Дело № 2-1470/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2019 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Холназаровой Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Айметдиновой И.А. к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о перерасчете пособия,
УСТАНОВИЛ:
Айметдинова И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее УРО ФСС), указав, что она <данные изъяты> Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 1 ноября 2018 года. В связи с тем, что в 2017 и 2016 годах находилась в отпуске по уходу за первым ребенком, работник бухгалтерии Министерства предложила написать в соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального Закона № 255-ФЗ, заявление о замене календарных годов для расчета пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет: 2016 год на 2013 год и 2017 на 2014 год. Однако, получив первое пособие, обнаружила, что размер пособия меньше, чем размер пособия, которое она получала, находясь в отпуске по уходу за первым ребенком. Разница составила 2 296,05 руб. В связи с этим обратилась в бухгалтерию Министерства для выяснения причины разницы в размерах пособий и выяснилось, что при расчете пособия за первым ребенком были взяты размеры среднего заработка 2014 и 2015 годы, а не 2013 и 2014 годов. В связи с тем, что при написании первого заявления на замену годов при расчете пособия в бухгалтерии Министерства ей предоставили неверную информацию о календарных годах, которые можно заменить для начисления пособия, ею было написано повторное заявление на замену годов: 2016 год на 2014 год и 2017 год на 2015 год, так как это привело бы к увеличению размера пособия, что в свою очередь предусматривается ч.1 ст.14 Федерального Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Однако, УРО ФСС направил ответ об отсутствии основания для перерасчета пособия.
Просит признать незаконным решение УРО ФСС об отсутствии основания для перерасчета пособия; обязать УРО ФСС использовать для расчета пособия средний заработок истца в 2014 и 2015 гг. и выполнить перерасчет пособия с 01 ноября 2018 года.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, ОГКУ «Областное казначейство».
В судебном заседании истица исковые требования и доводы иска поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала указав, что Областным государственным казённым учреждением «Областное казначейство» (Страхователь) в Региональное отделение 19.11.2018 представлен электронный реестр сведений на Айметдинову И.А. для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за период с 01.11.2018 по 24.02.2020. В представленном реестре отражен заработок для исчисления пособия в сумме за 2016 г. в сумме 68186,85 руб., за 2017г. - 89916,00 руб., количество календарных дней в расчётном периоде составляет 259. Для уточнения сведений страхователю направлено извещение № 18402 от 22.11.2018 о предоставлении письменного пояснения о количестве исключаемых дней в расчетном периоде. 28.11.2018 страхователем представлен реестр сведений, в котором произведена замена календарных годов с 2016 г. на 2013 г., 2017 г. на 2014 г. Заработок для исчисления пособия за 2013 г. в сумме - 281394,83 руб., за 2014 г. - 320006,79 руб., количество календарных дней в расчетном периоде – 722. Размер пособия за полный календарный месяц составляет 10128,92 руб. Региональным отделением ежемесячное пособие по уходу за ребенком Айметдиновой И.А. назначено в соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» с учетом представленного заявления Айметдиновой И.А. на замену лет. 11.01.2019 Страхователем представлен реестр с признаком «ПЕРЕРАСЧЕТ» и повторной заменой календарных годов с 2016 г. на 2014 г., 2017 г. на 2015 г. Для уточнения сведений Страхователю направлено извещение № 321 от 14.01.2019 о предоставлении подробного письменного пояснения о причине перерасчета. В ответ на извещение Страхователем представлены копии заявлений Айметдиновой И.А., подтверждающие факт ранее назначенного ей ежемесячного пособия с учетом представленного ей заявления на замену лет, и копий повторных заявлений для назначения перерасчета ежемесячного пособия в связи с заменой календарных годов. Региональным отделением в перерасчете назначенного и выплачиваемого Айметдиновой И.А ежемесячного пособия по уходу за ребенком в связи с предоставлением последней повторного заявления о замене лет отказано. Поскольку в соответствии с п.2.1 ст. 15 Федерального закона № 255-ФЗ перерасчет уже назначенного пособия предусмотрен только в случае предоставления застрахованным лицом справки о сумме заработка. Какие-либо другие основания для перерасчета уже назначенного и выплачиваемого пособия законодательством не предусмотрены. Аналогичная норма содержится в п. 3 Положения №294, регулирующим порядок перерасчета назначенного пособия только в случае предоставления справки о сумме заработка. В случае с Айметдиновой И.А., она реализовала свое право на замену лет при назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Подача повторного заявления о замене календарных годов законом не предусмотрена, и данный факт не может являться основанием для перерасчета.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» отражено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком относится к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Статьями 4, 13 названного Федерального закона закреплено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, предусмотрено, что при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2).
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом (п. 3).
Судом установлено, что Айметдинова И.А. работает <данные изъяты> Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 1 ноября 2018 года. Функции страхователя по обязательному социальному страхованию выполняет Областное государственное казённое учреждение «Областное казначейство».19.11.2018 страхователем в УРО ФСС представлен электронный реестр сведений на Айметдинову И.А. для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за период с 01.11.2018 по 24.02.2020. В представленном реестре отражен заработок для исчисления пособия в сумме за 2016 г. в сумме 68186,85 руб., за 2017г. - 89916,00 руб., количество календарных дней в расчётном периоде составляет 259. Для уточнения сведений страхователю направлено извещение № 18402 от 22.11.2018 о предоставлении письменного пояснения о количестве исключаемых дней в расчетном периоде. 28.11.2018 страхователем представлен реестр сведений, в котором произведена замена календарных годов с 2016 г. на 2013 г., 2017 г. на 2014 г. Заработок для исчисления пособия за 2013 г. в сумме - 281394,83 руб., за 2014 г. - 320006,79 руб., количество календарных дней в расчетном периоде – 722. Размер пособия за полный календарный месяц составил 10128,92 руб.
11.01.2019 страхователем представлен реестр с повторной заменой календарных годов с 2016 г. на 2014 г., 2017 г. на 2015 г. Для уточнения сведений страхователю направлено извещение № 321 от 14.01.2019 г. о предоставлении подробного письменного пояснения о причине перерасчета. В ответ на извещение Страхователем представлены копии заявлений Айметдиновой И.А., подтверждающие факт ранее назначенного ей ежемесячного пособия с учетом представленного ей заявления на замену лет, и копий повторных заявлений для назначения перерасчета ежемесячного пособия в связи с заменой календарных годов.
УРО ФСС в перерасчете назначенного и выплачиваемого Айметдиновой И.А ежемесячного пособия по уходу за ребенком в связи с предоставлением последней повторного заявления о замене лет отказано.
Вместе с тем с данным отказом согласиться нельзя.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В соответствии с п. 11 Положения «Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375.
При этом, ни Федеральный закон 255-ФЗ, ни Положение «Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» не содержит запрета на повторную замену лет и перерасчет пособия.
Согласно отзыву Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, принятый УРО ФСС для расчета пособия заработок указан работодателем ошибочно. Повторное заявление было написано с целью исправления данной ошибки.
Кроме того, по мнению суда УРО ФСС не имело правовых оснований при расчете назначенного истице пособия учитывать ее заработок за 2013 год.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком учитывается средний заработок застрахованного лица, рассчитанный за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (расчетный период). Поскольку изначально расчетный период для исчисления среднего заработка застрахованного лица должен непосредственно предшествовать году наступления страхового случая, то и замена годов (года), составляющих этот расчетный период, может быть произведена на годы (год), непосредственно предшествующие этому расчетному периоду, то есть на годы (год), последовательно следующие перед годами (годом), подлежащими учету для исчисления среднего заработка, но в которых (котором) застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)»).
Таким образом, учитывая что истица в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая находилась в отпуске по уходу за ребенком, расчет пособия при замене лет ей мог быть произведен с учетом ее заработка не ранее 2014 г. Таким образом, требование о перерасчете пособия исходя из ее заработка за 2014 и 2015 годы является обоснованным.
При таком положении, исковые требования подлежат удовлетворению, а именно следует обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации учитывать при расчете назначенного Айметдиновой И.А. пособия по уходу за ребенком до полутора лет ее средний заработок за 2014 и 2015 годы и произвести перерасчет данного пособия с учетом указанного заработка с даты его назначения - с 01 ноября 2018 года.
При этом, требование о признании незаконным решения УРО ФСС не является исковым, а является обоснованием материально-правового требования о перерасчете пособия, следовательно, принятия отдельного решения по нему не требуется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Айметдиновой И.А. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации учитывать при расчете назначенного Айметдиновой И.А. пособия по уходу за ребенком до полутора лет ее средний заработок за 2014 и 2015 годы и произвести перерасчет данного пособия с учетом указанного заработка с даты его назначения - с 01 ноября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Богомолов.