УИД 10RS0013-01-2020-000019-40 Дело № 2-135/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2020 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Антипиной Н.Н.,
при секретаре: Седлецкой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновой И.М. к обществу с ограниченной ответственностью «Сортавальский» о перерасчете платы за содержание и управление многоквартирным домом, признании задолженности отсутствующей, компенсации морального вреда, взыскании штрафа,
у с т а н о в и л :
Сафонова И.М. обратилась с иском к ООО «Сортавальский», с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, просит обязать ответчика произвести перерасчет платы за содержание и управление в многоквартирном доме по адресу: ..., за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., исключив незаконно начисленную сумму оплаты; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф на основании Закона РФ «О защите прав потребителей». Иск мотивирован тем, что истец является собственником квартиры № в многоквартирном доме № по ул.... в с.... Прионежского района. Управляющая организация ООО «Сортавальский» не исполняет обязанности по содержанию, ремонту и управлению в многоквартирном доме. хх.хх.хх г. общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме было принято решение о расторжении договора с ответчиком. Неоднократные обращения к ответчику по вопросам перерасчета оставлены без ответа.
Истец Сафонова И.М., как глава поселения, представляющая также интересы третьего лица администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения, иск поддержала и пояснила, что с момента заключения договора до хх.хх.хх г. ответчик не приступал к исполнению своих обязанностей. На территории поселения представительство ответчика организовано не было, заявки к исполнению не принимались, граждане сами были вынуждены заниматься работами по устранению неисправностей инженерных сетей, работы по уборке придомовой территории производились на основании договоров, заключенных и проплаченных администрацией поселения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом; согласно полученному отзыву, считая заявленные требования необоснованными, просит в иске Сафоновой И.М. отказать.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Прионежского муниципального района РК, АО «Единый расчетный центр Республики Карелия», Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, извещались о рассмотрении дела, своих представителей в суд не направили.
Принимая во внимание положения статей 167, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Суд, заслушав истца, представителя третьего лица, изучив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Установлено, что Сафонова И.М. является собственником квартиры №, расположенной по адресу: ....
На основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом хх.хх.хх г. конкурсной комиссией администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия единственным участником открытого конкурса признана управляющая организация общество с ограниченной ответственностью «Сортавальский».
хх.хх.хх г. между администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелия и ООО «Сортавальский» заключен договор № управления многоквартирным домом с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, обеспечения сохранности, надлежащего управления, содержания и ремонта общего имущества дома, его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, решения вопросов пользования указанным имуществом собственниками помещений. Договор заключен на срок 1 год, начало действия договора с хх.хх.хх г.
В соответствии с п.№ договора управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, перечень которых приведен в приложении № к договору, по адресу: ....
хх.хх.хх г. состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по указанному адресу. Согласно протоколу общего собрания, собственники решили расторгнуть договор управления с ООО «Сортавальский».
В соответствии с ч.1 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно ч. 10 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Исходя из п.3 указанных Правил услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил.
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами (п.6 Правил).
Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации (п.7 Правил).
В случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения (п.10 Правил).
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения (п.15 Правил).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п.4 указанных Правил надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.
В соответствии с п.2 данных Правил под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 4 указанных Правил установлены стандарты, выполнением которых обеспечивается управление многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, что администрацией Шелтозерского вепсского сельского поселения совместно с гражданами - старшими по дому, в том числе дому № по ... хх.хх.хх г., хх.хх.хх г., хх.хх.хх г., хх.хх.хх г., хх.хх.хх г., хх.хх.хх г., хх.хх.хх г. проводились обследования дома. Из составленных актов следует, что управляющая организация не приступила к фактическому оказанию услуг, обслуживание внутридомовых сетей не производится, придомовая территория и площадки для сбора твердых бытовых отходов не убираются, на телефонные звонки граждан ООО «Сортавальский» не отвечает. Жители самостоятельно устраняют аварии на внутридомовых сетях, убирают придомовую территорию и подъезды.
Собственники дома № по ул.... в с.... неоднократно обращались в администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору с жалобами на ненадлежащее оказание услуг управляющей организацией.
Истец обращалась с заявлением к ответчику о перерасчете платежей, в ответе управляющая организация сообщила об отказе в перерасчете в связи с отсутствием оснований, и сообщила, что по ее заявлению ООО «Сортавальский» запланирована проверка качества выполняемых работ и услуг.
В обоснование своих возражений на иск ответчик предоставил заключенные им договоры о порядке проведения расчетов с ООО «Автоспецтранс», АО «Единый расчетный центр Республики Карелия», а также договор страхования гражданской ответственности исполнителей работ (услуг) по управлению эксплуатацией жилого фонда, агентский договор на сопровождение расчетов с потребителями услуг и осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с АО «Единый расчетный центр Республики Карелия» от хх.хх.хх г., договор подряда на аварийно-диспетчерское обслуживание общего имущества в многоквартирном доме от хх.хх.хх г., заключенный с ООО «Элон+», договор на проведение работ по профилактической дизенфекции (дератизации, дезинсекции) от хх.хх.хх г., акт испытания на прочность и плотность системы отопления, акт гидропневмотической промывки теплосистемы здания.
В соответствии с п.9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.
Приказом Минстроя России от 26 октября 2015 года утверждена форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Исполнитель услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В судебном заседании глава Шелтозерского вепсского сельского поселения пояснила, что в жилом доме № не проводилось работ по дизенфекции, промывке и опресовке теплосистемы. Акты испытания на прочность и плотность системы отопления, акт гидропневмотической промывки теплосистемы здания подписаны лицом, не являющимся ответственным. О фактическом отсутствии испытаний теплосистемы свидетельствует отсутствие договора с водоканалом на подачу воды под соответствующим давлением.
В материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие факт выполнения работ и оказания услуг по управлению и содержанию дома №, а также доказательства, свидетельствующие о том, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом, при этом предоставление таких доказательств, в силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возлагается на ответчика.
Учитывая, что за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. истцу за содержание начислено 6862,60 рублей, за управление - 1416,40 рублей, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о признании данной задолженности отсутствующей и об исключении данной задолженности в сумме 8279 рублей из счета-извещения. Суд считает, что принятие такого решения является достаточным для восстановления нарушенного права истца. В связи с чем суд считает излишне заявленным и не подлежащим в связи с этим удовлетворению требование Сафоновой И.М. об обязании ответчика произвести перерасчет платы за содержание и управление в многоквартирном доме по адресу: ..., за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., поскольку в настоящее время ООО «Сортавальский» не является управляющей компанией данного жилого дома, у Общества отозвана лицензия, начислением спорных платежей и выставлением счета-извещения занимается АО «ЕРЦ РК».
В силу статьи 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Учитывая, что факт нарушения прав истца как потребителя установлен, требование о компенсации морального вреда является обоснованным. Определяя размер компенсации, суд учитывает обстоятельства, установленные по делу, и, исходя из принципа разумности и справедливости, полагает возможным взыскать компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
Согласно ч. 6 ст. 13 указанного Закона при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку требования истца ответчиком не были удовлетворены, с ООО «Сортавальский» подлежит взысканию штраф в размере 500 рублей.
Исходя из ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Прионежского муниципального района РК подлежит взысканию государственная пошлина 1000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-197, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск Сафоновой И.М. удовлетворить частично.
Признать отсутствующей задолженность по оплате за содержание в размере 6862,60 рублей и управление в размере 1416,40 рублей в многоквартирном доме по адресу: ..., лицевой счет №, за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., исключив сведения о долге Сафоновой И.М. в сумме 8279 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сортавальский» в пользу Сафоновой И.М. компенсацию морального вреда 1000 рублей, штраф 500 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сортавальский» в доход бюджета Прионежского муниципального района Республики Карелия государственную пошлину в размере 1000 рублей.
В остальной части иск Сафоновой И.М. оставить без удовлетворения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.Н.Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 23 июня 2020 года.