Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-639/2010 ~ М-552/2010 от 27.04.2010

Мотивированное решение изготовлено 29

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2010 года

Дело Номер

 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июня 2010 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Роговой Т.В.,

При секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3 о признании права на приватизацию жилого помещения,

                                                           УСТАНОВИЛ:

Истица ФИО2 обратилась в суд с иском к    ФИО3 о признании права на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: ЗАТО г.Североморск, ... о  признании отказа в приватизации квартиры недействительным и понуждении ответчика к заключению договора на бесплатную передачу жилого помещения в собственность.

В обоснование иска, а также в  предварительном судебном заседании 17.05.2010 года, судебных заседаниях 31.05.2010 года и 24.06.2010 года указала, что с января 2001 года по настоящее время является нанимателем жилого помещения, состоящего из двух комнат, общей площадью 41,20 кв.м., расположенного в доме Номер по ... в ЗАТО г.Североморск.

Жилое помещение предоставлено ей как работнику ФИО3, нуждающемуся в улучшении жилищных условий в 2001 году, на основании договора найма, который был заключен сроком на 3 года. В последствии, срок действия договора найма был продлен до 2006 года, а в 2006 году заключен договор Номер от 05.07.2006 года сроком на 5 лет (до 2011 года). В настоящее время в жилом помещении проживает она (наниматель) и члены ее семьи – супруг ФИО4, двое несовершеннолетних детей.

В апреле 2010 года она, решив приватизировать жилое помещение, обратилась в ФИО3 с соответствующим заявлением, однако, получил отказ со ссылкой на то обстоятельство, что собственником квартиры является Российская Федерация и приватизация без согласия собственника имущества невозможна.

Полагает, что в соответствии с положениями ст.ст. 2, 4, 8   Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", она и члены ее семьи вправе приобрести занимаемую квартиру в собственность в порядке приватизации, поскольку спорная квартира расположена в жилом фонде социального использования, находится в оперативном управлении ФИО3, который и должен разрешить вопрос о приватизации в силу положений ст. 2 названного Закона.

Ранее свое право на приватизацию она, супруг и несовершеннолетние дети не использовали.

Пояснила также, что в ходе подготовки документов для обращения с иском в суд, получила от ФИО3 справку о том, что заключенный с ней ранее договор найма Номер от 05.07.2006 года считается договором социального найма жилого помещения и является бессрочным.

Кроме того, просила учесть, что за проживание в спорной квартире вносит платежи как наниматель жилого помещения, квартира находится в доме, принадлежащем Администрации ЗАТО г.Североморск.

Уточнив свои исковые требования, просит признать за ней, членами ее семьи право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: ЗАТО г.Североморск, ..., ... ..., обязать ФИО3 заключить с ними договор на бесплатную передачу квартиры в собственность.

Ответчик ФИО3 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном мнении выразил не согласие с иском по следующим основаниям л.д. 35, 55).

Квартира Номер по ..., ... г.Североморск относится к государственному имуществу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.02.2010 года и является федеральной собственностью.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых вопросах по управлению федеральным имуществом», Министерство Обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В связи с чем, законом не предусмотрены основания и условия приватизации данного жилого помещения.

В соответствии с приложением № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, имущество Вооруженных сил – это объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности. Объекты государственной собственности, указанные в названном приложении, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятии, относятся исключительно к федеральной собственности.

Кроме того, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ № 1131 от 06.10.1999 года – перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов и в муниципальную собственность, составляются органами субъектов РФ по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, согласованному с органами местного самоуправления.

Считает, что спорное жилое помещение в настоящее время не подлежит безвозмездной передаче в собственность граждан и просит в удовлетворении иска отказать.

Ранее представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании 31.05.2010 года, также поясняла, что спорная квартира получена ФИО3 по договору дарения от физического лица. Принятие квартиры в дар произведено на основании Положения о ФИО3 и решения Командующего СФ, которым ФИО3 было разрешено принимать в дар жилые помещения, поскольку ФИО3 является уполномоченным органом по учету и распределению жилых помещений, находящихся в ведении Минобороны РФ. В настоящее время никаких нормативно-правовых актов, ведомственных приказов Минобороны РФ, регулирующих порядок получения согласия собственника государственного имущества на его отчуждение (во исполнение Постановления Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 года) не принято. Уполномоченным органом по распоряжению имуществом Вооруженных Сил является Департамент имущественных отношений Минобороны РФ.

Росимущество (в лице Территориального управления ФАУГИ в Мурманской области), привлеченное к участию в деле в качестве соответчика определением суда от 17.05.2010 года л.д. 26), в письменном отзыве на иск указало, что согласно Постановлению Правительства РФ № 447 от 16.07.2007 года внесение сведений в Реестр федерального имущества осуществляется на основании заявления правообладателя имущества. В соответствии с постановлением Правительства РФ №1053 от 29.12.008 года о возложении соответствующих полномочий на Министерство Обороны РФ, Территориальное управление ФАУГИ в Мурманской области не является ответчиком по данному делу. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя  л.д.63-64).

Отдел социальной защиты населения Администрации ЗАТО г.Североморск, привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица л.д. 26) просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, полагал, что на данном этапе рассмотрения спора интересы детей не затрагиваются л.д. 29).

ФИО4, привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица л.д. 26), в том числе и как законный представитель несовершеннолетних детей, в  судебных заседаниях 31.05.2010 года и  24.06.2010 года требования истицы ФИО2 поддержал и пояснил, что вселен в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя в связи с вступлением в брак. Ранее правом приватизации не пользовался. Не возражает против участия несовершеннолетних детей в приватизации жилого помещения, сам также намерен участвовать в приватизации квартиры и просит включить его в договор.

Департамент имущественных отношений Министерства Обороны РФ, привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица л.д. 50), надлежаще извещенный о дне и времени рассмотрения спора 01.06.2010 года и 22.06.2010 года л.д. 52, 53) требование суда о представлении в письменном виде мотивированного мнения по иску – не исполнил, представителя в суд не направил, возражений по иску не заявил. При таких обстоятельствах, суд рассматривает спор на основании представленных в дело доказательств.

Заслушав истицу, 3-е лицо ФИО4, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, в 2000 году в связи с трудовыми отношениями ФИО2  (на двух человека) предоставлена в жилом доме Номер , принадлежащем Администрации ЗАТО г.Североморск, двухкомнатная квартира Номер , по ... в г.Североморске, общей площадью 41,20 кв.м. на основании договора найма жилого помещения Номер от 15.12.2000 года. Также в 2007 году (в связи с вступлением истицы в брак) в квартиру вселен супруг ФИО4, и в связи с рождением – ФИО5 Истица и члены ее семьи зарегистрированы в жилом помещении по найму л.д. 8, 20).

Указанная квартира приобретена ФИО3 на основании договора дарения от 25.08.2000 года (от физического лица), право оперативного управления на жилое помещение зарегистрировано в ЕГРП, о чем ответчику выдано свидетельство серии Номер от 08.11.2000 года л.д. 9, 17-19).

Согласно свидетельства о государственной регистрации от 04.02.2010 года квартира по адресу: г.Североморск, ..., ... ... находится в собственности Российской Федерации, внесена в реестр федерального имущества, правообладателем является ответчик ФИО3    л.д. 10, 14).

Как следует из пояснений ФИО2, а также копии договора найма от 05.07.2006 года Номер , в момент предоставления жилого помещения договор найма был заключен с истицей сроком на 3 года, затем пролонгирован до 2006 года, а 05.07.2006 года – заключен сроком на 5 лет - до 07.07.2011 года л.д.8).

В связи с обращением истицы в суд, ответчиком 05.05.2010 года выдана справка о том, что договор найма жилого помещения Номер от 05.07.20006 года, заключенный с ФИО2, считать договором социального найма жилого помещения, договор является бессрочным, так как в соответствии со ст. 19 п. 2 ЖК РФ данная квартира относится к Государственному жилищному фонду и в соответствии со ст. 19 п. 3 ЖК РФ по цели использования относится к жилищному фонду социального использования л.д. 24).

На обращение истицы по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения ответчик сообщил, что для передачи квартиры в собственность необходимо разрешение собственника, поскольку спорная квартира является федеральной собственностью, принадлежит ФИО3 на праве оперативного управления, в соответствии с п.п. «г» п. 1 ст. 114 Конституции РФ и п. 15 Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 года № 3020-1, управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство РФ л.д. 6, 7).

Данное мнение ответчик поддержал и при разрешении спора.

Вместе с тем, суд находит позицию ФИО3 основанной на ошибочном толковании закона.

В соответствии с  Положением о  ФИО3 от 2000 года, ответчик является юридическим лицом, создан для обеспечения всеми видами квартирного довольствия воинских частей, одной из его основных задач является учет военнослужащих, рабочих и служащих Вооруженных сил РФ в гарнизоне Североморск, нуждающихся в жилой площади; имущество ФИО3 находится у него в оперативном управлении л.д.41- 47). Таким образом, ФИО3 является органом военного управления в соответствии со структурой Министерства Обороны РФ.

Согласно Распоряжения Министерства имущественный отношений РФ от 08.04.2004 года № 1508-р, принятому в соответствии со ст.ст. 125, 214, 296, 299 ГК РФ, Постановлением Правительства РФ от 03.06.2002 года № 377, на основании обращения Минобороны РФ от 03.02.2004 года № 147/3/1/18270, за ФИО3 закреплен на праве оперативного управления ряд объектов недвижимого имущества (жилые и нежилые помещения), в  том числе, квартира Номер в жилом доме Номер по ... в г.Североморске л.д. 66-69).

Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082).

Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п. 2 раздела II  Приложения № 1 к указанному выше Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1, имущество вооруженных сил, как объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, относится исключительно к объектам федеральной собственности, управление и распоряжение которыми осуществляет Правительство РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ (п. 15 Постановления).

Согласно Постановления Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 года функциями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ, наделено Министерство Обороны РФ, которое осуществляется от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства (п. а);  осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (п. е);  закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п. ж).

Приватизация государственного имущества (имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. федерального имущества)  в соответствии с Федеральным Законом РФ от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»  осуществляется путем возмездного отчуждения в собственность физических и юридических лиц (ст. 1).

Вместе с тем, согласно ст. 3 действие названного Федерального Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.

Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации закреплены Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»,

Целью названного Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Приватизация в Российской Федерации обусловлена переходом к многообразию форм собственности, свободе экономической деятельности, гарантированным, в частности, статьями 8 и 34 Конституции Российской Федерации. Установление права на приватизацию осуществляется публичной властью. В то же время, закрепляя в законе это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в статье 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, определен частью первой статьи 4 Закона, к числу которых отнесены жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Таким образом, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»  определен исчерпывающий перечень объектов, не подлежащих приватизации исходя из обстоятельств, обусловливающих особенности правового режима жилья, исключающие возможность передачи его в частную собственность.

В силу части второй статьи 4 Закона согласие собственника для принятия решения о приватизации требуется лишь при приватизации служебных жилых помещений и находящихся в сельской местности стационарных учреждений социальной защиты населения.

Кроме того, при оценке доводов ответчика суд также принимает во внимание, что согласно ст. 1 Жилищного Кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 19 Жилищного Кодекса РФ жилищный фонд составляет совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц);

2) государственный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации));

3) муниципальный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям).

Аналогичное по содержанию правовое регулирование предусматривалось и ст. 5  Жилищного Кодекса РСФСР (действующего до 01.03.2005 года).

Кроме того, в силу п. 3 ст. 19 Жилищного Кодекса РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования; 2) специализированный жилищный фонд; 3) индивидуальный жилищный фонд; 4) жилищный фонд коммерческого использования.

Определяя статус жилого помещения по ..., ... ... в г.Североморске, а также основания предоставления жилья истице ФИО2, суд исходит из положений ст.ст. 50-61 Жилищного Кодекса РСФСР (действующего в момент предоставления истице жилья), ст. ст. 19, 60-69 Жилищного Кодекса РФ и полагает, что квартира предоставлена истице и членам ее семьи по договору социального найма во владение и пользование для проживания в нем на неопределенный срок, что ответчиком не оспаривается.

При этом, суд учитывает, что в установленном порядке спорной квартире не придан статус специализированного жилого помещения, квартира не переведена в жилищный фонд коммерческого использования, не относится к индивидуальному жилищному фонду (так как находится в собственности не юридического лица, а Российской Федерации).

Для разрешения спора не имеет значения то обстоятельство, что с истицей договора найма периодически заключались на определенный срок, поскольку правовых оснований для этого у ФИО3 не имелось и  противоречит требованиям Жилищного Кодекса РФ, что признано ответчиком путем выдачи справки от 05.05.2010 года л.д.24). 

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что в рассматриваемом случае согласие собственника имущества на его приватизацию не требуется.

Кроме того, необходимость получения согласия собственника государственного жилищного фонда на приватизацию жилого помещения  (как полагает ответчик) фактически означало бы законодательное закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

При разрешении спора суд также принимает во внимание, что спорная квартира находится в жилом доме, принадлежащем Администрации ЗАТО г.Североморск (т.е. в муниципальном жилом фонде); истица вносит плату за проживание и пользованием жилым помещением на общих основаниях, а именно – на условиях социального найма (о чем она пояснила в судебном заседании).

Из представленных в дело доказательств, усматривается, что условия для однократной бесплатной передачи жилья в собственность истицы, ее супруга ФИО4, а также несовершеннолетних детей – соблюдены, так как ранее правом на приватизацию они не пользовались, что подтверждается справкой ГУПТИ. Доказательств наличия иных препятствий для осуществления истицей и членами ее семьи приватизации жилого помещения ответчик не привел.

Следовательно, истица и  ее супруг (который в ходе рассмотрения дела также заявил о намерении участвовать в приватизации), занимающие спорное жилое помещение, вправе приобрести его в собственность в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Кроме того, по общему правилу, установленному ст. 7 указанного Закона в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Возражений от законных представителей (истицы и 3-го лица ФИО4) о включении несовершеннолетних детей в договор на бесплатную передачу спорной квартиры в собственность не имеется.

В соответствии с положениями ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"  суд возлагает обязанность по заключению договора приватизации на ГУ 1973 ОМИС, в  связи с тем, что квартира Номер в доме Номер по ... в  г.Североморск закреплена за данным учреждением на праве оперативного управления до настоящего времени.

На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

Иные доводы ответчика, с учетом выводов суда, на существо спора не влияют.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений статьи 56 ГПК РФ и в пределах заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            Иск ФИО2    - удовлетворить.

            Признать за ФИО2, ФИО4, ФИО7, ФИО5 право на приватизацию жилого помещения – квартиры Номер , расположенной доме Номер по ... в  ЗАТО г. Североморск Мурманской области.

Обязать ФИО3 заключить с ФИО2, ФИО4, ФИО7, ФИО5 договор на бесплатную передачу в собственность жилого помещения – квартиры Номер , общей площадью 41,20 кв.м., в том числе жилой площадью 28,20 кв.м., расположенной в доме Номер по ... в ЗАТО г.Североморск, Мурманской области.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Т.В. Роговая 

2-639/2010 ~ М-552/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воробьева Юлия Николаевна
Ответчики
ГУ 1973 ОМИС
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Роговая Т.В.
Дело на странице суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
27.04.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2010Передача материалов судье
27.04.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2010Судебное заседание
31.05.2010Судебное заседание
24.06.2010Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее