дело № 2-1985-013 г.
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерацииг. Усть-Лабинск 25 ноября 2013 года
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Слесаренко А.Д.,
с участием истца Доценко А.С.,
представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> Смоляниновой Л.В.,
при секретаре Глебовой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Доценко А.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в <адрес> об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес>,
у с т а н о в и л :Доценко А.С. обратился в суд с иском об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес>. В обоснование иска указал, что он обратился в УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который составил <данные изъяты> дней, а в специальный стаж не может быть включен период прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Считает решение комиссии необоснованным. В период, когда он служил в армии действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которым предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Таким образом, период службы по призыву должен быть включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. В связи с этим просил отменить и признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в <адрес>, признать за ним право на досрочное назначение пенсии и обязать ответчика назначить выплату пенсии со дня обращения в УПФ РФ в <адрес>.
В судебном заседании истец Доценко А.С. уточнил исковые требования и просил обязать УПФ РФ в <адрес> включить ему в стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию, как лицу осуществляющему педагогическую деятельность, период военной службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать УПФ РФ в <адрес> назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, со дня вынесения решения суда, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> Смолянинова Л.В. исковые требования не признала. Свои возражения на иск мотивировала тем, что в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального Закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут произвести исчисление стажа на соответствующих видах работ по оптимальному варианту: в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 либо на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение, в частности, педагогических работников регулировалось постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (далее - постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067). Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, вступившим в силу с 01.11.1999 г., были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Пунктом 3 данного постановления предусмотрено, что в выслугу засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. с изменениями и дополнениями, имевшими место по состоянию на 01.11.1999 г. К периодам работы после указанной даты исчисление педагогического стажа производится в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства от 22.09.1999 г. № 1067.
Таким образом, постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 содержало норму о применении Списка от 06.09.1991 г., в т.ч. о порядке исчисления соответствующего стажа работы, предусмотренного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1999 г. Однако, п.3 вышеуказанного постановления Совета Министров, сохранявший за другими работниками условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавший до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» утратил силу согласно постановлению Совета Министров РФ от 22.09.1993 г. № 953, т.е. на момент принятия постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 данный пункт постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 г. № 953, уже не действовал. В этой связи, периоды работы, протекавшие до вступления в силу постановления от 29.10.2002 г., могут быть исчислены по условиям и правилам, предусмотренным нормами постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г.
Таким образом, право на досрочную пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью по нормам пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ может определяться в соответствии с Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781 за весь период работы, независимо от того, когда протекала педагогическая деятельность, либо в соответствии с постановлением Правительства от 22.09.1999 г. № 1067 к периодам деятельности, имевшим место до 12.11.2002 г., а после указанной даты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» (далее - Закон от 14.07.1956 г.) не применялся на дату вступления в силу законодательства о трудовых пенсиях. В связи с этим, нормы Закона от 14.07.1956 г. не применимы при исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Вместе с тем, право на досрочную трудовую пенсию по старости может быть реализовано в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. № 70 «Об утверждении разъяснения о некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», вступившим в действие с 30.12.2003 г. Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Минтруда России от 17.10.2003 г. № 70 (далее - Разъяснение от 17.10.2003 г.), при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в частности, по нормам статьи 28 Федерального Закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в т.ч. с учетом льготного порядка исчисления стажа). Из положений Разъяснения от 17.10.2003 г. № 70 следует, что стаж на соответствующих видах работ должен быть выработан полностью (не частично) в рамках Закона от 20.11.1990 г. В этой связи, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, принятое в целях реализации норм Закона от 14.07.1956 г., не применимо при определении права на досрочную трудовую пенсию.
Для приобретения права на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью необходимо наличие не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, т.е. указанный стаж работы должен быть выработан полностью в период действия Закона от 14.07.1956 г. либо Закона от 20.11.1990 г. с учетом Разъяснения от 17.10.2003 г. № 70. До 01.01.1992 г. на территории РФ трудовые пенсии назначались в соответствии с Законом от 14.07.1956 г. и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590. В соответствии с п. 4 Положения от 17.12.1959 г. № 1397 «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» время работы согласно п. 1, 2, 3 настоящего Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию.
По состоянию на 01.01.1992 г. (дату прекращения действия Закона СССР от 14.07.1956 г., а следовательно и постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397) специальный стаж Доценко А.С. составлял 2 <данные изъяты> от требуемого специального стажа (от <данные изъяты> месяцев).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ трудовые пенсии назначались в соответствии с Законом от 20.11.1990 г. С учетом выше изложенного в целях досрочного пенсионного обеспечения в связи с педагогической деятельностью Разъяснение от 17.10.2003 г. № 70 практического значения не имеет и к определению специального стажа Доценко А.С. не может применяться и соответственно включить в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии, в связи с осуществлением педагогической деятельности периода прохождения службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 статьи 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Доценко А.С. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ Доценко А.С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Специальный стаж составил <данные изъяты> дней. В специальный стаж не был включен период прохождения Доценко А.С. срочной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на то, что действующее законодательство такого зачета не предусматривает.
Однако, в период, когда истец служил в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу пункта 4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из записей в военном билете и трудовой книжке следует, что Доценко А.С. проходил военную службу по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Поэтому суд приходит к выводу, что должны учитываться требования ранее действующего законодательства, а при расчете специального стажа (правила о 2/3 срока работы по педагогической специальности) приниматься все периоды работы лица, вплоть до обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении трудовой пенсии.
Учтенный Управлением Пенсионного фонда РФ в <адрес> специальный стаж Доценко А.С. составляет <данные изъяты> дней, страховой стаж составляет <данные изъяты>, поскольку в страховой стаж засчитан период военной службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Принимая во внимание, что на момент обращения Доценко А.С. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 (от <данные изъяты> месяцев) педагогического стажа (который составил <данные изъяты> дней), требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В связи с этим, решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Доценко А.С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является необоснованным.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, следует обязать ответчика включить истцу в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости период прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что включение спорного периода в специальный стаж влечет возникновение права на досрочную трудовую пенсию, а истец просит обязать ответчика назначить и выплачивать пенсию с момента вынесения решения суда, суд считает необходимым удовлетворить данное требование истца и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> назначить и выплачивать Доценко А.С. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :Исковые требования Доценко А.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в <адрес> об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> - удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> включить Доценко А.С. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу осуществляющему педагогическую деятельность в соответствии с п.п. 19 п. 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, период военной службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> назначить и выплачивать Доценко А.С. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий