34RS0002-01-2019-008926-58
№2-1768/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 июня 2020 года
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Соломахиной Е.А.
при секретаре Баланцевой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.ллаха Р. Р., Рахмаллуллаха Д. Р. к ФГКУ "Югрегионжилье", третье лицо ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение равнозначное по благоустройству и площади ранее занимаемому жилому помещению,
УСТАНОВИЛ:
Р.ллах Р.Р., Рахмаллуллах Д.Р. обратились в суд с иском к ФГКУ "Югрегионжилье", указав, что в 1995 году балансодержатель общежития, расположенного по адресу: <...> А - АООТ «Волгоградский тракторный завод» предоставил Чирковой И.Г. – жене Р.ллах Р.Р. и матери на тот момент несовершеннолетнего Рахмаллуллах Д.Р. на состав семьи из трех человек жилые комнаты № и №. Данные комнаты были предоставлены в связи с работой Чирковой И.Г. на указанном выше предприятии. В 1996 году Чиркова И.Г. умерла, после её смерти истцы остались проживать в названных выше жилых помещениях. В 2002 году общежитие, расположенное по адресу: <...> А, было передано в оперативное управление Волгоградской КЭЧ района.
В связи с отказом Волгоградской КЭЧ района заключить с Р.ллах Р.Р. договора найма специализированного жилого фонда, Р.ллах Р.Р. обратился в Тракторозаводский районный суд <...> с соответствующим иском.
Решением Тракторозаводского районного суда <...> от ... г. по делу № был удовлетворен иск Рахмаллуллах, действующего в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына Рахмаллуллах Д. Р., о признании за ними право пользования комнатами № и № <...> А по <...> и понуждении Волгоградскую КЭЧ района заключить с ними договор найма специализированного жилищного фонда. Данное решение вступило в законную силу ... г..
На основании указанного решения между истцами и Федеральным государственным учреждением «Волгоградское квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации был заключен договор найма жилого помещения в общежитии № от ... г..
В 2012 году в связи с обрушением части здания общежития, расположенного по адресу: <...> А, истцы были вынуждены переехать в комнату № общежития, расположенного по адресу: <...> А, которое также находилось в оперативном управлении Федерального государственного учреждения «Волгоградское квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации. В названном помещении истцы проживали до середины мая 2019 года.
Истцы, указали, что <...> А как и <...> А по <...> признаны аварийными и подлежащими сносу. Все жители этого общежития были переселены с предоставлением других помещений. Вопрос о предоставлении истцам для проживания жилого помещения взамен комнаты № <...> А по <...> до настоящего времени не решен, хотя этот вопрос подымался еще в декабре 2015 года, о чем свидетельствует письмо от ... г. начальника отделения Федерального государственного казённого учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Н.Косивцова.
... г. истец обратился в Федеральное государственного казённого учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему для проживания помещения специализированного жилищного фонда на условиях социального найма. Однако ответа на указанное выше заявление до настоящего времени не последовало, в связи с чем, истцы обратились в суд и просили обязать ответчика предоставить им по договору социального найма жилое помещение в черте <...> равнозначное по благоустройству и общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
В судебном заседании истцы доводы изложенные в исковом заявлении поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд полагает рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель третьего лица ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России исковые требования не признала, просила отказа, указала на то, что истцы не являлись и не являются военнослужащими, а также не состоят в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации и право на предоставление жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации по договору социального найма у них отсутствует.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает необходимым исковые требования оставить без удовлетворения, по следующим основаниям.
Согласно статье 5 Федерального закона от ... г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Поскольку в качестве основания исковых требований о признании права пользования жилым помещением истцы ссылаются на предоставление им спорного жилого помещения в 1995 году в качестве общежития в связи с трудовыми отношениями между Чирковой И.Г. и АООТ «Волгоградский тракторный завод» применению подлежат, в том числе нормы Жилищного кодекса Р. (далее - ЖК Р.).
В соответствии со статьей 109 ЖК Р. для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них.
В силу статьи 47 ЖК Р. на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом М. Р.. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса Р. основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Р. решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
По данному делу, с учетом заявленных исковых требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств является выяснение обстоятельств подтверждающих предоставлении жилого помещения именно по договору социального найма.
Из материалов дела усматривается, что 1995 году балансодержатель общежития, расположенного по адресу: <...> А - АООТ «Волгоградский тракторный завод» предоставил Чирковой И.Г. – жене Р.ллах Р.Р. и матери на тот момент несовершеннолетнего Рахмаллуллах Д.Р. на состав семьи из трех человек жилые комнаты № и №. Данные комнаты были предоставлены в связи с работой Чирковой И.Г. на указанном выше предприятии. В 1996 году Чиркова И.Г. умерла, после её смерти истцы остались проживать в названных выше жилых помещениях. В 2002 году общежитие, расположенное по адресу: <...> А, было передано в оперативное управление Волгоградской КЭЧ района.
В связи с отказом Волгоградской КЭЧ района заключить с Р.ллах Р.Р. договора найма специализированного жилого фонда, Р.ллах Р.Р. обратился в Тракторозаводский районный суд <...> с соответствующим иском.
Установлено, что вступившим в законную силу решением Тракторозаводского районного суда <...> от 26.03.2010г. за истцами признано право пользования комнатами №,54 по <...>.
Суд обязал Волгоградскую КЭЧ района заключить с Рахмаллуллах договор специализированного найма на жилую площадь в комнатах №,54 <...>-а по <...>, указав членом его семьи Рахмаллуллах Д. Р. (сына).
В соответствии со ст. 101 ЖК Р., действовавшего на момент заселения Чирковой И.Г., Р.ллах Р.Р., Рахмаллуллах Д.Р. в квартиру (комнаты) №,54 по адресу <...>-а, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны были проживать по месту работы или вблизи от него.
Согласно ст. 106 ЖК Р. с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено по помещение.
Из материалов дела усматривается, что между ФГУ «Волгоградская КЭЧ» МО РФ и Рахмаллуллах был заключен договор найма жилого помещения в общежитии № от 27.10.2010г. и истцам было предоставлено жилое помещение, состоящее из квартиры (комнаты) общей площадью 28,1 кв.м., расположенного в <...>-а, кв. (комната) 53,54.
Из материалов дела, также усматривается, что в 2012 году в связи с обрушением части здания общежития, расположенного по адресу <...>-а, истцы были вынуждены переехать в комнаты № общежития, расположенного по адресу <...>-а, которое находилось в оперативном управлении ФГУ «Волгоградская КЭЧ» МО РФ. В указанном помещении истцы проживали до середины мая 2019г.
Установлено, что <...>-а по ул. <...> в <...> был признан аварийным и подлежащим сносу и жителям были предоставлены другие жилые помещения.
Статьей 85 ЖК РФ предусмотрены случаи выселения граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу или жилое помещение признано непригодным для проживания
Обязанность по предоставлению гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, указанным в ст. ст. 86 - 87 ЖК РФ возникает в случае, если проживающие в таком жилом помещении граждане занимали его по договору социального найма.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Судом установлено, что решения о предоставлении истцам спорного жилого помещения на условиях социального найма компетентным органом не принималось, заключен договор найма служебного жилого помещения №121 от 27.10.2010г. по решению суда об обязании заключить договор специализированного найма, а не договора социального найма и не в связи с признанием ранее занимаемого жилого помещения аварийным.
Суд также принимает во внимание, что Чиркова И.Г., Р.ллах Р.Р., Рахмаллуллах Д.Р. военнослужащими не являлись и не являются, в связи с чем, они не относятся к категории лиц, которым гарантируется обеспечение жилыми помещениями в соответствии со ст. 15 Федерального закона от ... г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и Приказом М. обороны РФ от ... г. N 1280 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в вооруженных силах Российской Федерации", не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями лиц, не проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ.
Ссылка на то, что ответчик как наймодатель обязан заключить с истцом бессрочный договор социального найма на жилое помещение, в связи со сносом жилого помещения, которое признанно аварийным и непригодным для проживания является не состоятельной, поскольку факт проживания в жилом помещении по адресу <...>-а на условиях социального найма истцами не доказан.
В судебном заседании Р.ллах Р.Р. пояснил, что истцы отказались от проживания в предоставляемом жилом помещении по <...>.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Статья 103 ЖК РФ предусматривает, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
На основании ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Суд считает, что ни одному из вышеперечисленных условий, необходимых для заключения договора социального найма с уполномоченным органом в данном случае с ФГКУ "Югрегионжилье", истцы не соответствуют. Сам по себе факт проживания истцов в <...>-а кв. (комната) 53,54, и в <...>-а, кв. (комната) 205 и оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также факт регистрации в указанной квартире, не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решения о предоставлении истцам жилого помещения на условиях социального найма компетентным органом не принималось, был заключен договор специализированного найма, а не договора социального найма, Чиркова И.Г., Р.ллах Р.Р., Рахмаллуллах Д.Р. военнослужащими не являлись и не являются, в связи с чем, они не относятся к категории лиц, которым гарантируется обеспечение жилыми помещениями в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", кроме того истцы не состоят в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, не признаны малоимущей семьей, не приобрели право на проживание в общежитии, ввиду чего в данном случае у ФГКУ "Югрегионжилье" отсутствует обязанность заключить с ним договор социального найма, а следовательно в удовлетворении иска следует отказать.
Иных доводов и доказательств, заслуживающих вниманию сторонами суду представлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Р.ллаха Р. Р., Рахмаллуллаха Д. Р. к ФГКУ "Югрегионжилье" третье лицо ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение равнозначное по благоустройству и площади ранее занимаемому жилому помещению – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 11 июня 2020 года