дело № 3а-693/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2019 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Онохова Ю.В.
при секретаре Боеве А.Е.
с участием прокурора Шаповаловой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Залесской Ирины Владимировны об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
Залесская И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта № 46235 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года № 3043.
В обоснование административного иска указано, что в указанный Перечень необоснованно включен принадлежащий ей на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером <...>, который не обладает признаками объектов налогообложения, для которого законодательно определена кадастровая стоимость в качестве налоговой базы.
Необоснованное включение здания в Перечень, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы, поскольку это приведет к необоснованному завышению подлежащих уплате налогов на данное недвижимое имущество.
В судебном заседании представитель административного истца Зафиров С.В. поддержал заявленные административные исковые требования, просил удовлетворить административный иск.
Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края Кошевец А.Д. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Прокурор Шаповалова О.Ю. в судебном заседании в заключении указала на отсутствие оснований для удовлетворения административного иска, полагая, что объект включен в Перечень с соблюдением требований закона.
Рассмотрев материалы настоящего административного дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и отзыва относительно административных исковых требований, исследовав представленные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.
Проверяя полномочия Департамента имущественных отношений Краснодарского края на принятие оспариваемого нормативного правового акта суд исходит из следующего.
26 декабря 2018 года принят приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края № 3043, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.
В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года № 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее Закон КК № 3388-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений; не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует из пункта 3.52 Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года № 345, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, суд исходит из следующих установленных обстоятельств.
Оспариваемый приказ от 26 декабря 2018 года № 3043 принят в соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 г. № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319 «Об утверждении Порядка
определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений».
Приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года № 3008 утратил силу в связи с принятием приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. № 3043.
Исследуемый Перечень опубликован на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Вместе с тем, приказ от 26 декабря 2018 года № 3043 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемого приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. № 3043.
Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу: размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2011 года № 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» утверждены Положение об официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края, регламент информационного наполнения официального сайта Департамента имущественных отношений Краснодарского края, перечень информации о деятельности Департамента имущественных отношений Краснодарского края, размещаемой на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края. Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.krasnodar.ru.
Согласно представленным административным ответчиком документов, оспариваемые приказы опубликованы на вышеуказанном официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края, являясь нормативным правовым актом, издан уполномоченным органом власти, принят с соблюдением порядка принятия такого акта и опубликован в установленном порядке.
Проверяя довод административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с частью 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в частях 3 и 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...>, расположенный в <...> принадлежит на праве собственности Залесской И.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11 марта 2019 года об основных характеристиках объекта недвижимости, сведения о наименовании объекта отсутствуют.
Данный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером <...>, который имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации нежилого здания – магазина».
Действовавшими на момент утверждения Приказа от 26 декабря 2018 г. № 3043 методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, в том числе, определены следующие виды разрешенного использования земельных участков, как: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).
Документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования данного земельного участка в период включения указанного здания в оспариваемый Перечень, лицами участвующими в деле не представлено.
Таким образом, по состоянию на начало налогового периода 2019 года изменения в части вида разрешенного использования в сведения кадастра недвижимости о земельных участках не вносились.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, под кодом 4.6 указано наименование вида разрешенного использования земельного участка, как «общественное питание», который предполагает размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Как следует из пояснений и письменных возражений Департамента имущественных отношений Краснодарского края, объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> признан подлежащим включению в Перечень, на основании сведений содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, на котором расположен объект недвижимости «для эксплуатации нежилого здания – магазина».
Кроме этого, относительно объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> представитель административного ответчика указала, что данный объект признан подлежащим включению в Перечень, поскольку согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, на котором расположен объект недвижимости «для эксплуатации нежилого здания – магазина», что также подтверждается сведениями, содержащимися на официальном сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Из поступившего в Департамент имущественных отношений Краснодарского края информационного письма из Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 5 июля 2018 г. № <...> объект недвижимости, площадью 1461,9 кв.м., с кадастровым номером <...> с назначением: нежилое здание, имеет разрешенное использование земельного участка «для эксплуатации нежилого здания – магазина».
Пунтом 38 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 582-ст установлено, что «магазин» это стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения; торговый комплекс – это совокупность торговых предприятий, реализующих товары и оказывающих услуги, расположенные на определенной территории и централизующие функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Суд соглашается с доводами Департамента имущественных отношений Краснодарского края о том, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> признан подлежащим включению в Перечень, на основании сведений содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, на котором расположен объект недвижимости «для эксплуатации нежилого здания – магазина».
С учетом изложенных терминов и определений, суд приходит к выводу, что сведения о виде разрешенного использования земельного участка <...> «для эксплуатации нежилого здания – магазина», на котором расположен объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...>, позволяли Департаменту имущественных отношений Краснодарского края отнести данное нежилое здание к объекту торговли и указывает на обоснованное внесение уполномоченным органом данного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень.
Доводы представителя административного истца о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду того, что спорный объект включен без соответствующих сведений из Единого государственного реестра недвижимости, а лишь на основании представленной информации из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю являются не обоснованными, поскольку объект правомерно включен в данный Перечень, в соответствии с положениями пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что подтверждается представленными материалами.
К представленным в судебном заседании представителем административного истца Зафировым С.В. техническому паспорту на нежилое здание, расположенное по ул. Южной 4, в г. Новороссийске Краснодарского края, составленное ООО «Оценка.Право.Кадастр» по состоянию на 15 декабря 2016 года суд относится критически, поскольку данные документы не соответствуют требованиям допустимости доказательств, в связи с тем, что выполнены юридическим лицом, возглавляемым Зафировым С.В., представляющим интересы административного истца по делу, заинтересованным в исходе разрешения дела. В силу изложенного суд не может положить в основу решения содержащиеся в них характеристики исследуемого объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку соответствующие сведения содержались в Едином государственном реестре недвижимости, включение в Перечень объекта с кадастровым номером <...> не противоречит закону и не нарушает прав административного истца, как плательщика налога на имущество, так как соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов, установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> обоснованно и с соблюдением надлежащей процедуры включен в утвержденный оспариваемым нормативным правовым актом Перечень.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Залесской И.В. о признании недействующим пункта 46235 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года № 3043, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, через Краснодарский краевой суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 3 июня 2019 года.
Судья: