№ 2-1183/2019
24RS0013-01-2018-004205-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 ноября 2019 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Павловой К.П.
при секретаре Рябцевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаевой Елены Викторовны к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л :
Николаева Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», в котором просит о признании права собственности на земельный участок с условным номером № площадью 1250 кв.м., в границах, определенных схемой расположения земельного участка в каталоге координат путем раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м. в <адрес>.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию Емельяновского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1250 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., прошедшего государственный кадастровый учет в <адрес> (путем раздела), согласно ч. 4 ст. 29.2, ч. 1 ст. 29.5 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», ч.1,6 ст. 11.4, ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, для последующего осуществления государственного кадастрового учета по образованию земельного участка и предоставлению в собственность бесплатно. На данное заявление по истечении двухмесячного срока решение органом местного самоуправления муниципального района принято не было, заявителю о результатах рассмотрения заявления не сообщено. На заявление истца в установленный законом срок об утверждении схемы расположения земельного участка МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» принято не было, не был подготовлен проект о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а администрация Емельяновского района Красноярского края бездействовала при осуществлении контрольной функции за действиями своего структурного подразделения. Доказательств того, что земельный участок не может быть разделен не представлено. Основания, предусмотренные для отказа в осуществлении, раздела земельного участка отсутствуют, равно как и основания, подтверждающие невозможность раздела и образования нового земельного участка. Отсутствие принятого решения по результатам рассмотрения обращения нарушает права истицы на образование земельного участка для его последующего кадастрового учета и получения в собственность бесплатно многодетной семье.
В судебное заседание истица Николаева Е.В., ее представитель Шульгина Е.С. не явились, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены.
Представитель ответчиков администрации Емельяновского района, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» Павлинская М.В. не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие стороны ответчиков, ранее представила отзыв на исковое заявление, согласно которому требования истицы не признала, так как для подготовки ответа на обращение Николаевой Е.В. органом местного самоуправления был направлен запрос в Министерство лесного хозяйства Красноярского края с целью исключения принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям особо охраняемой природной территории, наличии зон с особыми условиями использования территории. ДД.ММ.ГГГГ Министерство сообщило о том, что земельный участок с кадастровым номером № № пересекает границы земель лесного фонда. Поскольку участки лесного фонда находятся в федеральной собственности, администрация Емельяновского района не вправе распоряжаться такими объектами.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие Управления, о чем представил суду заявления.
Третьи лица Шустова В.Ю., Федосеева Е.А., представители третьих лиц Министерства лесного хозяйства Красноярского края, Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу, КГКУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям» в судебное заседание не явились, были уведомлены должным образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ.
Статьей 29.4 Закона Красноярского края № 7-2542 от 04.12.2008 года «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» установлен порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности.
В силу ст. 29.5 названного Закона Красноярского края, при поступлении заявления о предоставлении земельного участка в границах земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает и направляет заявителю решение об утверждении схемы в случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка от многодетных граждан не поступили.
При поступлении иных заявлений о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка решения об утверждении схем в количестве, соответствующем количеству поступивших заявлений о предоставлении земельных участков в границах указанного земельного участка, принимаются в двухмесячный срок со дня поступления первого заявления. Решения об утверждении схем в недельный срок со дня принятия направляются заявителям в порядке поступления заявлений.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю в двухнедельный срок со дня подачи заявления о предоставлении земельного участка с приложением выписок из Единого государственного реестра недвижимости на образованные земельные участки, а если право на исходный земельный участок было зарегистрировано - со дня регистрации права собственности на образованные земельные участки.
Согласно ч.2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Как предусмотрено ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 ЗК РФ).
По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Николаева Е.В. обратилась в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1250 кв.м. в координатах: точка <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, путем раздела данного земельного участка, для последующего осуществления государственного кадастрового учета и предоставления образованного земельного участка в собственность бесплатно. (л.д.44-45).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № с местоположением: <адрес> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации Емельяновского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» на основании заявления Федосеевой Е.А. (л.д.27-28). Указанным постановлением участок отнесен к категории земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Разрешая поступившее от Николаевой Е.В. заявление от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Емельяновского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства лесного хозяйства Красноярского края был направлен запрос № о проверке наложения земельного участка № на земли государственного лесного фонда.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство лесного хозяйства Красноярского края сообщило МКУ «Управзем» о том, что испрашиваемый земельный участок площадью 1250 кв.м., с условным номером №, земельный участок площадью 1250 кв.м., с условным номером № пересекает границы Мининского лесничества в квартале <адрес> Мининского участкового лесничества в связи с чем Министерством отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.52-53).
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» уведомило Николаеву Е.В. о том, что испрашиваемый ею земельный участок частично расположен на землях государственного лесного фонда – пересекает границы Мининского лесничества в квартале <адрес>) Мининского участкового леснчества и его предоставление путем раздела невозможно, поскольку распоряжение участками лесного фонда не входит в полномочия администрации Емельяновского района (л.д.50-51).
В процессе судебного разбирательства состоятельность доводов ответчика о невозможности передачи земельного участка в собственность истицы в заявленных ею координатах в связи с расположением участка на землях государственного лесного фонда, нашла свое подтверждение: ответом на судебный запрос Министерство лесного хозяйства Красноярского края сообщило о том, что в соответствии с действующим лесохозяйственным регламентом Мининского лесничества и лесоустроительными материалами, определяющими границы земель лесного фонда, земельный участок № частично располагаются на землях лесного фонда Мининского участкового лесничества Мининского лесничества. В связи с чем, суд приходит к выводу, что и образуемые из данного земельного участки земельные участки ЗУ1 и ЗУ2 также располагаются на землях лесного фонда.
Оснований сомневаться в заключении Министерства лесного хозяйства Красноярского края о расположении испрашиваемого участка на землях государственного лесного фонда, у суда не имеется, поскольку Министерство является компетентным органом по вопросам лесоустройства.
Разрешая требования истицы, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу пункта 3 статьи 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67 и 92 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеприведенных норм права местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
Установив, что испрашиваемый Николаевой Е.В. земельный участок частично расположен на землях лесного фонда, суд соглашается с позицией ответчика о том, что администрация Емельяновского района не обладает полномочиями по распоряжению таким участком, и находит правомерным отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении истице земельного участка площадью 1250 кв.м. путем раздела участка с кадастровым номером №.
Анализируя установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства и доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истицы и признания за нею права собственности на земельный участок площадью 1250 кв.м., частично расположенный на землях государственного лесного фонда.
В силу ст. 144 ГПК РФ суд полагает необходимым разрешить вопрос об отмене обеспечительных мер, принятых по настоящему делу определением от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, приходя к выводу об отказе в иске, их сохранение нецелесообразно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Николаевой Елены Викторовны к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» о признании права собственности на земельный участок оставить без удовлетворения.
По вступлении настоящего решения в законную силу отменить меры обеспечения иска, принятые по настоящему делу определением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: К.П. Павлова