<данные изъяты>
дело № 2-286/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2020 года | город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Бутакова А.А.,
с участием представителей:
истца – Ветровой Дарьи Игоревны, служебное удостоверение ТО № от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчика – Государственного образовательного учреждения дополнительного образования <адрес> «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» - Фетисова Василия Эдуардовича, и.о. директора,
рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Севастополя «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи», Департаменту образования города Севастополя, третье лицо: Главное управление МЧС России по г.Севастополю, о понуждении совершить определенные действия,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Севастополя «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи», Департаменту образования города Севастополя, в котором просит:
- обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» установить в помещениях №№, 14, 8, 15, 17, 25, 26, 27, 28, 29, 34, 31, 33, 32, 30, 35 на первом этаже, №№ 4, 5, 11, 6, 7, 14, 24, 8, 9, 15, 16, 31, 22, 26, 24, 25, 27, 28, 29 на втором этаже, №№ 24, 23, 22, 21, 20, 29, 11, 8, 2, 3, 1 на третьем этаже дополнительные пожарные извещатели, определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта не реже 1 раз в год, а также обеспечить обслуживание внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующего акта, укомплектовать Пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода в центральной части первого этажа пожарным рукавом, ручным пожарным стволом и пожарным запретным клапаном;
- обязать Департамент образования города Севастополя профинансировать расходы по устранению выявленных нарушений противопожарной безопасности в Государственном бюджетном образовательном учреждении Севастополя «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи».
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Нахимовского района города Севастополя проведена проверка в государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Средняя образовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>, на предмет исполнения требований законодательства в сфере обеспечения общедоступности и безопасности среднего образования детей.
Установлено, что учредителем ГБОУ «СОШ №» является город Севастополь, функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент образования города Севастополя (правопреемник Главного управления образования и науки города Севастополя). Собственником имущества СБОУ «СОШ №» является город Севастополь.
В апреле 2019 года специалистами ГУ МЧС города Севастополя проведена проверка в ГБОУ «СОШ №» на предмет исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, в ходе которой установлен ряд нарушений, а именно: в нарушение положений Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в здании ГБОУ «СОШ № 42» в помещениях № 13, 14, 8, 15, 17, 25, 26, 27, 28, 29, 34, 31, 33, 32, 30, 35 на первом этаже, № 4, 5, 11, 6, 7, 14, 24, 8, 9, 15, 16, 31, 22, 26, 24, 25, 27, 28, 29 на втором этаже, № 24, 23, 22, 21, 20, 29, 11, 8, 2, 3, 1 на третьем этаже допущена установка одного пожарного извещателя, что подтверждается Актом проверки МЧС № № от ДД.ММ.ГГГГ; использованы материалы для покрытия пола с неизвестным классом пожарной опасности в коридорах ГБОУ «СОШ № №»; установленные устройства для открывания окон на лестничных проемах, не соответствуют противопожарным нормам, также нарушены требования, предъявляемые к эвакуационным выходам на территории объекта; пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода в центральной части первого этажа объекта не укомплектован пожарным рукавом, ручным пожарным стволом и пожарным запретным клапаном, что является нарушением пункта 57 Правил противопожарного режима в России.
Аналогичная проверка в ГБОУ «СОШ №» сотрудниками ГУ МЧС России по г. Севастополю проведена в апреле 2017 года.
Установленные нарушения законодательства в сфере пожарной
безопасности в ГБОУ «СОШ №» представляют для учащихся образовательного учреждения, её работников непосредственную угрозу, нарушают их права на безопасные условия получения дошкольного образования и осуществление трудовой деятельности в безопасных условиях.
Непринятие мер по устранению нарушений противопожарной безопасности со стороны образовательного учреждения послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № недвижимое имущество, рассоложенное по адресу: <адрес>, 1960 года постройки, кадастровый №, изъято из оперативного управления ГБОУ «СОШ №» и закреплено на праве оперативного управления за Государственным образовательным учреждением города Севастополя «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи».
Указанное здание используется для реализации программ дополнительного образования учащихся, путем проведения кружковых работ с детьми.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» в судебном заседании пояснил, что распоряжением Департамента образования и науки города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № денежные средства учреждению выделены, нарушения будут устранены после окончания экспертизы проектно-сметеной документации и заключения госконтракта.
Департамент образования и науки города Севастополя явку своего представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом, о причинах неявки представителя не уведомил.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика, извещенного надлежащим образом.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования, урегулированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со статьей 41 указанного Федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования на территории города Севастополя, является Департамент образования города Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о Департаменте образования города Севастополя (далее - Положение).
Согласно пунктам 1.1, 1.2., 1.4. Положения Департамент образования города Севастополя является отраслевым исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования, координацию деятельности иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя в данной сфере. Департамент является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя в пределах своей компетенции.
Пунктами 3.9, 3.15 Положения предусмотрено, что Департамент выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Севастополя, главного администратора доходов бюджета города Севастополя. Департамент осуществляет в установленной сфере деятельности мероприятия по реализации государственной политики в области обеспечения безопасности, определенной законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами города Севастополя.
Согласно пункту 8 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей их образовательную деятельность.
Как следует из материалов дела, в апреле 2019 года ГУ МЧС проведена проверка по адресу: <адрес>, на предмет исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, в ходе которой установлены нарушения положений Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в частности: в здании по указанному адресу в помещениях №№ 13, 14, 8, 15, 17, 25, 26, 27, 28, 29, 34, 31, 33, 32, 30, 35 на первом этаже, №№ 4, 5, 11, 6, 7, 14, 24, 8, 9, 15, 16, 31, 22, 26, 24, 25, 27, 28, 29 на втором этаже, №№ 24, 23, 22, 21, 20, 29, 11, 8, 2, 3, 1 на третьем этаже допущена установка одного пожарного извещателя, что подтверждается актом проверки МЧС № от ДД.ММ.ГГГГ; использованы материалы для покрытия пола с неизвестным классом пожарной опасности в коридорах ГБОУ «СОШ №»; установленные устройства для открывания окон на лестничных проемах, не соответствуют противопожарным нормам, также нарушены требования, предъявляемые к эвакуационным выходам на территории объекта; пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода в центральной части первого этажа объекта не укомплектован пожарным рукавом, ручным пожарным стволом и пожарным запретным клапаном, что является нарушением пункта 57 Правил противопожарного режима в России.
Согласно статье 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 89, статьей 28 Федерального закона № 123-ФЗ предусмотрено, что эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков, классы их функциональной и конструктивной пожарной опасности указываются в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции.
Использование материала для покрытия пола с неизвестным классом пожарной опасности в здании по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве оперативного управления ГБУ «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи», установка устройств для открывания окон на лестничных проемах, не соответствующих нормам, несоответствие эвакуационных выходов на территории объекта, являются нарушениями указанного законодательства.
В нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в России, утвержденных постановлением Правительства России от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила), ответчиком не определен порядок и сроки проведения работ по чистке вентиляционных воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта не реже 1 раз в год, а также не обеспечено обслуживание внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующего акта.
Пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода в центральной части первого этажа объекта не укомплектован пожарным рукавом, ручным пожарным стволом и пожарным запретным клапаном, что является нарушением пункта 57 Правил.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять кеты по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Таким образом, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, требования, предъявляемые истцом к ГБУ «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Департамента образования и науки города Севастополя от 24.06.2019 № 831-П «О распределении средств межбюджетного трансферта из бюджета города Москвы бюджету города Севастополя, предоставляемого Правительством Москвы на 2020 год в целях выполнения работ по проведению капитального ремонта и оснащению учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Департамент образования города Севастополя» Департаментом образования и науки города Севастополя Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» выделено 86 289,40 тыс.руб. на капитальный ремонт, приобретение, устройство систем обеспечения безопасности.
Из пояснений представителя Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» следует, что указанные средства поступили на счет учреждения, была разработана проектно-сметная документация, которая в настоящее время проходит государственную экспертизу, после завершения которой будет объявлен конкурс на заключение госконтракта.
Следовательно, оснований для понуждения Департамента образования и науки города Севастополя выделить денежные средства Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» для устранения нарушений противопожарной безопасности, не имеется.
С учетом вышеизложенного суд удовлетворяет исковые требования частично.
Руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить частично.
Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить в помещениях №№ 13, 14, 8, 15, 17, 25, 26, 27, 28, 29, 34, 31, 33, 32, 30, 35 на первом этаже, №№ 4, 5, 11, 6, 7, 14, 24, 8, 9, 15, 16, 31, 22, 26, 24, 25, 27, 28, 29 на втором этаже, №№ 24, 23, 22, 21, 20, 29, 11, 8, 2, 3, 1 на третьем этаже дополнительные пожарные извещатели, определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта не реже 1 раз в год, а также обеспечить обслуживание внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующего акта, укомплектовать Пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода в центральной части первого этажа пожарным рукавом, ручным пожарным стволом и пожарным запретным клапаном.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>