РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2022 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Безденежного Д.В.,
при секретаре Дзанаевой З.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-799/2022 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к Рудометкину Виктору Викторовичу о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России №15 по Самарской области обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением, в котором просит:
- взыскать с Рудометкина Виктора Викторовича, проживающего по адресу: <адрес>20, в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2019 год в размере 132 рубля, и пени в размере 1,22 рублей, недоимку по транспортному налогу за период 2019 год в размере 9 315 рублей, и пени в размере 85,78 рублей, транспортный налог за период 2015 г. и 2016 г. налог в размере 9348,20 рублей и пеня в размере 9555,77 рублей. На общую сумму 28 437,97 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что Рудометкин В.В. в рассматриваемых налоговых периодах являлся налогоплательщиком транспортного налога, налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений.
В установленный срок Рудометкин В.В. не уплатил своевременно и в полном объеме указанные налоги. В установленные законом сроки налоговый орган направил ответчику налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, требование № от ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, требование № от ДД.ММ.ГГГГ, однако в установленный срок, должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов. Требования оставлены ответчиком без исполнения.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела суду не представили.
Административный ответчик Рудометкин В.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, отзыв относительно заявленных требований суду не представил.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, но частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.ст. 357-358 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ.
Размер ставок, применяемых для исчисления транспортного налога на территории Самарской области, установлен статей 2 Закона Самарской области от 06.11.2002 года № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».
Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае, указанном в абз. 2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 4 ст. 52 НК РФ).
Датой получения налогоплательщиком налогового уведомления в электронном виде является дата, указанная в подтверждении о получении налогоплательщиком налогового уведомления с использованием Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» (п. 4 ст. 31 НК РФ, Приказ ФНС РФ № ММВ-7-11/324@ от 23.05.2011г. «Об утверждении форматов и порядка направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи").
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, а также пени, начисленной за каждый календарный день просрочки.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что Рудометкину В.В. в 2015, 2016, 2017, 2019 годах (весь год) на праве собственности принадлежало транспортное средство:
NISSAN SKYLINE GTS, государственный регистрационный знак Т067МС163.,
ВАЗ 21053, государственный регистрационный знак С291НТ163.
А также на праве собственности принадлежала:
- квартира с КН 63:32:1701025:227, расположенная по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Подстепки, ул. Советская, 142, кв. 20.
Принадлежность данного имущества административному ответчику в указанные периоды не оспаривалось и подтверждается материалами дела.
Соответственно у административного ответчика возникла обязанность уплаты налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, и транспортного налогов.
На основании п.2 ст.52 НК РФ налогоплательщику были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае неуплаты налога в установленные сроки налогоплательщику направляется требование об уплате налога с указанием об обязанности в установленный в налоговом требовании срок уплатить неуплаченную сумму налога (п.п.1,2 ст.69 НК РФ).
Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" установлено, что налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (ст.ст.1-2 Закона).
Согласно ст. 399 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налог - необходимое условие существования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе могут быть нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 статьи 52 НК Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 НК Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Судом установлено, что Рудометкину В.В. ранее направлялись налоговые уведомления, за налоговый период 2019 года № от ДД.ММ.ГГГГ гола, за налоговый период 2017 год № от ДД.ММ.ГГГГ, за налоговый период 2016 г. № от ДД.ММ.ГГГГ, за налоговый период 2015 год № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком почтовых отправлений.
Однако, транспортный налог, налог на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2015, 2016, 2017, 2019 год не оплатил, в связи с чем у него образовались пени в по налогу на имущество, пени по транспортному налогу и доказательств обратного суду не представлено.
Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств в банке наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В следствие не уплаты налога за 2019 год, а адрес Рудометкина В.В. направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, за период 2017-2015 г.г. направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Из представленных налоговых уведомлений и требований об уплате налога и недоимки по пеням, суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания транспортного, налога на имущество физических лиц, расположенными в границах городских округов, а также пеней за период 2019 год соблюдена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 23-ФЗ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Согласно требованию № от ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ Согласно требованию № от ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, а также пеней Межрайонная ИФНС №15 по Самарской области обратилась к мировому судье 10.09.2021 года.
22.10.2021 года определением мирового судьи судебного участка № 156 Ставропольского судебного района Самарской области судебный приказ по заявлению должника, вынесенный в отношении Рудометкина В.В. отменен, в соответствии с требованием ст.48 НК РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела №2а-3057/2021, истребованного у мирового судьи судебного участка № 156 Ставропольского судебного района Самарской области.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Обращение в суд с настоящим административным иском обратились 04.02.2022 г., в пределах шести месяцев, что позволяет суду сделать вывод, что в рассмотренном деле сроки обращения в суд за период 2019 г. соблюдены.
Однако, ответчиком не представлены в суд иные доказательства об отсутствии у Рудометкина В.В. задолженности по обязательным платежам за период 2019, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в части взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 132 рубля, недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 9315 рублей.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание (Постановление от 2 декабря 2013 года N 26-П, Определение от 14 декабря 2004 года N 451-О). Такой характеристикой для налогообложения транспортным налогом федеральный законодатель избрал мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (кВт) и в соответствии с избранной физической характеристикой объекта налогообложения осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 и статья 361 Налогового кодекса Российской Федерации). Данное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков.
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.
Пунктом 4 статьи 362 НК РФ на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которые зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Из вышеуказанных норм следует, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.
Ни положения статьи 357 НК РФ, ни иные нормы законодательства о налогах и сборах не предусматривают, что основанием (юридическим фактом) для возникновения обязанности по уплате транспортного налога (объектом налогообложения) может являться сам факт наличия у лица транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке.
Данный вывод согласуется и с позицией Министерства финансов Российской Федерации, выраженной в Письме от 06.05.2006 N 03-06-04-04/15, где указано, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия его на балансе у налогоплательщика и его использования.
В связи с несвоевременной уплатой налога в соответствии со ст. 75 НК РФ начисляются пени. Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
С учетом того, что ответчиком не представлены в суд доказательств об отсутствии у него задолженности по обязательным платежам, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца о взыскании с него пеней по налогу на имущество за период с 02.12.2020 по 04.02.2021 г. в размере 1.22 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 по 04.02.2021 г. в размере 85,78 рублей.
Судом установлено, что срок исполнения Рудометкина В.В. требования № от ДД.ММ.ГГГГ был установлен до 24.08.2020 г. С учетом требований ст.48 НК РФ, налоговый орган обязан был обратиться для принудительного взыскания недоимки к мировому судьей с заявлением о выдачи судебного приказа до 25.02.2021 года включительно, однако обратился лишь 10.09.2021 г., то есть за пределами установленным налоговым законодательством срока для принудительного взыскания недоимки. С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административным истцом нарушен срок обращения в суд для принудительного взыскания с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2014-2015 года в размере 9348,20 рублей и пени в размере 9555,77 рублей, указанных в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в данной части требований надлежит отказать.
В связи с тем, что истец на основании п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, последняя, в размере 400 рублей подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России №15 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Рудометкина Виктора Викторовича, проживающего по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Подстепки, ул.Советская, д. 142,кв.20, в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 132 рубля, и пени по налогу на имущество за период с 02.12.2020 по 04.02.2021 в размере 1,22 рублей, недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 9315 рублей, и пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 по 04.02.2021 в размере 85,78 рублей, а всего 9 534 рубля 00 копеек.
В удовлетворении требований ИФНС № 15 по Самарской области о взыскании с Рудометкина В.В. недоимки по налогу в размере 9348,20 рублей и пени в размере 9555,77 рублей, по требованию № 47534 от 20.07.2020 года отказать.
Взыскать с Рудометкина Виктора Викторовича, проживающего по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Подстепки, ул.Советская, д. 142,кв.20, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ставропольский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 04.05.2022 г.
Судья подпись Д.В. Безденежный
Копия верна:
Судья
УИД: 63RS0№-03