РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ивантеевский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Колчиной М.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению ФИО2 о признании недействительным постановления о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель ФИО2 обратилась в суд с требованием о признании недействительным постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии её семьи с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее по тексту – Постановление).
В обоснование своих требований заявитель указала, что с марта 1986 года её муж ФИО4 с семьёй из четырёх человек был поставлен на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В октябре 1986 года семье была предоставлена однокомнатная квартира без снятия с учёта. После смерти мужа в 2012 году очередь была переведена на заявителя. Поскольку длительное время никаких продвижений не было, заявитель обратилась с жалобой в Московскую областную Думу. Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ заявителю стало известно о наличии Постановления. О данном Постановлении заявителю не было известно, так как на приёме главы <адрес> в августе ей было сообщено, что она продолжает состоять на учёте за номером 127. Оспариваемое Постановление нарушает права заявителя и членов её семьи, так как препятствует реализации права на получение жилого помещения, предусмотренное статьёй 40 Конституции Российской Федерации. Основанием для снятия с очереди послужил тот факт, что у дочери заявителя в собственности имеется комната в коммунальной квартире и вторая однокомнатная квартира, что по общей площади соответствует учётной норме. Вместе с тем данные жилые помещения имеют обременения (комната обременена рентой, квартира – ипотекой), что может служить основанием для прекращения права собственности. Основания, по которым семья заявителя была поставлена на учёт, в настоящее время не отпали.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала в полном объёме.
Представитель Администрации <адрес> в судебном заседании против заявленных требований возражала и пояснила, что действительно в 1986 году на учёт нуждающихся в жилых помещениях был поставлен ФИО4 с семьёй из четырех человек. В 2012 году в связи со смертью учёт был переведён на заявителя. Однако состав семьи изменился, так как на учёт были поставлены два внука заявителя уже по нормам Жилищного кодекса Российской Федерации. В результате проверки жилищной комиссией было установлено, что дочери заявителя принадлежат два других жилых помещения. <адрес> жилых помещений на каждого члена семьи составляет 20,8 кв.м., что превышает не только учётную норму, но и норму предоставления жилого помещения на территории <адрес>.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Материалами дела установлено, что Решением исполнительного комитета Ивантеевского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 (состав семьи четыре человека, он, жена и двое детей) поставлен на учёт для улучшения жилищных условий, очередь № 1094. Основание – занимает комнату размером 15,3 кв.м. на четырёх человек.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и дочь ФИО5 (добрачная фамилия – Нефедова) зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 32,8 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении был зарегистрирован внук ФИО6 По договору передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение было передано ФИО2, ФИО5 и ФИО6 в собственность в равных долях. ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении зарегистриована внучка ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности ФИО5 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, комната № площадью 17,2 кв.м. При регистрации права зарегистрировано также обременение: залог в силу закона. В указанном жилом помещении зарегистрирована получатель ренты ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности ФИО5 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 33,2 кв.м. При регистрации права зарегистрировано также обременение: ипотека в силу закона. В указанном жилом помещении никто зарегистрирован.
Из сообщения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ноябре 1989 года семье ФИО2 была предоставлена однокомнатная квартира без снятия с очереди. Постановлением главы города от ДД.ММ.ГГГГ № очередь ФИО4 переведена на ФИО2 (состав семьи четыре человека – ФИО2, дочь и двое внуков)
Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (оспариваемое постановление) ФИО2 (состав семьи четыре человека) снята с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту – Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 6 Вводного закона с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учёт граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что граждане, принятые на учёт до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учётом положений настоящей части.
Исходя из смысла вышеуказанных правовых норм, снятие с учёта носит исключительный характер, а принятый на учёт сохраняет право состоять на учёте впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путём его жилищных потребностей либо возникновение прямо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации обстоятельств, являющихся основанием для снятия его с учёта.
Оценив представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности правовой связи, суд находит Постановление принятым с нарушением требований закона, а потому подлежащим отмене.
В обоснование решения о снятии семьи ФИО2 с учёта в Постановлении приводится ссылка на часть 4 статьи 50, пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и часть 2 статьи 6 Вводного закона.
Вместе с тем суд принимает во внимание, что ФИО2 и члены её семьи были поставлены на учёт нуждающихся до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, ссылка на пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса прямо противоречит части 2 статьи 6 Вводного закона, так как такое основание для снятия граждан не предусмотрено (граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Ссылка представителя Администрации <адрес> на то обстоятельство, что перевод учёта с прежнего члена семьи ФИО4 на ФИО2 был произведён в 2012 году и учтены два новых члена семьи, в связи с чем, на них распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, судом отклоняются как необоснованные. При этом суд учитывает, что в 2012 году произведена лишь замена лица, которое именовано в списках очередников. Сама семья ФИО2 не была вновь поставлена на учёт, а лишь произведена замена титульного очередника по ранее произведённой постановке на учёт. В противном случае, по мнению суда, нарушаются права ФИО2 и ФИО5, которые являлись членом семьи очередника и при его жизни не были обеспечены жилым помещением. Изменение в данном случае состава семьи не влияет на автоматическое снятие с учёта, так как такое основание статьёй 56 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того суд учитывает, что изменение состава семьи частично произошло по независящим от членов семьи обстоятельствам, а именно в связи со смертью очередника.
Кроме того, несмотря на то, что Постановление содержит ссылку на норму закона, не применимую на возникшие правоотношения, суд также не находит иных оснований, по которым ФИО2 и члены её семьи могут быть сняты с учёта.
Из решения о постановке семьи ФИО2 на учёт нуждающихся в жилом помещении следует, что при постановке на учёт на каждого члена семьи приходилось 3,8 кв.м. жилого помещения.
По ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР при установлении оснований для признания лица нуждающимся в жилых помещениях учитывалась норма жилой площади в размере двенадцати квадратных метров на одного человека (статья 38).
Из представленных суду данных следует, что общая жилая площадь всех жилых помещений составляет 51,4 кв.м. В пересчёте на всех членов семьи, пять человек, на каждого приходится по 10,28 кв.м. При этом суд считает, что поскольку при определении общей площади жилых помещений учитываются все жилые помещения, принадлежащие членам семьи ФИО2, нельзя не принять во внимание пятого члена семьи, ФИО8, проживающую в комнате по адресу: <адрес>, комната № 1. Поскольку за указанным гражданином сохраняется право пожизненного пользования жилым помещением, данное жилое помещение нельзя считать свободным от прав третьих лиц и при возможном вселении в данное жилое помещение, что подразумевает обеспеченность жилой площадью со стороны ФИО9, следует исходить из наличия данного лица.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что основания, по которым ФИО2 и члены её семьи, в частности, ФИО5, были признаны нуждающимся в жилом помещении и поставлены на соответствующий учёт, в настоящее время не отпали, так как площадь жилого помещения на каждого члена семьи менее 12 кв.м., которая учитывалась при постановке на учёт.
Кроме того, суд приходит к выводу о том, что само по себе Постановление не соответствует требованиям, предъявляемым к процедуре принятия решения о снятии граждан с учёта, предусмотренной частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Постановление не соответствует требованиям закона, а потому оно должно быть отменено с приведением сторон в первоначальное состояние, а именно с восстановлением ФИО2 на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории и в порядке очередности, действовавшей на момент снятия её с учёта.
Руководствуясь статьями 258, 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО2 о признании недействительным постановления о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях удовлетворить.
Отменить постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях ФИО2».
Обязать Администрацию <адрес> восстановить ФИО2 на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории и в порядке очередности, действовавшей на момент снятия с учёта.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ивантеевский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.
Председательствующий Колчина М.В.