Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-642/2015 ~ М-607/2015 от 24.03.2015

Дело № 2-642/2015 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Саранск 03 апреля 2015 г.

Пролетарский    районный суд г. Саранска Республики Мордовия

В составе:

судьи Юркиной С.И.

при секретаре Петровой А.И.

С участием: заявителя Гостяева Е.А., представителя заявителя Карловой Е.В., действующей в порядке, установленном частью 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Представителя лица, действия которого оспариваются, Администрации городского округа Саранск Березиной Ю.Н., действующей на основании доверенности от 11.12.2014г. № 152-д,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гостяева Е.А. об оспаривании постановления Администрации городского округа Саранск об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда,

установил:

Гостяев Е.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации городского округа Саранск об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

В обоснование заявления он указал, что с 12.02.1996 г. по 01.09.1998 г. находился в дошкольном детском доме, в связи с лишением родителей родительских прав в отношении него. С 01.09.1998 г. по 2007 г. учился в Ардатовском детском доме-школе, с .._.._.. г. находился на полном государственном обеспечении в ГУНПО «Профессиональное училище №10», в .._.._... отбывал наказание в виде лишения свободы.

30.10.2014 г. он обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в удовлетворении которого ему отказано.

Не согласен с данным решением Администрации городского округа Саранск, так как считает, что имеет право на обеспечение жилым помещением, установленное Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Со дня рождения по настоящее время он зарегистрирован по адресу: <адрес>, помимо него в указанном жилом помещении зарегистрировано ещё пять человек, и он нуждается в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного и положений Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит:

Обязать Администрацию городского округа Саранск включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Признать за ним право постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В заявлении от 03.04.2015 г. Гостяев Е.А. частично изменил свои требования, просит:

признать незаконным Постановление Администрации городского округа Саранск от 19 декабря 2014 года № 3438 «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда» в части отказа во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

обязать Администрацию городского округа Саранск включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

В судебном заседании заявитель Гостяев Е.А. поддержал заявление с учетом измененных требований по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснил, что он узнал о своем праве на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в апреле 2014 г., после освобождения из мест лишения свободы, в связи с этим он не мог реализовать данное право до 23-х лет.

В судебном заседании представитель заявителя гр. 2гр. 1 просила удовлетворить заявление с учетом измененных требований по тем основаниям, что Гостяев Е.А. пропустил установленный законом срок обращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, - до 23-х лет, по уважительным причинам. А именно, опекуны и попечители Гостяева Е.А. – воспитательные учреждения, в которых он находился, не реализовали в его интересах право на признание его нуждающимся в получении жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Самостоятельно он, достигнув возраста совершеннолетия, не мог реализовать это право до апреля 2014 г., в связи с нахождением в местах лишения свободы.

В судебном заседании представитель лица, действия которого оспариваются, Администрации городского округа Саранск Березина Ю.Н. возражала против удовлетворения заявления по тем основаниям, что отказ заявителю во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, соответствует действующему закону, Гостяев Е.А. пропустил срок обращения с заявлением о включении его в этот список. Он обратился с заявлением об обеспечении жилым помещением в возрасте 23-х лет, тогда как законом предусмотрено такое обращение граждан до достижения данного возраста.

Суд, исследовав доказательства, считает, что заявление Гостяева Е.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Гостяев Е.А. обратился 30.10.2014 г. к Главе Администрации городского округа Саранск с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Постановлением Администрации городского округа Саранск от 19 декабря 2014 года «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда» (пункт 1 приложения к постановлению) Гостяеву Е.А. отказано во включении в указанный список. Основание отказа – не предоставление документов, указанных в пункте 3 статьи 2.1 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (подпункт 1 пункта 6 статьи 2.1, подпункт 3 пункта 3, пункт 4 статьи 2.1); статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Из письменного отзыва Администрации городского округа Саранск на заявление Гостяева Е.А., следует, что фактическим основанием отказа включения Гостяева Е.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, является его обращение с заявлением о включении в данный список после достижения возраста 23 лет.

Данное постановление оспаривается заявителем Гостяевым Е.А. в части, относящейся к нему.

Заявление Гостяева Е.А. рассматривается в порядке, предусмотренном главой 25 «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Суд в соответствии с положениями части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Согласно пункту 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (пункт 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Гостяев Е.А. обратился с настоящим заявлением в суд 24.03.2015 г. Суду он пояснил, что им не пропущен установленный законом трехмесячный срок обращения в суд с заявлением, так как копию оспариваемого постановления Администрации городского округа Саранск он получил по почте 25-27 декабря 2014 г.

Администрацией городского округа Саранск не представлены сведения о том, когда и каким образом Гостяев Е.А. был извещен о принятом постановлении по его заявлению.

При таких обстоятельствах, суд исходит из пояснений Гостяева Е.А. о том, что копию оспариваемого постановления Администрации городского округа Саранск он получил по почте 25-27 декабря 2014 г.

Следовательно, заявителем Гостяевым Е.А. не пропущен срок обращения с заявлением в суд, установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что заявитель Гостяев Е.А., .._.._.. г. рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать гр. 1 лишена родительских прав в отношении него на основании решения Старошайговского районного суда Республики Мордовия от 01.06.1998 г., отец гр.2 родительских прав на основании решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11.02.1999г. Будучи несовершеннолетним, в период с 12 февраля 1996 г. до 12 марта 2009 г., он находился в воспитательных учреждениях: до 01.09.2006 г. – в Ардатовском детском доме-школе, с 01.09.2006 г. по 29.06.2009 г. в Ичалковском филиале ГУНПО «Профессиональное училище № 7» ( Ичалковское ПУ-10). С 30.06.2009 г. по 30.12.2011 г. отбывал наказание в виде лишения свободы сроком два года шесть месяцев по приговору Ленинского районного суда г. Саранска от 17.11.2009 г. С 28.02.2012 г. по 27.09. 2013 г. отбывал наказание в виде лишения свободы по приговору Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 13.04.2012 г. По уголовному делу по обвинению его в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, рассмотренному с вынесением приговора 25 апреля 2014 г. мировым судьей судебного участка № 1 Чамзинского района Республики Мордовия, в отношении него избирались меры пресечения: в виде подписки о невыезде с .._.._.. по .._.._..., в виде содержание под стражей - с .._.._.. по .._.._..

Постановлением Администрации Пролетарского района города Саранска от 12.02.1996 г. № 65 при помещении Гостяева Е.А. в дошкольный детский дом за ним была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, где он зарегистрирован с 24.11.1993 г. Согласно выписке из домовой книги данной квартиры, она относится к муниципальному жилищному фонду социального использования, нанимателем является Карпова Г.Г., в ней зарегистрированы по месту постоянного жительства 7 человек, в том числе 5 человек с 24.11.1993 года. Общая площадь данной квартиры 37,1 кв.м., следовательно, на каждого проживающего в ней приходится по 5,3 кв.м. этой площади (37,1:7), на 12.02.1996 года приходилось по 7,42 кв.м. ( 37,1:5), что меньше учетной нормы площади жилого помещения в размере 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, установленной пунктом первым решения Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 г. N 162 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г.Саранске". Гостяев Е.А. не имеет в собственности жилых помещений, что подтверждается справкой № от 27.10.2014 г., выданной филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Фнднральное БТИ» по Республике Мордовия, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 10.11.2014 г. При таких обстоятельствах, Гостяев Е.А. со дня помещения его в воспитательное учреждение до настоящего времени является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации данного права.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Аналогичное правовое положение сформулировано в пункте 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», который предписывает исполнительному органу государственной власти Республики Мордовия, уполномоченному в сфере образования, однократно предоставлять соответствующей категории лиц благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.

В Список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи. 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (подпункты 1, 3).

Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

В соответствии с указанными законами на администрацию городского округа Саранск возложены полномочия по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Порядок формирования указанного списка определен статьей 2.1 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. № 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 указанного закона заявление о включении в список могут представить несовершеннолетние дети-сироты и лица из числа детей-сирот, объявленные полностью дееспособными, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности либо достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

Пункт 3 данной нормы закона устанавливает, что к заявлению о включении в список прилагаются следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;

2) документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;

3) документы, подтверждающие правовой статус ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот (копия свидетельства о рождении ребенка, справка из отдела ЗАГС, подтверждающая факт внесения записи об отце в свидетельство о рождении ребенка по заявлению матери, копия акта о подкидывании либо об оставлении ребенка, копия вступившего в законную силу решения суда о лишении родителей родительских прав либо об ограничении в родительских правах, либо о признании родителей безвестно отсутствующими, объявлении их умершими, копия свидетельства о смерти родителей, копия вступившего в законную силу решения суда о признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), копии иных документов, подтверждающих случаи признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке);

4) справка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или об отсутствии у ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации;

5) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на момент подачи заявления;

6) в случае признания невозможным проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей либо собственниками которых они являются, представляются документы, подтверждающие факт невозможности такого проживания.

Документы представляются в копиях с предъявлением оригиналов, за исключением документов, указанных в подпунктах 4 - 6 настоящего пункта, запрашиваемых органом местного самоуправления в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно пункту 4 рассматриваемой нормы закона Орган местного самоуправления в течение 15 рабочих дней со дня представления всех прилагаемых к заявлению документов готовит заключение, которое должно содержать вывод о необходимости включения или отказа во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список. И в течение 15 рабочих дней со дня поступления заключения и иных документов принимает следующее решение:

1) о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список;

2) об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список.

В силу пункта 6 этой же нормы закона основаниями для отказа во включении в список являются:

1) непредставление документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

2) представление документов, которые не подтверждают право на включение в список в случае:

а) утраты статуса ребенка-сироты в результате усыновления, восстановления родителей в родительских правах;

б) наличия у детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилого помещения в собственности, превышающего по площади учетную норму, за исключением случаев установления фактов невозможности проживания в указанных жилых помещениях;

в) проживания детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в жилых помещениях на условиях социального найма, превышающих по площади учетную норму, за исключением случаев установления фактов невозможности проживания в указанных жилых помещениях.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г. Признана правильной практика судов по выяснению причин, и их характера (уважительные либо не уважительные), в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Из материалов дела усматривается, что Гостяев Е.А. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, 30.10.2014 г., то есть после достижения им 23 лет. К заявлению им приложены документы, перечисленные в пункте 3 статьи 2.1 Закона Республики Мордовия «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями». Однако в связи с тем, что заявление им подано после достижения 23 лет, Администрация городского округа Саранск считает, что не представлены документы, подтверждающие правовой статус ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот (подпункт 3 статьи 2.1. указанного закона), и в связи с этим отказало во включении указанный список по подпункту пункта 6 статьи 2.1 Закона Республики Мордовия «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

Суд считает, что данный отказ является формальным, без установления причин пропуска Гостяевым Е.А. предусмотренного законом срока подачи заявления.

Судом установлены следующие причины пропуска Гостяевым Е.А. срока обращения с указанным заявлением в Администрацию городского округа Саранск:

1. Ненадлежащее выполнение обязанностей по защите его права в тот период, когда он был несовершеннолетним, образовательными учреждениями, в которых он воспитывался и обучался - Ардатовским детским домом-школой, Ичалковским филиалом ГУНПО «Профессиональное училище № 7» (Ичалковское ПУ-10). Так, в период возраста Гостяева Е.А. с 14 до 18 лет данные образовательные учреждения не обращались в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей, и подлежащего обеспечению жилым помещением. Кроме того, не принимали мер к своевременной и надлежащей регистрации Гостяева Е.А. по месту постоянного жительства и пребывания. Так, при достижении Гостяевым Е.А. 14 лет ему был выдан .._.._.. паспорт гражданина Российской Федерации серии ОВД Ардатовского района Республики Мордовия, в котором регистрация его по месту жительства указана: <адрес> – юридический адрес Ардатовского детского дома-школы. Данные сведения о регистрации Гостяева Е.А. по месту жительства значились до замены им данного паспорта .._.._.. паспортом серии тогда как он выбыл из Ардатовского детского дома-школы .._.._.. Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что образовательные учреждения не выясняли вопрос о том, нуждается ли Гостяев Е.А. в обеспечении жилым помещением после окончания учебы.

2. Нахождение Гостяева Е.А. в местах лишения свободы в период с .._.._.. по .._.._.. (с 18 лет до 22 лет 6 месяцев) с небольшими промежутками между судимостями (1-2 месяца), что препятствовало реализации права на обеспечение жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Фактически он располагал временем для подачи заявления с 27.09.2013 г. (день освобождение из мест лишения свободы) по 12.03.2014 г. ( день совершеннолетия), то есть 5 месяцев, часть из которого он находился под мерой пресечения – подпиской о невыезде с 22.01.2014 г.по 12.03.2014г.

3. Освобождение из мест лишения свободы с недействительным паспортом, так как не была произведена замена паспорта в связи с достижением им возраста 20 лет (пункт 15 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 08.07.1997 г. № 828), что установлено постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным .._.._.. ОУФМС России по Республике Мордовия в Пролетарском районе г. Саранска. Наличие недействительного документа, удостоверяющего личность гражданина, исключает реализацию права на подачу заявления о признании нуждающимся в жилом помещении и о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

4. Время, необходимое для сбора архивных документов, для подачи заявления о признании нуждающимся в получении жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замены паспорта.

Совокупность перечисленных причин признается судом уважительными. В связи с этим суд считает, что Гостяев Е.А. обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с нарушением возрастных ограничений, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, по уважительным причинам и подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируемый Администрацией городского округа Саранск. Поэтому оспариваемое постановление, в части отказа Гостяеву Е.А. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, является незаконным. В связи с этим заявление Гостяева Е.А. о признании оспариваемого постановления незаконным подлежит удовлетворению.

В силу положений части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушенное право заявителя следует восстановить путем возложения обязанности на Администрацию городского округа Саранска включить Гостяева Е.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Суд не распределяет судебные расходы по правилам части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с заявлением заявителя.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

решил:

Удовлетворить заявление Гостяева Е.А. об оспаривании постановления Администрации городского округа Саранск об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Постановление Администрации городского округа Саранск от 19 декабря 2014 года № 3438 «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда» признать незаконным в части отказа Гостяеву Е.А. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (пункт 1 приложения к постановлению).

Обязать Администрацию городского округа Саранск включить Гостяева Е.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в через Пролетарский районный суд г. Саранска.

Судья Пролетарского районного

Суда г. Саранска Республики Мордовия С.И.Юркина - <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

1версия для печати

2-642/2015 ~ М-607/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гостяев Евгений Анатольевич
Другие
Администрация городского округа Саранск
Карлова Екатерина Васильевна
Суд
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Юркина Светлана Ивановна
Дело на странице суда
proletarsky--mor.sudrf.ru
24.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2015Передача материалов судье
25.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2015Подготовка дела (собеседование)
30.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2015Судебное заседание
03.04.2015Судебное заседание
08.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее