Дело № 2-4565 \2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2018 года
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лосевой Н.В.
при секретаре Гавренкове И.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова Николая Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об установлении границ земельного участка, обязании внести изменения в ЕГРН
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, с учетом уточненных требований в редакции от 07.06.2018 года ( л.д.43-49) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об установлении границ земельного участка, обязании внести изменения в ЕГРН.
В обосновании своих требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 1200 кв.м с кадастровым номером №условный №), категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: АДРЕС
В ходе проведения межевых работ выявлено пересечение границ принадлежащего ему земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 170 758 кв.м, принадлежащего РФ в лице Территориального управления Росимущества в Московской области.
Обратившись в Росимущество по Московской области с просьбой согласовать местоположение границ земельного участка для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером №, получил отказ.
При межевании земельного участка с кадастровым номером №, были допущены нарушения, в результате которых границы смежного земельного участка, сведения о которых внесены в ЕГРН, не соответствуют границам его земельного участка и приводят к его уменьшению.
Истец Иванов Н.В. и его представитель по доверенности Давыдов В.А. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, в котором выражал несогласие с иском, поскольку является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица ТУ Росимущества в Московской области в судебное заседание не явился.
Третье лицо Петрик А.А. и представитель Администрации Одинцовского района Московской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.
Изучив материалы дела, выслушав объяснение представителя истца, истца, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Иванову Н.В. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 1200 кв.м с кадастровым номером № (условный №), категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: АДРЕС, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от 16.07.2001. ( л.д.15)
В ходе проведения межевых работ выявлено пересечение границ принадлежащего ему земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 170 758 кв.м, принадлежащего РФ в лице Территориального управления Росимущества в Московской области.( л.д.16-23)
Обратившись в Росимущество по Московской области с просьбой согласовать местоположение границ земельного участка для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером №, получил отказ. ( л.д.26)
Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 43 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете, в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (пункт 2 статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В силу ч. 1 ст. 42.8, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности" при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.
Установление границ земельного участка в соответствии с судебным актом, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и внесения в кадастр недвижимости сведений о местоположении и площади земельных участков.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 15.02.2017), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества (пункт 5.1.3 Положения).
Во исполнение указанных выше правовых норм полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества с 01.01.2017 осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области является регистрирующим органом и установленные обстоятельства дела не указывают на то, что спор имеет место в связи с неправильным осуществлением своих полномочий данным ответчиком, поскольку сведения вносятся в ГКН на основании документов, предоставляемых заявителем.
Спор фактически имеет место в отношении местоположения границ земельных участков и возник между собственниками этих участков - истцом и ТУ Росимуществом по Московской области, в свою очередь Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области какие-либо материальные права истца на принадлежащий ему земельный участок не нарушил.
В соответствии с требованиями ст. 41 ГПК РФ замена ненадлежащего ответчика производиться только при наличии ходатайства истца, либо с его согласия. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом.
В силу закрепленного в ст. 4 ГПК РФ принципа диспозитивности, только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право, к кому предъявлять иск (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.
Суд предлагал истцу уточнить исковые требования, определить круг ответчиков, истец, уточнив требования, указал в качестве ответчика УФСГРКиК по Московской области, при таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Иванова Николая Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об установлении границ земельного участка с КН №, обязании внести изменения в ЕГРН оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья: Н.В.Лосева