Дело № 2-234/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2013 года г.Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
с участием помощника прокурора Сковородинского района Минтенко И.И.,
при секретаре Гунькиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сковородинского района в интересах неопределенного круга лиц - жителей г.Сковородино Амурской области к Администрации г.Сковородино Амурской области о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сковородинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц - жителей г.Сковородино Амурской области к Администрации г.Сковородино Амурской области о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства.
В обоснование предъявленных требований указал, что прокуратурой Сковородинского района в рамках проведения мониторинга соблюдения норм действующего федерального законодательства на поднадзорной территории проведена проверка исполнения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологических требований, в результате которой установлено следующее.
На территории муниципального образования город Сковородино, на земельном участке, расположенном к югу от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, к северу от многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, <адрес> и к западу от многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, <адрес> в скученном состоянии складируются бытовые и пищевые отходы. Данная территория не предназначена для сбора и временного хранения бытовых отходов. Скопление и складирование бытовых отходов на указанном участке местности продолжается на протяжении длительного периода времени.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».
Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ о-, 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждению эпидемий, а также по охране окружающей среды является расходными обязательствами Российской Федерации и ее субъектов.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определяющего правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территории городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В силу ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, согласно ст. 11 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами - гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Статьей 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 закрепляется право граждан на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
В соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление и надежное обезвреживание бытовых отходов (хозяйственно бытовых, в том числе пищевых отходов, уличного мусора, скапливающегося на территории населенного пункта).
В силу п. 2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Проверкой установлено, что действующая система сбора и вывоза отходов не обеспечивается надлежащим образом, что, в свою очередь, является одной из причин образования несанкционированных мест складирования отходов (несанкционированных свалок) на территории города – образовавшаяся свалка является угрозой санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Изложенное свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны администрации муниципального образования за исполнением прямых обязанностей в части осуществления сбора и удаления бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования город Сковородино, что влечет за собой нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а также прав жителей города на благоприятные условия проживания.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Круг лиц, права которых нарушены в данном случае, является неопределенным ввиду того, что количество жителей поселения - изменяющаяся величина, которую невозможно индивидуализировать.
В связи с чем, просит суд обязать Администрацию муниципального образования город Сковородино принять меры к устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем организации уборки и вывоза отходов, мусора с городской территории, расположенной к югу от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, к северу от многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, <адрес> и к западу от многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, <адрес>
В судебном заседании помощник прокурора Сковородинского района Минтенко И.И. исковые требования подержал в полном объеме.
Представитель Администрации г.Сковородино, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора Сковородинского района признает в полном объеме.
На основании ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, и не возражавших рассмотреть дело в отсутствие ответчика, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика – Администрации города Сковородино.
Выслушав помощника прокурора Минтенко И.И., изучив позицию ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Поскольку образование несанкционированных мест складирования отходов (несанкционированных свалок) на территории города – Сковородино является угрозой санитарно-эпидемиологического благополучия населения, подтверждается право прокурора Сковородинского района обратиться в суд с данным заявлением.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В судебном заседании установлено и подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, что на территории муниципального образования город Сковородино, на земельном участке, расположенном к югу от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, к северу от многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, <адрес>, и к западу от многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, <адрес>, в скученном состоянии складируются бытовые и пищевые отходы.
Данная территория не предназначена для организации сбора, накопления, и иного обращения с отходами производства и потребления.
Представитель Администрации города Сковородино в своем отзыве на исковые требования признает данный факт и обязуется принять меры по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Также обращает внимание суда на то, что и.о. главы города Сковородино 03 апреля 2013 года провел заседание по рассмотрению представления прокуратуры Сковородинского района «Об устранении нарушений экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства» от 27.03.2013 года № 1448/13.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Сковородинского районного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования прокурора Сковородинского района удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования город Сковородино Амурской области принять меры к устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства путем организации уборки и вывоза отходов, мусора с городской территории, расположенной к югу от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, к северу от многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, <адрес>, и к западу от многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, <адрес>
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Сушко Е.Ю.