03 декабря 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Одинцова В.В.
судей Тимофеева В.В., Поповой С.К.
по докладу судьи краевого суда Поповой С.К.
при секретаре – помощнике судьи Кравченко А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО Калининский район – < Ф.И.О. >5 на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2019 года по иску и.о. прокурора Калининского района в интересах Лазаревой Т.А. к администрации МО Калининский район о предоставлении жилья малоимущему гражданину.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Калининского района Краснодарского края в интересах Лазаревой Т.А. обратился в Калининский районный суд Краснодарского края к Администрации МО Калининский район о предоставлении жилья малоимущему гражданину.
В обоснование требований указано, что в прокуратуру района 11.06.2019 поступило обращение малоимущего пенсионера Лазаревой Т.А. о восстановлении ее жилищных прав, что дает право прокурору на обращение в суд в ее интересах в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. На основании обращения Лазаревой Т.А. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности администрации муниципального образования Калининский район. Установлено, что постановлением администрации муниципального образования Калининский район от 21.11.2017 № 809 «Об утверждении муниципального списка малоимущих граждан в рамках муниципальной программы «Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями по договорам социального найма в муниципальном образовании Калининский район» на 2018-2023 годы» (с изм. от 03.04.2019 № 339) Лазарева Татьяна Александровна включена в муниципальный список малоимущих граждан - участников данной муниципальной программы. При этом, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ Лазарева Т.А., состоящая на учете с 26.12.2012, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением, поскольку принадлежащий ей жилой дом по <...> распоряжением администрации Джумайловского сельского поселения от 28.08.2012 № 320-р признан непригодным для проживания.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ регламентировано, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течении которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди. Указанная позиция отражена в определении Верховного суда Российской Федерации от 30.01.2018 № 41-КГ17-37. Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, отраженной в определении от 10.10.2017 №21 -КГ17-19, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования. В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности районов (ст.ст. 135-138 БК РФ, п. 5 ч. 1 ст.ст. 55, 60, 61 Закона №131-ФЗ). Вместе с тем, до настоящего времени Лазарева Т. А. не обеспечена благоустроенным жилым помещением. Вышеназванные нарушения требований жилищного законодательства недопустимы, поскольку непосредственно затрагивают интересы малоимущего пенсионера, а также его гарантированное Конституцией Российской Федерации право на жилище.
На основании изложенного, и.о. прокурора Калининского района Краснодарского края просит обязать администрацию муниципального образования Калининский район в порядке, установленном законодательством Российской Федерации предоставить Лазаревой Татьяне Александровне благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору социального найма жилых помещений в рамках муниципальной программы «Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями по договорам социального найма в муниципальном образовании Калининский район» на 2018-2023 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования Калининский район от 21.11.2017 № 809 за счет средств бюджета муниципального образования Калининский район в срок до 01.12.2019. После вступления решения суда в законную силу выдать исполнительный лист для последующего направления в территориальный отдел УФССП России по краю в целях принудительного исполнения судебного акта.
Решением Калининского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2019 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования Калининский район в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предоставить Лазаревой Татьяне Александровне благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору социального найма жилых помещений в рамках муниципальной программы «Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями по договорам социального найма в муниципальном образовании Калининский район» на 2018-2023 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования Калининский район от 21.11.2017 № 809 за счет средств бюджета муниципального образования Калининский район в срок до 01.12.2019 года.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО Калининский район просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, выслушав пояснения представителя ответчика и истца, судебная коллегия полагает, что имеются основания для изменения решения суда в части указания срока предоставления помещения специализированного жилого фонда по договору социального найма жилых помещений.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, суд правильно применил закон и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексе порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Из материалов дела усматривается, что Лазарева Т.А. обращалась с заявлением к прокурору Калининского района Краснодарского края (л.д.5-6), затем, прокурор Калининского района Краснодарского края направил информационное письмо в адрес главы администрации МО Калининский район (л.д.7), после чего, в адрес прокурора Калининского района Краснодарского края глава администрации МО Калининский район направил информационное письмо по обращению Лазаревой Т.А. (л.д.8-9).
Установлено, что выносились Постановления администрации МО Калининский район от 03.04.2019 года №339 и от 22.04.2019 года №402 о внесении изменений в постановление администрации МО Калининский район от 22.11.2017 года №813 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение малоимущих граждан жилым помещениями» (л.д.10-13).
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района относится обеспечение проживающих на территории района и нуждающихся в. жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 1 ст. 57 ЖК РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке. Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ регламентировано, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течении которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди. Указанная позиция отражена в определении ВС РФ от 30.01.2018 № 41-КГ17- 37. Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, отраженной в определении от 10.10.2017 № 21-К17-19, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности районов (ст.ст. 135-138 БК РФ, п. 5 ч. 1 ст.ст. 55, 60, 61 Закона № 131-ФЗ).
Поскольку судом первой инстанции было установлено, что, поставленная на соответствующий учет, до настоящего времени Лазарева Т.А. ответчиком не обеспечена благоустроенным жилым помещением, что является нарушением требований жилищного законодательства, поскольку непосредственно затрагивают интересы малоимущего пенсионера, а также его гарантированное Конституцией Российской Федерации право на жилище, то заявленный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в полном объеме, в связи с чем, основания для отмены решения суда и отказа в удовлетворении заявленных исковых требований отсутствуют.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что вывод суда первой инстанции об указании срока в течение которого должно быть предоставлено жилье нельзя признать правильным, поскольку в законодательстве отсутствует указание на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит необоснованными, они не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Калининского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2019 года изменить в части, исключив указание о сроке предоставления Лазаревой Татьяне Александровне благоустроенного жилого помещения.
В остальной части решение Калининского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО Калининский район – < Ф.И.О. >5 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: