждениях ответчиком был засчитан истцу в специальный стаж в бесспорном порядке.
Таким образом, спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25.11.1996 по 21.12.1996 (0-0-27), с 16.02.2004 по 20.02.2004 подлежат включению в календарном порядке, в связи с чем, решение ответчика о не включении данных периодов в специальный стаж истицы неправомерно.
Относительно периода нахождения в учебном отпуске с 25.06.1984 по 14.07.1984 г (0-0-20) в период занятия истицей должности акушерки медсанчасти № № г. <адрес>, период работы в которой ответчиком был засчитан в календарном порядке, и который непосредственно предшествовал работе по осуществлению лечебной деятельности и после, суд приходит к следующему.
Согласно данным пенсионного дела истицы, а также архивной справки Центрального архива с 25.06.1984 по 14.07.1984 истице в периоды работы в Медсанчасти № <адрес> предоставлялся учебный отпуск на основании лицевого счета по зарплате за 1984 г. (начислений по оплате отпуска не имеется).
Также, согласно справке архива за период работы истицы в данной Медсанчасти № с 12.03.1984 по 01.10.1984 отпусков без сохранения заработной платы не предоставлялось.
С 12.03.1984 года по 01.10.1984 сведения о направлении истицы в период работы в медсанчасти № на курсы повышения квалификации не имеется.
Как следует из представленной копи диплома, истица 01.03.1984 года окончила Московское медицинское училище №, прошла полный курс по специальность акушерка, в связи с чем, ей присвоена квалификация акушерка, выдан диплом ЗТ № (л.д.22).
Учебные отпуска являются одним из видов дополнительного оплаченного отпуска, возможность предоставления которого предусмотрена ст. 116 ТК РФ. Обязанность их предоставления обусловлена также исполнением п. 21 Рекомендаций Международной организации труда N от 24.06.1974 г. "Об оплачиваемых отпусках".
Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (статья 173 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 173 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорные периоды работы ФИО6) работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Аналогичные положения были предусмотрены статьей 196 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 1 февраля 2002 г.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы,
Однако, оспариваемый истцом период не может быть приравнен судом к курсам повышения квалификации, поскольку их прохождение не подтверждено письменными доказательствами, равно как и не подтвержден факт ее обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, сведений о получении в спорный период времени образования не имеется.
К данным по справкам из архива, противоречащим друг другу относительно того, что ей был представлен учебный отпуск без оплаты, а также что в спорный период работы истца ей не предоставлялись не оплачиваемые отпуска, суд относится критически, поскольку они в полной мере не подтверждают получение истицей обучения в указанный период с сохранением за ней заработной платы.
В силу изложенного, указанный период не подлежит включению к специальный стаж истицы.
Периоды работы истца с 01.04.1991 по 10.08.1992 в должности патронажной медсестры Щелковского управления социального обеспечения - территориального центра социального работника истцом не заявлены к зачету, предметом спора не являются, доводы относительно них со стороны истца и ответчика не принимаются.
Относительно иных оспариваемых истцом и не включенных ответчиком периодов работы: с 01.11.1988 по 30.03.1991 (2-5-0) в должности патронажной медсестры Мособкома общества Красного креста; с 16.05.1997 по 01.12.1997 (0-2-16) - в должности медсестры ТОО «<данные изъяты>», с 02.12.1997 по 31.12.1997 (9-0-29) - в должности медсестры ТОО «<данные изъяты>»; с 01.01.1998 по 06.04.2003 (5-3-7) - в должности медсестры ООО «Научно-медицинский центр «<данные изъяты>», с 06.05.2005 по 31.03.2015 (9-10-26) - в должности медсестры амбулаторно-поликлинического отделения ООО «<данные изъяты>» суд приходит к следующему.
Периоды работы с 16.09.1997 г. по 01.12.1997 г. (2 мес. 16 дн.); с 02.12.1997 г. по 31.12.1997 г. (29 дней) в должности медсестры ТОО «<данные изъяты>»; с 01.01.1998 г. по 06.04.2003 г. (5 лет 03 мес. 07 дн.) в должности медсестры ООО «Научно- медицинского центра «<данные изъяты>», не могут быть включены в специальный стаж истицы и обоснованно не был засчитан ответчиком, поскольку Списком должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение пенсии, утвержденным Постановлением Правительства №781, не предусмотрены иные организационно-правовые формы юридических лиц, отличные от «Учреждения». Также, в соответствии с разъяснениями, данными в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно- правовой формек учреждениям, «судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-Ф3 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникамучреждений.
При этом, указанные периоды трудовой деятельности Ивановой Е.В. относятся к периоду после регистрации в системе персонифицированного учета и в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 г. «О персонифицированном учете» указанный стаж должен подтверждаться сведениямииндивидуального (персонифицированного) учета, сведения об особых условиях труда (код льготной должности) в выписке ИЛС истца отсутствуют, сведения представлены на общих основаниях, работодатель не подтверждает условия труда, необходимые для включения спорных периодов в специальный стаж.
Периоды работы истцы с 06.05.2005 г. по 31.03.2015 г. (9 лет 10 мес. 26 дн.) в должности медсестры амбулаторно-поликлинического отделения ООО «<данные изъяты>» также не могут быть включены судом в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку к Списком должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение пенсии, утвержденным Постановлением Правительства №781, не предусмотрены иные организационно-правовые формы юридических лиц, отличные от«Учреждения».
Также, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30, и в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникамучреждений,а также«амбулаторно-поликлиническое отделение»как структурное подразделение не поименовано в Правилах (утв. Постановлением Правительства от 29.10.2002г. №781).
Общества с ограниченной ответственностью в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 не указаны. Конкретный перечень наименований лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений здравоохранения приводится в единой номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2005 года N 627, ранее приводился в номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года N 395, и более того, до этой даты.
Названные номенклатуры не относят к учреждениям здравоохранения общества с ограниченной ответственностью. Закон указывает на необходимость осуществления медицинским работником, претендующим на досрочную пенсию, работы исключительно в учреждениях здравоохранения.
Указанное толкование положений упомянутых нормативно-правовых актов согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В п. 1 ст. 123.21 ГК РФ установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно ранее действовавшей редакции п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признавалась некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О и от 24 декабря 2013 года N 2064-О, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27).
Исходя из этого, законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на досрочное пенсионное обеспечение по старости.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названный Список, который конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. При этом, в основу дифференциации названных понятий были положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Осуществляемая индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями профессиональная деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях.
В связи с этим, выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
При этом, суд также учитывает, что в силу Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" К полным товариществам, смешанным товариществам, товариществам с ограниченной ответственностью, акционерным обществам закрытого типа и акционерным обществам открытого типа, созданным до официального опубликования части первой Кодекса, применяются соответственно нормы главы 4 Кодекса о полном товариществе (статьи 69 - 81), товариществе на вере (статьи 82 -86), обществе с ограниченной ответственностью (статьи 87 - 94), акционерном обществе (статьи 96 - 104).
Целью создания коммерческой организации, к которым относятся, в том числе и Общества с ограниченной ответственностью, (ТОО, ООО «<данные изъяты>»), ООО «<данные изъяты>» является извлечение прибыли. В связи с чем ООО, ТОО не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения.
С учетом изложенного, основания для включения периодов работы истца в ООО «<данные изъяты>», и в ООО «Научно-медицинский центр «<данные изъяты>» (ранее ТОО «Мединкур»,) не имеется.
Также, согласно справке архива с 31.10.1988 года истица была уволена из <данные изъяты> с должности медицинской сестры подросткового кабинета в связи с переводом в Московский областной комитете общества Красного Креста, архивных документов о работе не сохранилось, подтвердить периоды работы истцы в указанной организации по специальности не представляется возможным.
Согласно трудовой книжки истицы 01.11.1988 года она зачислена в Москобком Общества Красного Креста на должность патронажной медсестры по уходу за больным на дому при Щелковском ГК ОКК.
Из справки архива Щелковского района следует, что документов на социальных работников, патронажных медсестер <данные изъяты>, который входил в структуру исполкома Щелковского Горсовета, не имеется.
Также, исходя из командировочного удостоверения истица являлась сестрой милосердия Щелковского ГК ОКК.
Пунктом 3 Положения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусмотрено, что в стаж работы врачей и других работников здравоохранения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются работа по специальности в домах отдыха, пионерских лагерях и курортных пансионатах, в управлениях домами отдыха и санаториями, в учреждениях, отделах и инспекциях врачебно-трудовой, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы, в органах государственной и ведомственной санитарной инспекции и санитарного просвещения, в органах социального страхования и кооперативного страхования, в системе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
При этом пунктом 4 вышеуказанного Положения предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Однако, с учетом периодов, включенных судом в специальный стаж истицы, на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости у нее отсутствует 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходящегося на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, указанный период работы в обществе Красного Креста не подлежит включению в специальный трудовой стаж.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Аналогичную норму содержит часть 1 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г.: страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указывается, в резолютивной части решения должно быть указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости, в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 20 Закона "О страховых пенсиях" представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных профессиях и учреждениях.
В соответствии с нормами ст. 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 ст.22 Федерального закона №400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем.
С учетом включения оспариваемых истцом периодов нахождения на курсах повышения квалификации, у истицы не возникло право на получение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку у нее отсутствует необходимый специальный стаж 30 лет.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия необходимого специального стажа, предусмотренного пп.20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которой страховая пенсия назначается ранее достижения возраста предусмотренного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» требование истицыо назначении страховой пенсии досрочнонезаконно, а решение ответчика обоснованно.
При изложенных обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановой Евгении Валентиновны - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ № 18 по г. Москве и Московской области от 15.10.2015 в части невключения в специальный стаж Ивановой ФИО9, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов: с 25.11.1996 по 21.12.1996 (0-0-27), с 16.02.2004 по 20.02.2004 (0-0-5) - курсы повышения квалификации с полным отрывом от работы.
Обязать ГУ-УПФ РФ № 18 по г. Москве и Московской области засчитать Ивановой ФИО8 в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25.11.1996 по 21.12.1996 (0-0-27), с 16.02.2004 по 20.02.2004 (0-0-5) в календарном исчислении.
В удовлетворении исковых требований Ивановой ФИО10 о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов: 25.06.1984 по 14.07.1984 (0-0-20) - учебный отпуск; с 01.11.1988 по 30.03.1991 (2-5-0) - в должности патронажной медсестры Мособкома общества Красного креста; с 16.05.1997 по 01.12.1997 (0-2-16) - в должности медсестры ТОО «<данные изъяты>», с 02.12.1997 по 31.12.1997 (9-0-29) - в должности медсестры ТОО «<данные изъяты>»; с 01.01.1998 по 06.04.2003 (5-3-7) - в должности медсестры ООО «Научно-медицинский центр «<данные изъяты>», с 06.05.2005 по 31.03.2015 (9-10-26) - в должности медсестры амбулаторно-поликлинического отделения ООО <данные изъяты>», а также в требованиях о признании незаконным решения ГУ-УПФ № 18 по г. Москве и Московской области от 14.01.2016 об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения - 15.10.2015 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца дней через Щелковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий
федеральный судья Разумовская Н.Г.