Дело №2-602/2016
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерацииг. Нарьян-Мар 16 июня 2016 года
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Осколковой О.В.,
при секретаре Васильевой И.А.,
с участием помощника прокурора Ненецкого автономного округа Воронина Е.В.,
третьего лица Калашникова С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» о признании незаконными действий главы муниципального образования и возложении обязанности расторгнуть трудовой договор,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ненецкого автономного округа обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» о признании незаконными действий главы муниципального образования по заключению трудового договора, изданию распоряжения о приеме на работу, возложении обязанности отменить распоряжение и расторгнуть трудовой договор.
Требования мотивировал тем, что проведенной прокуратурой Ненецкого автономного округа проверкой было установлено, что распоряжением главы администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район» от ДД.ММ.ГГГГ №р на должность генерального директора муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис» с 01.04.2015 назначен Калашников С.Л. В этот же день с Калашниковым С.Л. заключен трудовой договор. По информации МИФНС России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Калашников С.Л. с 05.10.2012 является учредителем ООО «АВТОМАТИКА СЕРВИС», в связи с чем в соответствии с ФЗ « О государственных и муниципальных предприятиях», ФЗ «О противодействии коррупции» он не мог быть назначен на должность генерального директора муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис».
Таким образом, действия главы администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район» по заключению с Калашниковым С.Л. трудового договора и изданию распоряжения о назначении на должность являются незаконными, а трудовой договор с Калашниковым С.Л.- подлежащим расторжению.
Просил признать незаконными действия администрации муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» по заключению трудового договора от 01.04.2015 с Калашниковым Сергеем Леонидовичем и по изданию распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №р о назначении его на должность генерального директора муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис». Обязать администрацию муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» отменить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №р о назначении Калашникова Сергея Леонидовича на должность генерального директора муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис» и расторгнуть с Калашниковым Сергеем Леонидовичем трудовой договор от 01.04.2015 в соответствии с п. 11 ст. 77 и ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела и.о. прокурора требования были уточнены, с учетом уточнений просит признать незаконным распоряжение администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район» от ДД.ММ.ГГГГ №р о назначении Калашникова Сергея Леонидовича на должность генерального директора муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис» и обязать администрацию МО «Муниципальный район «Заполярный район» расторгнуть с ним трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.11 ст.77 и ст.84 ТК РФ.
В судебном заседании от и.о. прокурора Ненецкого автономного округа поступило заявление о прекращении производства по делу в части требований о признании незаконными действий администрации муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» по заключению трудового договора от 01.04.2015 с Калашниковым Сергеем Леонидовичем и по изданию распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №р о назначении его на должность генерального директора муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис», о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» отменить распоряжение от 01.04.2015 № 65р о назначении Калашникова Сергея Леонидовича на должность генерального директора муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис».
Определением суда от 16.05.2016 производство по делу в части требований прокурора о признании незаконными действий администрации муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» по заключению трудового договора от 01.04.2015 с Калашниковым Сергеем Леонидовичем, по изданию распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №р о назначении его на должность генерального директора муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис», о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» отменить распоряжение от 01.04.2015 № 65р о назначении Калашникова Сергея Леонидовича на должность генерального директора муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис», прекращено в связи с отказом прокурора от иска в данной части.
В судебном заседании помощник прокурора Воронин Е.В. исковые требования с учетом уточнения поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №р о назначении Калашникова С.Л. на должность генерального директора муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис» и обязать ответчика расторгнуть с ним трудовой договор в соответствии с п.11 ст.77 и ст.84 ТК РФ, суду пояснил, что ответчиком при заключении трудового договора с Калашниковым С.Л. были нарушены нормы ФЗ № 161-ФЗ. Администрацией муниципального образования было издано незаконное распоряжение о назначении его на должность, так как работодатель должен был проверить соответствие кандидата на соответствие требованиям федерального законодательства. Калашникову С.Л. также не было предложено представить соответствующие документы. Нарушение данных требований закона является основанием для прекращения трудового договора с соблюдением гарантий.
Ответчик администрация МО «Муниципальный район «Заполярный район» в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении дела без участия ее представителя.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Из отзыва ответчика следует, что поскольку в настоящее время исключено обстоятельство, которое препятствует продолжению трудовых отношений, следовательно оснований для расторжения с Калашниковым С.Л. трудового договора не имеется, а в случае продолжения трудовых отношений для надлежащего их оформления в силу указания ст.68 ТК РФ обязательным является наличие распоряжения работодателя о приеме на работу( назначении на должность). С учетом изложенного, полагает, что в случае продолжения трудовых отношений также отсутствуют основания для признания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №р незаконным.
Третье лицо Калашников С.Л. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, суду показал, что в МП ЗР «Севержилкомсервис» была плохая ситуация, предприятие было убыточным, и поэтому ему предложили срочно возглавить данное предприятие. В столь короткий период переписать и продать свою долю в ООО «Автоматика Сервис» он считал неприемлемым, работодателю о своем учредительстве в указанном обществе он не сообщал, и работодатель у него данную информацию не запрашивал. Общество работало по обслуживанию опасных производственных объектов, поэтому он для себя определил, что в течение года продаст свою долю и в марте 2016 года он ее продал. Полагает, что в настоящее время отсутствуют основания для расторжения с ним работодателем трудового договора, поскольку он совершил все действия по устранению препятствия.
Заслушав прокурора, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.п «а» п.2 ст.1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ « О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе по предупреждению коррупции, выявлению и последующему устранению причин коррупции( профилактика коррупции).
В силу пункта 5 ст.7 указанного Федерального закона одним из основных направлений деятельности государства по повышению эффективности противодействия коррупции предусматривает введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.
Частью 1 ст.10 данного Федерального закона дано понятие конфликта интересов, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность ( прямая или косвенная) лица, должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных ( служебных) обязанностей( осуществление полномочий).
Согласно части 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрены запреты и ограничения, налагаемые на руководителей унитарных предприятий.
В силу ч.2 ст.21 Федерального закона № 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
Как следует из п.7 ч.1 ст.20, ч.1 ст.21 Федерального закона № 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Руководитель унитарного предприятия является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.
В силу статьи 18.1 Устава муниципального образования «<адрес> «<адрес>» глава Администрации представляет <адрес> в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и организациями.
Судом установлено, что распоряжением главы администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район» от ДД.ММ.ГГГГ №р Калашников С.Л. назначен на должность генерального директора муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис» с 01 апреля 2015 года. Также данным распоряжением принято решение о заключении с Калашниковым С.Л. трудового договора сроком на три года.
На основании данного распоряжения 01.04.2015 между администрацией муниципального района «Заполярный район» и Калашниковым С.Л. был заключен трудовой договор, согласно которому Калашников С.Л. принят на должность директора муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис» сроком на три года.
Вместе с тем, как следует из выписки из единого государственного реестра юридических лиц Калашников С.Л. на момент издания распоряжения о назначении его на вышеуказанную должность и заключения с ним трудового договора, являлся одним из двух учредителей коммерческой организации – ООО «АВТОМАТИКА СЕРВИС», которое было создано 05.10.2012. Данное юридическое лицо по состоянию на 01.04.2015 являлось действующим.
Таким образом, установлено, что при издании вышеуказанного распоряжения о назначении Калашникова С.Л. на должность генерального директора муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис», работодателем- ответчиком названные требования закона были нарушены, в связи с участием Калашникова С.Л. в коммерческой организации - ООО «АВТОМАТИКА СЕРВИС», он не мог быть назначен на данную должность.
В силу п.11 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации нарушение установленных данным Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, влечет прекращение трудового договора.
Согласно абз.6 ч.1 ст.84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения( п.11 ч.1 ст.77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Таким образом, исходя из анализа данных норм, следует сделать вывод о том, что если обстоятельство, препятствовавшее заключению трудового договора, устранено, то возможность продолжения трудового договора не исключается.
Из выписки из единого государственного реестра юридических лиц по стоянию на 13.05.2016 следует, что Калашников С.Л. с 28.03.2016 в связи с выходом из общества, не является учредителем ООО «АВТОМАТИКА СЕРВИС». Единственным учредителем данной коммерческой организации с указанного времени является Калашников И.Л.
Прокурором каких-либо доказательств, подтверждающих, что факт участия Калашникова С.Л. в коммерческой организации до 28.03.2016, который был положен в основание иска, исключает в настоящее время возможность продолжения работы, в соответствии с требованиями ст.56 ТК РФ, суду не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что основания для возложения на ответчика обязанности расторгнуть с Калашниковым С.Л. трудовой договор в соответствии с п.11 ст.77 и ст.84 ТК РФ не установлены, поскольку на момент обращения с иском и рассмотрения дела судом обстоятельство, препятствовавшее заключению трудового договора с Калашниковым С.Л.- его участие в коммерческой организации в качестве учредителя, было устранено, во исполнение требований закона Калашников С.Л. в установленном законом порядке вышел из ООО «АВТОМАТИКА СЕРВИС» и не является участником данного общества с 28.03.2016, о чем 28.03.2016 сделана запись в едином государственном реестре юридических лиц, следовательно в настоящее время продолжение его работы в должности генерального директора муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис» не противоречит закону.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения данного требования прокурора.
Разрешая требование прокурора о признании незаконным распоряжения администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район» от 01.04.2015 № 65р о назначении Калашникова С.Л. на должность генерального директора муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис», суд приходит к выводу, что оно также удовлетворению не подлежит, поскольку оснований для расторжения с Калашниковым С.Л. трудового договора в настоящее время не установлено, а сам по себе факт допущенных нарушений при назначении на должность, в данном случае не может являться достаточным основанием для признания указанного распоряжения в настоящее время незаконным. Кроме того, прокурором не представлено суду каких-либо доказательств, подтверждающих, что изданием вышеназванного распоряжения ответчиком в настоящее время нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:В удовлетворении исковых требований прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №р о назначении на должность, возложении обязанности расторгнуть трудовой договор, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца с момента составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд, то есть с 21.06.2016.
Судья подпись О.В.Осколкова
Мотивированное решение изготовлено 21.06.2016.
Судья подпись О.В.Осколкова
Копия верна. Судья О.В.Осколкова