Дело № 5-1740/2020, 51RS0002-01-2020-005904-82
Постановление в окончательной форме составлено 21.12.2020.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
16 декабря 2020 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в помещении суда (город Мурманск, проспект Ленина, дом № 2) дело об административном правонарушении в отношении:
Семеновой В.П., ***, к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшейся,
в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
*** в *** по направлению въезда на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС) из *** на т/пост *** Мурманской таможни на транспортном средстве «***», рег.№***, в качестве пассажира прибыла гражданка *** Семенова В.П.. Для совершения таможенных операций проследовала по «зеленому» коридору, пассажирскую таможенную декларацию не подавала, о товарах, подлежащих письменному декларированию, не заявляла, разрешительных документов, дающих право ввоза товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу Союза, не предъявляла.
При проведении визуального осмотра транспортного средства, на котором прибыла Семенова В.П., было установлено, что в сопровождаемом багаже находятся товары, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС установлены запреты и ограничения, а именно не готовая продукция животного происхождения общим весом ***, а именно: ***, без декларирования и без ветеринарных сопроводительных документов.
Указанная категория товаров подпадает под контроль «Россельхознадзора», осуществляющего свои полномочия в пункте пропуска. Разрешающих документов, свидетельствующих о соблюдении ограничений в виде ветеринарно-санитарных мер при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС продукции животного, а также растительного происхождения, Семеновой В.П. таможенному органу представлено не было.
В отношении указанного товара, явившегося предметом административного правонарушения, общим весом *** применена мера обеспечения производства по делу в виде изъятия вещей и документов. Изъятый товар, помещен на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств Таможенного поста ***.
*** по факту недекларирования товаров, подлежащих таможенному декларированию, в отношении Семеновой В.П. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ и проведении административного расследования.
*** по результатам административного расследования в отношении Семеновой В.П. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
*** дело об административном правонарушении в отношении Семеновой В.П. поступило в Первомайский районный суд города Мурманска.
В судебное заседание Семенова В.П., являясь лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явилась, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Семенова В.П. дала согласие на свое уведомление о времени и месте рассмотрения дела путем направления сообщений на электронную почту, о чем в материалах дела имеется расписка, подписанная Семеновой В.П. (л.д.15). Также Семенова В.П. указала адрес в Российской Федерации, на который просила направить копию протокола (л.д.16).
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку названный Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
В материалах дела имеется конверт, вернувшийся с отметкой за истечением срока хранения. Данное извещение заблаговременно направлено на адрес, указанный Семеновой В.П.
Таким образом, прихожу к выводу, что судом предприняты все возможные меры к извещению Семеновой В.П., в связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Семеновой В.П.
Изучив протокол об административном правонарушении и приложенные материалы административного расследования по настоящему делу, прихожу к выводу, что Семенова В.П. своими действиями совершила правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Факт совершения вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ; (л.д. 1-3)
- актом таможенного осмотра от ***, согласно которому Семеновой В.П. к таможенному осмотру предъявлен багаж, состоящий из ***, весом брутто ***, а именно: *** (л.д. 5)
- фото-таблицей к акту таможенного осмотра от ***, на которой отображен предъявленный Семеновой В.П. товар, а также результаты его взвешивания; (л.д. 6)
- письменными объяснениями Семеновой В.П. от ***, согласно которым она пояснила, что она ввозит в РФ для личных целей *** О наличии запретов и ограничений при ввозе в РФ данной продукции не знала, в связи с чем, не задекларировала данный товар. Разрешительных документов на ввоз указанной продукции животного происхождения не имеет. Нарушение таможенных правил признает. В содеянном раскаивается; (л.д. 7)
- протоколом изъятия вещей и документов от *** и актом приема-передачи вещественных доказательств от ***, из которых следует, что запрещенная к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС продукция животного происхождения, общим весом брутто ***, изъята у Семеновой В.П. и помещена на склад временного хранения таможенного поста *** Мурманской таможни; (л.д. 10-11, 13)
- служебной запиской отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры от *** №*** о том, что изъятый у Семеновой В.П. товар: *** классифицируется в товарной подсубпозиции *** ТН ВЭД ЕАЭС. Международным законодательством установлены ограничения на перемещение через таможенную границу ЕАЭС указанного товара, в виде ветеринарно-санитарных мер; (л.д. 21)
- служебной запиской отдела контроля таможенной стоимости и таможенных платежей Мурманской таможни от *** №***, согласно которой таможенная стоимость товара явившегося предметом административного правонарушения по состоянию на *** составляет 3951,48 рублей. Товары, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, не являются объектами обложения таможенными пошлинами, налогами. (л.д. 25)
- протоколом об административном правонарушении №*** в отношении Семеновой В.П., в котором описаны обстоятельства административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования; (л.д. 27-30)
- а также иными документами, представленными в административном деле.
Изучив материалы дела, считаю вину Семеновой В.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.
Положениями пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. (подпункт 3)
Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. (подпункт 7)
Запреты и ограничения – применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов. (подпункт 10)
Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза. (подпункт 27)
Таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. (подпункт 35)
Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании. (подпункт 41)
Товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом. (подпункт 46)
Согласно статье 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Пунктом 3 статьи 7 ТК ЕАЭС предусмотрено, что соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Согласно положениям статьи 58 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года) (Далее – Договор от 29.05.2014) ветеринарно-санитарные меры применяются в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза и перемещаемых по таможенной территории Союза товаров (в том числе товаров для личного пользования), включенных в единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утверждаемый Комиссией, а также в отношении объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
К товарам и объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), применяются единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, утверждаемые Комиссией.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийской экономическом союзе» утверждено Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза.
Пунктом 6.3 Положения, установлено, что каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию Таможенного союза при наличии разрешения на ввоз и (или) ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны-экспортера подконтрольного товара.
В соответствии с пунктом 10.1 Положения в целях охраны таможенной территории Таможенного союза от заноса возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и недопущения оборота продукции, опасной в ветеринарно-санитарном отношении, уполномоченные органы Сторон в пунктах пропуска на таможенной границе Таможенного союза, включая учреждения (места) международного почтового обмена, организуют работу по недопущению ввоза в ручной клади, багаже и почтовых отправлениях для личного пользования физическими лицами подконтрольных товаров из третьих стран, без разрешения и без ветеринарного сертификата страны отправления товара, за исключением ввоза до 5 килограммов включительно в расчете на одно физическое лицо готовой продукции животного происхождения в заводской упаковке, при условии благополучия в эпизоотическом отношении страны производителя указанного товара и страны вывоза.
В Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) включены продукты питания животного происхождения, в том товара законодательством установлены ограничения в числе: «***» (код ТН ВЭД ***), в связи с чем в отношении указанного виде ветеринарно-санитарных мер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
Согласно статье 257 ТК ЕАЭС в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза может применяться система двойного коридора. «Зеленый» коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию. Пересечение физическим лицом линии входа (въезда) в «зеленый» коридор является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 258 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, после их ввоза на таможенную территорию Союза физическими лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, в том числе связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС и требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких запретов и ограничений.
Согласно пунктам 3, 6 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится с использованием пассажирской таможенной декларации. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.
Форма пассажирской таможенной декларации (далее – ПТД) утверждена решением Комиссии Таможенного союза № 287 от 18.06.2010 года «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» (далее – Решение).
В соответствии с пунктом 4 Решения, декларант заполняет ПТД от руки четко и разборчиво или с применением печатающих устройств электронной вычислительной техники, указывая в графах ПТД сведения о перемещаемых через таможенную границу товарах и другие сведения, необходимые для таможенных целей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 19 Решения подпункте 3.4 пункта 3 ПТД декларант указывает о наличии у него товаров, в отношении которых применяются запреты или ограничения, установленные законодательством Таможенного союза, путем проставления соответствующей отметки в рамках «да», «нет».
При наличии таких товаров подробные сведения о них, а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, и органе, их выдавшем, указываются в пункте 4 ПТД.
Согласно пункту 14 статьи 260 ТК ЕАЭС, декларантами товаров для личного пользования могут выступать достигшие 16–летнего возраста физические лица государств–членов или иностранные физические лица: 1) имеющие на момент пересечения таможенной границы Союза право владения, пользования и (или) распоряжения в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже;…
Анализируя вышеизложенные нормы действующего таможенного законодательства, прихожу к выводу о признании Семеновой В.П. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Представленные таможенным органом доказательства, свидетельствуют о том, что Семенова В.П. совершила действия, направленные на ввоз в Российскую Федерацию готовой продукции животного и растительного происхождения без упаковки и маркировки производителя, в отношении которой таможенным законодательством установлены ограничения в виде ветеринарно-санитарных мер, в связи с чем обязана была задекларировать данный товар по установленной форме.
Данные обстоятельства дают основания считать, что Семенова В.П. не предприняла всех возможных и зависящих от нее мер для обеспечения соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Вступая в таможенные правоотношения, Семенова В.П. должна была не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований Таможенного законодательства.
Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, ввиду которых у нее отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, в материалах дела не представлено.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Семеновой В.П., признаю: совершение административного правонарушения впервые; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих наказание Семеновой В.П., не установлено.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения должно быть назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Санкцией части 1 статьи 16.2 КоАП РФ для физических лиц, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, имущественное положение, наличие смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также тот факт, что совершенное правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, считаю возможным назначить Семеновой В.П. наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.
Издержки по настоящему делу – отсутствуют.
Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Семенову В.П. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.
Предметы административного правонарушения:
***,
изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от *** по делу об административном правонарушении №***, помещенные на склад временного хранения таможенного поста *** Мурманской таможни (***), - конфисковать.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Первомайского
районного суда города Мурманска подпись М.С.Дурягина