Дело №2а-693/2018
Решение
Именем Российской Федерации
посёлок Демянск «25» октября 2018 года
Валдайский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Степановой Ю.П.,
при секретаре Матвеевой Т.В.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Демянского района Новгородской области Беляевой А.С..
представителя административного ответчика – Администрации Лычковского сельского поселения Нетешева А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Демянского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лычковского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области о признании незаконным бездействия и возложении обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Демянского района Новгородской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Лычковского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области (далее Администрация) о признании бездействия незаконным и возложении обязании совершить определенные действия.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Демянского района проведена проверка соблюдения законодательства о землепользовании, о погребении и похоронном деле, по результатом которой выявлены нарушения действующего законодательства. В ходе проведения проверки установлено, что на территории Лычковского сельского поселения имеется 4 действующих гражданских кладбищ, расположенных в населенных пунктах: с.Лычково ул. Стружкина площадью 3,3 га; д.Кипино площадью 0,5 га; д.Лонна площадью 0,4 га, д. Задняя площадью 0,8 га. В нарушение требований вышеуказанного законодательства земельные участки, на которых располагаются гражданские кладбища, на кадастровый учет не поставлены. Прокуратурой Демянского района в апреле 2018 года проводилась проверка указанного законодательства, по результатам которой в адрес Главы Администрации Лычковского сельского поселения 10 апреля 2018 года внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о землепользовании, о погребении и похоронном деле. Из представленных сведений следует, что Администрацией поселения приняты меры по постановке на кадастровый учет только одного земельного участка, на котором расположено кладбище в с.Лычково. Мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены гражданские кладбища в населенных пунктах д.Кипино, д.Лонна, и д. Задняя не принято до настоящего времени. Отсутствие государственного кадастрового учета и регистрации земельных участков в установленном законом порядке приводит к обезличиванию территории кладбища, отсутствию права собственности на данную территорию, а при осуществлении захоронений умерших возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Указанные нарушения противоречат земельному законодательству, законодательству о погребении, о кадастровой деятельности, о государственной регистрации недвижимости, об охране окружающей среды, препятствуют осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, влекут нарушения прав неопределенного круга лиц. Прокурор просит признать бездействие Администрации незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц. Обязать Администрацию в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища в д.Кипино площадью 0,5 га, д. Лона площадью 0,4 га, д. Задняя площадью 0,8 га.
В судебном заседании помощник прокурора Беляева А.С. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Нетешев А.М. в судебном заседании не оспаривал заявленные требования, просил предоставить разумный срок для исполнения требований законодательства.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно п. 9 ч. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые объектами воинскими и гражданскими захоронениями.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении), местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (ч. 1 ст. 16 Закона о погребении).
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 16 Закона о погребении).
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 17 Закона о погребении деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Пунктом 4 ст. 18 и пунктом 2 ст. 25 Закона о погребении предусмотрено определение органом местного самоуправления порядка деятельности общественных кладбищ и организация похоронного дела.
В силу ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из п. 1 ч. 4 ст. 11.2 ЗК РФ следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
В соответствии со ст.70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч. 4.1 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, частей земельных участков, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
В силу положений ч.7 ст.1, ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015
года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках; к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер и дата его присвоения, описание местоположения границ объекта недвижимости, площадь, категория земель, к которой отнесен земельный участок, разрешенное использование и пр.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ст. 1 Областного закона Новгородской области от 23.10.2014 №637-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Новгородской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные п. 5, 15, 18, 22, 33.1,38ч. 1ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ.
Таким образом, согласно п. 22 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Аналогичное положение закреплено в ст. 8.1 Устава Лычковского сельского поселения.
В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон №52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается
посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ).
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011г. № 84, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Как установлено судом, что прокуратурой Демянского района проведена проверка соблюдения законодательства о землепользовании, о погребении и похоронном деле в Администрации Лычковского сельского поселения. В ходе проведения проверки установлено, что на территории Администрации имеется 4 действующих гражданских кладбищ, расположенных в населенных пунктах: с.Лычково ул. Стружкина площадью 3,3 га; д.Кипино площадью 0,5 га; д.Лонна площадью 0,4 га, д. Задняя площадью 0,8 га. В нарушение требований вышеуказанного законодательства земельные участки, на которых располагаются гражданские кладбища, на кадастровый учет не поставлены.
Прокуратурой Демянского района 10 апреля 2018 года внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о землепользовании, о погребении и похоронном деле.
Администрацией поселения предприняты меры по постановке на кадастровый учет гражданского кладбища в с.Лычково. Мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены гражданские кладбища в населенных пунктах д.Кипино, д.Лонна, д.Задняя не принято до настоящего времени.
Указанное свидетельствует о наличии нарушений законодательства, которые противоречат земельному законодательству, законодательству о погребении, о кадастровой деятельности, о государственной регистрации недвижимости, об охране окружающей среды, препятствуют осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, влекут нарушения прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд полагает, что Администрацией не осуществляется надлежащий контроль по учету земельных участков, что свидетельствует о бездействии со стороны Администрации.
Доказательств устранения ответчиком выявленных нарушений суду не представлено, в связи с чем, суд считает, что факт нарушения законодательства о землепользовании, о погребении и похоронном деле в судебном заседании установлен.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, а также, что прокурор действовал в рамках предоставленных ему полномочий, поэтому административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
При этом, определяя срок исполнения указанных обязанностей со дня вступления решения суда в силу, суд учитывает объем и характер предстоящих работ с соблюдением требований действующего федерального законодательства, устанавливает срок исполнения – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд считает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, отвечающим требованиям разумности, справедливости и выполнимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178, 227, 228 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Демянского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лычковского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Лычковского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обязать Администрацию Лычковского сельского поселения Демянского муниципального района Новгородской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища в д. Кипино площадью 0,5 га, д. Лонна площадью 0,4 га, д. Задняя площадью 0,8 га.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Валдайский районный суд Новгородской области.
Председательствующий Ю.П. Степанова