Дело № 2-576/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2012 г. г.Ульяновск
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
федерального судьи Навасардяна В.С.
при секретаре Денисовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агапова Анатолия Ивановича к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания», администрации города Ульяновска о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ :
Агапов А.И. обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска о защите прав потребителей. В обоснование своих требований указал, что проживает в многоквартирном жилом дому <адрес> и является собственником квартиры № №. В настоящее время 174 квартиры из 192 являются приватизированными, 18 квартир находятся в собственности муниципального образования город Ульяновск. За период с 2006-2010 год в данном доме за счет городского бюджета в квартирах были заменены стояки горячего и холодного водоснабжения. В порядке софинансирования по 185 Закону отремонтирована крыша. За счет средств собственников в отдельных квартирах заменены канализационные стояки на кухнях, частично проводился ремонт канализации в подвале и частичный ремонт межпанельных швов фасада дома. Жилой дом 1980 года постройки, с этого времени капитальный ремонт не производился. Жильцами дома неоднократно направлялись жалобы в разные инстанции на неудовлетворительные условия проживания, получение некачественных коммунальных услуг, ставили вопросы о проведении в доме капитального ремонта. В настоящее время капитального ремонта требует система центрального отопления, включая замену труб в подвале, стояков и батарей в квартирах, всей канализации для канализационных стояков в подвале и ливневой канализации, замены канализационных стояков в туалетных комнатах, восстановление канализации от коллектора до ввода в подвал, системы электроснабжения в подвале и на межэтажных площадках с заменой электрошкафов, замены мусоропроводных клапанов, ремонт подъездов. Истек срок эксплуатации лифтов, что также требует капитального ремонта всего лифтового хозяйства. Просит суд обязать администрацию города Ульяновска произвести в 2012 году за счет средств муниципального образования «город Ульяновск» капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>: замену системы центрального отопления в полном объеме, замену системы канализации туалетных стояков и системы отвода канализационных стояков через подвал дома, ливневой канализации, замену гидроизоляции межпанельных швов с фасадной и торцевых частей дома, замену лифтового оборудования, замену электрощитов в подъездах и электропроводки от общедомового электросчетчика до квартирных электросчетчиков. Производство работ произвести с учетом раздельного подключения к системам тепло-водо- электроснабжения и канализации для потребителей граждан, использующих коммунальные ресурсы для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и отделения коммуникаций жильцов иных категорий потребителей на 1 этаже и в подвале дома (нежилых помещениях).
Истец Агапов А.И. в судебном заседании исковые требования уточнил, просит обязать администрацию города Ульяновска произвести в 2012 году за счет средств муниципального образования «город Ульяновск» капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>: замену системы центрального отопления в полном объеме, замену системы канализации туалетных стояков и системы отвода канализационных стояков через подвал дома, ливневой канализации, замену гидроизоляции межпанельных швов с фасадной и торцевых частей дома, замену лифтового оборудования, замену электрощитов в подъездах и электропроводки от обще домового электросчетчика до квартирных электросчетчиков. Производство работ произвести с учетом раздельного подключения к системам тепло- водо- электроснабжения и канализации для потребителей граждан, использующих коммунальные ресурсы для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и отделения коммуникаций жильцов иных категорий потребителей на 1 этаже и в подвале дома (нежилых помещениях), произвести ремонт канализации на вводе в подвал дома от канализационного колодца, в подъездах дома заменить дверные блоки вторых входных дверей частичную замену оконных блоков и остекление, штукатурку, покраску и побелку стен и потолков в подъездах.
Представители истца Григорьев В.Д., Ремез А.М., Юдина В.С. исковые требования поддержали в полном объеме. Подержали доводы изложенные в исковом заявлении, просили требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации города Ульяновска одновременно представляя интересы третьего лица Комитета ЖКХ и экологии администрации города Ульяновска исковые требования не признают в полном объеме. При этом пояснила суду, что истец в администрацию города Ульяновска в претензионном порядке не обращался, на момент приватизации жилищного фонда, у истца претензий не было. Он вправе заявлять требования только по своему подъезду, поскольку доверенности от остальных жителей дома у него не имеется. Вопрос о проведении капитального ремонта должен решаться на общем собрании собственников жилья. Ранее муниципалитет оказывал содействие собственникам в проведении капитального ремонта крыши, отдельных частей инженерного оборудования. В <адрес> только 18 муниципальных квартир, считает, что возложить обязанность по проведению капительного ремонта только на муниципалитет незаконно и необоснованно. Реконструкция тепло- водо- электроснабжения не относится к капитальному ремонту и должна производиться за счет средств собственников жилья.
Представитель ответчика Открытого акционерного общества «Жилищно-эксплуатационная компания» (далее ООО «ЖЭК») в судебном заседании исковые требования предъявленные к администрации города Ульяновска поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что ООО «ЖЭК» обслуживает дом <адрес> с 01.02.2012 года. В период с 2006 по 2010 год в указанном доме, за счет средств городского бюджета заменены: системы горячего и холодного водоснабжения, произведен капитальный ремонт кровли. В <адрес> арендаторами нежилых помещений являются: <данные изъяты>» - установлен прибор учета тепловой энергии (ЦО, ГВС), прибор учета ХВС; <данные изъяты>»- теплоснабжение осуществляется через отдельный элеваторный узел, прибор учета тепловой энергии отсутствует, прибор учета ХВС установлен, оплата за потребление ХВС осуществляется непосредственно в МУП ВКХ «Ульяновскводоканал», ООО <данные изъяты>»- теплоснабжение отсутствует, отопление осуществляется за счет электроэнергии, прибор учета ХВС отсутствует. Потребление электроэнергии арендаторами нежилых помещений производится по отдельной линии и в нагрузку к потреблению жителям данного дома не входит, оплата производится непосредственно в электроснабжающую организацию на основании показаний приборов учета электроэнергии.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Сторонам разъяснена ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с п.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и «об» их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
На основании п.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и «ремонту» общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491» в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировоч-ных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п.1 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и «ремонт» жилого помещения. Решение «об» оплате расходов на «капитальный» «ремонт» многоквартирного дома принимается на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей компании (п.2). Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение «об» установлении размера платы за содержание и «ремонт» жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (п.4). Органы местного самоуправления, в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут представлять управляющим организациям бюджетные средства на «капитальный» «ремонт» многоквартирных домов. Такое положение содержится в п.п.2 п.1 ст.165 ЖК РФ.
В соответствии со ст.161 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Многоквартирный жилой дом может управляться только одной управляющей организацией.
В ходе судебного разбирательства установлено, что жилой <адрес> постановлением мэра города Ульяновска от 29.12.1995 г. № включен в реестр муниципальной собственности и передан на баланс администрации города Ульяновска. В настоящее время объектами муниципальной собственности являются муниципальные квартиры расположенные в выше указанном доме. Дом был введен в эксплуатацию в 1980 г., является девятиэтажным, шестиподъездным. Срок эксплуатации указанного дома ко времени рассмотрения дела составляет более 30 лет.
Истец Агапов А.И. является собственником <адрес> на основании договора передачи жилой площади в собственность (приватизация) граждан № от ДД.ММ.ГГГГ 18 квартир в спорном доме находятся в муниципальной собственности. Как следует из справки ф.8 Агапов А.И. проживает в спорном доме с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 16 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что в случае приватизации гражданами жилых помещений в доме, требующем «капитального» «ремонта», за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить «капитального» «ремонт» дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и «ремонта» жилого фонда.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 11 названных Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и «капитальный» «ремонт», подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Подпункты «а» - «д» пункта 2 Правил включают в состав общего имущества:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 16 названных Правил установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
01.02.2012г. <адрес> был передан в обслуживание ООО «ЖЭК».
В соответствии со ст.65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и «ремонте» общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять «капитальный» «ремонт» жилого помещения, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества, несет иные обязанности предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма.
Статьей 66 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
В соответствии со ст.69 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания, не исполняющая обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором, заключенным с собственником жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с последующими изменениями и дополнениями) разъяснено, что отношения, возникающие из договоров найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего «ремонта» общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п.2 ст.676 ГК РФ), подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ), на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан регулируются законодательством «О защите прав потребителей».
В силу ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями) исполнитель обязан выполнить работу и оказать услугу, качество которых соответствует договору либо обычно предъявляемым требованиям. Если законами или в установленном ими порядками, в частности, стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству работы (услуги), исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
Истец, а также другие жильцы указанного жилого дома обращались в различные инстанции по вопросу производства ремонта дома, однако до настоящего времени эти работы не произведены.
Согласно акту обследования жилого фонда от 23 марта 2012 года, составленного ООО «ЖЭК» следует, что в <адрес> требуется капитальный ремонт: ливневой канализации, трубопровода водоотведения, трубопровода розлива ХВС в подвальном помещении, трубопровода ГВС, трубопровода стояков центрального отопления и розлива, электрощитовых межэтажных щитов кабелей, частичная замена дверных проемов и оконных блоков.
По данному делу с целью определения состояния дома и его коммуникаций были привлечены специалисты государственной жилищной инспекции Ульяновской области, комитета ЖКХ и экологии мэрии г. Ульяновска, ООО «ЖЭК», ООО «Лифтремонт». По итогам осмотра дома 15 марта 2012 года составлен акт, согласно которого выявлено:
-наличие выкрашивания меж панельных швов по всему периметру дома,
-отслоение штукатурно-окрасочного слоя, следы протечки на потолке в подъезде №2 по месту расположения ливневой канализации с 9-го этажа и по 1 месту расположения подъездов № 1,2,3,4,5,6;
- наличие старых следов протечки, отслоение побельного слоя по месту расположения лифтовой шахты в подъездах №1,3,4,5;
- частичное отслоение штукатурно-покрасочного слоя на стенах и потолке по всем этажам с 1-го по 9-й в подъездах №1,2,3,4,5,6;
-наличие подтеков, капельной течи (на запорной арматуре), глубокой коррозии, ржавчины на стояках ЦО в подвальном помещении по месту расположения подъездов № 1,2,3,4,5,6;
-наличие подтопления по всей площади подвального помещения (примерно 10-15 см) из-за утечки в системе ливневой канализации;
-ненадлежащее состояние электропроводки (незакрепленные кабеля, провода, наличие их провисания) в подвальном помещении;
-наличие частичной коррозии, ржавчины на стояках ливневой канализации по всем этажам здания во всех подъездах здания;
- наличие отслоения окрасочного слоя, наличие гниения (частично), разрушения (частично) рам по всем этажам в подъездах №1,2,3,4,5,6;
-ненадлежащее содержание поэтажных электро- щитов (наличие скруток, оголенности проводов) на этажах в подъездах №1,2,3,4,5,6;
- отсутствие мусоро- сборочных контейнеров в мусора приемных камерах в подъездах № 1,2,3,4,5,6;
- система трубопровода канализации и трубопровода ГВС и ХВС в подвальном помещении в удовлетворительном состоянии.
Понятия «капитального» и текущего «ремонта» содержатся в ФЗ от 21.02.2007г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства», Положении «об» организации и проведении реконструкции, «ремонта» и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (утв. Приказом Госкомитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1998 г. № 312), Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491), Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ от 27.09.2003г. № 170).
Таким образом, «текущий ремонт» - ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В соответствии с Приложением № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда к работам по текущему «ремонту» относится: смена и восстановление отдельных элементов оконных и дверных заполнений, восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц, зоны-козырьки над входами в подъезды.
«Капитальный ремонт» - это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением. В состав капитального ремонта включаются также работы, по характеру относящиеся к текущему «ремонту», но выполняемые в связи с производством капитального ремонта. Капитальный ремонт подразделяется на: ремонт, охватывающий все здание или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ; выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.
В соответствии с Приложением № 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) производятся при «капитальном ремонте» жилищного фонда.
Как указывалось выше, спорный дом сдан в эксплуатацию в 1980 году, таким образом, на момент рассмотрения настоящего гражданского дела срок эксплуатации дома составляет более 30 лет.
Согласно Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов до постановки на «капитальный ремонт» жилых зданий со стенами из кирпича с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации составляет 20 лет. Минимальная продолжительность эксплуатации стояков центрального отопления, горячего водоснабжения (ГЭС), канализации при открытых схемах - 15 лет, трубопроводов горячей воды - 15 лет; трубопроводов канализации чугунных - 40 лет; внутридомовых электромагистралей - 20 лет; герметизированных стыков панелей наружных стен нетвердеющими мастиками – 15 лет; вводно-распределительных устройств, внутридомовых магистралей (сеть питания квартир) с распределительными щитками – 20 лет; дверных заполнений входных на лестничную клетку – 10 лет; оконных заполнений в деревянных переплетах – 40 лет; внутренних водостоков из чугунных труб – 40 лет (Приложение № 3 к Ведомственным строительным нормам "Положение «об» организации и проведении реконструкции, «ремонта» и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1998 г. № 312).
Как следует из материалов дела (искового заявления; ответа комитета ЖКХ и экологии мэрии г. Ульяновска № от 13.05.2011 года, пояснения сторон, за счет бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на <адрес> произведен в 2006 году капитальный ремонт системы водоотведения, в 2007 году капитальный ремонт систем горячего и холодного водоснабжения. В рамках Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ на доме произведен капитальный ремонт крыши.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что уточненные требования истца Агапова А.И. в части производства «капитального ремонта» в указанном выше доме законны и подлежат частичному удовлетворению.
На администрацию города Ульяновска, как наймодателя и собственника дома в последующем, не исполнившему обязательство по капитальному ремонту дома до приватизации квартир, следует возложить обязанность по капитальному ремонту: системы центрального отопления входящей в состав общего имущества многоквартирного <адрес>, внутренних водостоков системы водоотвода, замену гидроизоляции межпанельных швов панелей наружных стен, вводно-распределительных устройств, внутридомовых магистралей (сети питания квартир) электрооборудования с распределительными щитками, замену дверных заполнений входных на лестничную клетку.
Доказательств производства подобного ремонта суду не представлено, срок эксплуатации указанных систем дома истек, за исключением срока эксплуатации внутренних водостоков системы водоотвода, которые, как это следует из актов осмотра многоквартирного дома жилищной инспекцией и управляющей организацией, несмотря на не истекший срок эксплуатации (32 года из 40 предусмотренных) имеют следы глубокой коррозии, разрушения, что приводит к повреждению внутренней отделки здания и подтоплению подвального помещения, что свидетельствует о физическом износе указанных коммуникаций данного многоквартирного дома, и указывает на необходимость проведения их капитального ремонта.
Суд принимает во внимание, что Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года, определено, что «ремонт» ремонтно-строительных работ по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, фасадов, стыков полносборных зданий до 50% относится к «капитальному ремонту» (приложение 8).
Исходя из системного толкования ст.16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации», ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации после исполнения бывшим наймодателем обязательства по «капитальному ремонту» жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих «капитальных ремонтов» лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Согласно п.1 ст.165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут представлять управляющим организациям бюджетные средства на «капитальный ремонт» многоквартирных домов.
<адрес> эксплуатируется с 1980 года, и правоотношения сторон по капитальному ремонту дома возникли еще в период действия Жилищного кодекса РСФСР, то есть до 01 марта 2005 года.
По ранее действовавшему законодательству с истца Агапова А.И., удерживалась плата на «капитальный ремонт» дома, а на наймодателе (собственнике жилья) лежала обязанность своевременно производить «ремонт» жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст.141 ЖК РСФСР). Так, плата за «капитальный ремонт» предусматривалась в структуре платежей населения за жилье постановлением Правительства РФ от 18.06.1996 г. № 707 ««об» упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», постановлением Правительства РФ от 02.09.1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.01.2003 г. № 32, от 27.06.2003 г. № 372, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 г. № 490 (ред.27.06.2003 г.).
Из материалов дела усматривается, что необходимость капитального ремонта, замены отдельных коммуникаций возникла ранее, до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации, установленные сроки эксплуатации дома истекли.
Однако ни администрация города Ульяновска, ни созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства капитальный ремонт указанных систем и коммуникаций, за исключением систем канализации, водоснабжения и крыши, в доме не производили, хотя плата за него взималась.
Как следует из искового заявления и пояснения истца за 31 год эксплуатации данный жилой дом в полном объеме капитально не ремонтировался, несмотря на то, что ранее жильцы несли расходы на капитальный ремонт. В таком состоянии квартиры и часть общего имущества были переданы гражданам, в частности, истцу, в собственность в порядке приватизации.
Доказательств того, что в доме производился капитальный ремонт, за исключением систем канализации, водоснабжения и крыши, в том числе на момент передачи жильцам занимаемых жилых помещений в собственность в порядке приватизации, ответчиками суду не представлены.
ООО «ЖЭК» является управляющей компанией по отношению к многоквартирному жилому дому № <адрес> <адрес>, следовательно, получает средства, необходимые для управления, содержания и эксплуатации жилищного фонда, в частности, за счет платежей нанимателей, собственников жилых помещений за предоставленные коммунальные услуги, за счет бюджетных дотаций на содержание и обслуживание жилищного фонда.
Истцы находится в договорных отношениях с ООО «ЖЭК» по управлению, содержанию и техническому обслуживанию дома. В частности, на управляющую компанию возложена функция по текущему ремонту, которую последний исполняет ненадлежащим образом.
Отношения истцов с домоуправляющей компанией в том числе регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей», при этом истец выступает как потребитель, а ответчик ООО «ЖЭК», как исполнитель услуги по управлению домом. Согласно ст.4 данного Закона исполнитель обязан оказать потребителю качественную услугу.
Ответчик ООО « ЖЭК» в нарушение требований ст.309 ГК РФ, ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» не исполнило должным образом принятых на себя обязательств перед истцом по управлению многоквартирным домом – не произвел ремонтных работ текущего характера в виде ремонта: лестничных (штукатурка и окраска стен, побелка потолков), оконных заполнений во всех подъездах (очистка, грунтовка, окраска, герметизация).
Данный вид ремонта суд считает текущим, который следует возложить с учетом договорных отношений на ООО «ЖЭК».
Во избежание повторного повреждения внутренней отделки мест общего пользования указанного многоквартирного дома, ремонт лестничных клеток в о всех подъездах дома следует произвести после выполнения работ по ремонту внутренних водостоков системы водоотвода в подъездах и техническом подвале дома.
Требования истца Агапова А.И. замены системы канализации туалетных стояков и систем отвода канализационных стояков через подвал дома не подлежат удовлетворению, т.к. система трубопроводов канализации из чугуна в соответствии с актами осмотров дома управляющей компании и жилищной инспекции находятся в удовлетворительном состоянии, срок их эксплуатации (минимальный – 40 лет) не истек, кроме того, в указанном доме система водоотвода была капитально отремонтирована в 2006 году.
Также не подлежат удовлетворению требования истца о замене лифтового оборудования, т.к. в соответствии со справкой ООО «Лифтремонт» - организации обслуживающей лифтовое оборудование указанного дома, срок эксплуатации лифтового оборудования продлен до мая 2013 года, а сведения о ненадлежащем состоянии лифтового оборудования в актах осмотров дома управляющей компанией и жилищной инспекцией не содержатся.
Требования истца о производстве работ по капитальному ремонту с учетом раздельного подключения к системам тепло-водо- электроснабжения и канализации для потребителей граждан, использующих коммунальные ресурсы для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и отделения коммуникаций жильцов иных категорий потребителей на 1 этаже и в подвале дома (нежилых помещениях) также не подлежат удовлетворению, т.к., как это было установлено в судебном заседании, системам водоснабжения и канализации многоквартирного дома капитальный ремонт не требуется, а вопрос о раздельном подключении к системам тепло- и электроснабжения не охватывается объемом работ по капитальному ремонту, т.к. фактически является требованием о реконструкции имеющихся коммуникаций и систем многоквартирного дома.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика ООО «ЖЭК» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 200 руб.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Агапова Анатолия Ивановича к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания», администрации города Ульяновска о защите прав потребителей удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Ульяновска произвести в <адрес> капитальный ремонт:
- системы центрального отопления входящей в состав общего имущества многоквартирного <адрес>;
- внутренних водостоков системы водоотвода по всему многоквартирному жилому дому <адрес>;
- замену гидроизоляции межпанельных швов панелей наружных стен по всему многоквартирному жилому дому <адрес>;
- вводно-распределительных устройств, внутридомовых магистралей (сети питания квартир) электрооборудования с распределительными щитками по всему многоквартирному жилому дому №<адрес> <адрес>;
- замену дверных заполнений входных на лестничную клетку по всему многоквартирному жилому дому №<адрес> <адрес>;
Обязать Общество с ограниченной отвественностью «Жилищно-эксплуатационная компания» произвести текущий ремонт:
- лестничных клеток всех подъездов <адрес> (штукатурка и окраска стен, побелка потолков) после выполнения работ по ремонту внутренних водостоков системы водоотвода в подъездах и техническом подвале дома;
- оконных заполнений во всех подъездах <адрес> (очистка, грунтовка, окраска, герметизация).
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной отвественностью «Жилищно-эксплуатационная компания» государственную пошлину в доход местного бюджета 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Федеральный судья: В.С. Навасардян.