Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 31 июля 2019 года
Красноглинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре Мамышевой А.З.,
с участием представителей истца Рощиной А.В. и Бранчуковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1579/2019 по иску Воротникова С.О. к администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Истец Воротников С.О. обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование исковых требований истец указал, что 27.02.2012 года по обращению в министерство имущественных отношений по Самарской области распоряжением департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 27.02.2015 № РД-121 на кадастровом плане территории утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка по адресу: <адрес>, лом 7, для ведения садоводства. Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №.
09.10.2017 года департаментом градостроительства г.о. Самара было принято решение об отказе в предоставлении истцу в собственность земельного участка, поскольку участок, площадью 1229 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, не свободен от прав третьих лиц и его предоставление в собственность невозможно.
Не согласившись с указанным отказом, истец обратился в суд с административным иском. Решением Красноглинского районного суда г. Самары требования Воротникова С.О. удовлетворены, признано незаконным и отменено решение департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в предоставлении земельного участок, оформленное письмом от 09.10.2017 № СЛ-9/1668-0-12; на ответчика возложена обязанность рассмотреть заявление Воротникова С.О. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в соответствии с действующим законодательством. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 26.06.2018 решение Красноглинского районного суда г. Самары оставлено без изменения, а жалоба департамента градостроительства г.о. Самара без удовлетворения.
При обращении в департамент градостроительства г.о. Самара с указанными судебными актами, распоряжением № РД-1605 от 10.10.2018 отказано в предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведение торгов по основанию, предусмотренного п. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Истец просит суд признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 594 кв.м, с кадастровым номером №, распложенный по адресу: <адрес>, категории: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «сады».
Определением суда в протокольной форме от 15.07.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен департамент градостроительства г.о. Самара.
В судебное заседание истец, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, не явился, причины неявки суду не сообщил.
Представитель истца Бранчукова Е.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала и просила суд удовлетворить заявленные требования по доводам, изложенным в иске, дополнив, что земельный участок испрашивается на основании ст. 9 Закона Самарской области «О земле». В настоящее время данная норма не действует, но распространяла свою силу на момент обращения Воротникова С.О. в министерство имущественных отношений Самарской области, то есть на правоотношения сторон применяются нормы закона, действующие при первичном обращении в административный орган во внесудебном порядке.
Представитель истца Рощина А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить иск по изложенным в нем основаниям.
Ответчик администрация г.о. Самара, третьи лица департамент градостроительства г.о. Самара, ФФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области и Управление Росреестра по Самарской области о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании п. 1 ч.1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно подп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
В силу ч.1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ положения настоящей статьи не применяются в случае предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со ст. 39.19 настоящего кодекса.
В соответствии с подп. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 27.02.2012 года Воротников С.О. в лице представителя Рощиной А.В. обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, по адресу: <адрес>, площадью 594 кв.м, для ведения садоводства, в собственность бесплатно (л.д. 8). Из плана границ земельного участка и других документов следует, что смежным участком является участок, принадлежащий Рощиной А.В. (матери истца).
Распоряжением департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 27.02.2015 № РД-121 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 594 кв.м, по адресу: <адрес>, участок 7, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1) по карте правого зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, с видом разрешенного использования «сады», для садоводства (л.д. 19-20).
Указанный земельный участок 05.04.2017 года поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «сады», что следует из выписки ЕГРН (л.д. 21).
Департамент градостроительства г.о. Самара письмом от 09.10.2017 года № СЛ-9/1668-0-12 отказал Воротникову С.О. в предоставлении земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц и его представление в собственность истцу не предоставляется возможным (л.д. 22-23).
Воротников С.О., не согласившись с отказом административного органа, обратился в суд с административным иском.
Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 16.02.2018 года, вступившем в законную силу 26.06.2018 года, постановлено:
«Заявленные требования Воротникова С.О. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Департамента градостроительства городского округа Самара об отказе в предоставлении земельного участка, оформленное письмом от 09.10.2017 года №СЛ-9/1668-0-12.
Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара рассмотреть заявление Воротникова С.О. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена с кадастровым номером 63:01:0312002:1117 площадью 594.00 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для садоводства, в соответствии с действующим законодательством» (л.д. 24-30).
Распоряжением департамента градостроительства г.о. Самара от 10.10.2018 года № РД-1605 Воротникову С.О. отказано в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Основанием для отказа явился пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.
Данный отказ истец в судебном порядке не оспаривал.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В соответствии с ч.3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Установлено, что испрашиваемый земельный участок сформирован на основании распоряжения департамента строительства и архитектуры 27.02.2015 года.
Положением статьи 34 Земельного кодекса РФ (в редакции до 01.03.2015) предусматривался порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Так, в соответствии с ч.2 ст. 34 Земельного кодекса (в редакции от Федерального закона № 72-ФЗ от 28.12.2013 года) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Судом установлено, что 27.02.2012 года истец обратился соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для садоводства на основании Закона Самарской области «О земле».
В соответствии с частью 2 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» (в редакции, действующей на момент обращения) земельные участки предоставляются в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в порядке и при наличии оснований, предусмотренных частями 3, 4, 8, 10, 12, 13 и 14 настоящей статьи.
С 1 сентября 2013 года вступила в силу часть 4 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле», согласно которой в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек земельные участки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов). Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются для целей ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств наличия у истца положения (инвалид Великой Отечественной войны либо Великой Отечественной войны), предоставляющего права на бесплатное предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка, суду не представлено.
Доводы представителя истца о том, что на правоотношения истца и административного органа при разрешении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно распространяются нормы законодательства в редакции на момент первоначального обращения Воротникова С.О., судом признаются несостоятельными.
Так, решением Красноглинского районного суда г. Самары от 16.02.2018 года, вступившем в законную силу 26.06.2018 года, на департамент градостроительства г.о. Самара возложена обязанность рассмотреть заявление Воротникова С.О. в соответствии с действующим законодательством. Действия департамента градостроительства г.о. Самара о не применении закона, распространявшего до 01.01.2018 года, правомерные, не противоречат судебному акту от 16.02.2018 года.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 Гражданского кодекса РФ, в частности путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом.
Признание права как способ защиты возможно, когда само право уже существует, однако оно кем-либо оспаривается или не признается. Поэтому лицо, требующее применения такого способа защиты, должно представить доказательства возникновения у него по каким-либо законным основаниям права собственности на спорный земельный участок.
Между тем как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, каким-либо правом в отношении спорного земельного участка истец не обладает и в рамках заявленного иска фактически ставится вопрос о предоставлении земельного участка на основании решения суда.
Предоставление земельных участков в собственность производится в административном порядке и предметом судебного разбирательства может являться лишь соответствие порядка и процедуры предоставления земельного участка, установленным действующим законодательством. Решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно истец не оспаривал.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Воротникова С.О. к администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок, площадью 594 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0312002:1117, распложенный по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05.08.2019 года.
Судья: И.А. Щетинкина