РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2020 года |
г. Великий Новгород |
Великоновгородский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Слипченко В.И., при секретаре судебного заседания Соколик О.А., с участием представителя истца Випф Д.Н., ответчика Николаева А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению командира войсковой части № о привлечении военнослужащего войсковой части № <звание> Николаева Алексея Сергеевича к полной материальной ответственности и взыскании с него материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Командир войсковой части № обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил привлечь военнослужащего войсковой части № <звание> Николаева А.С. к полной материальной ответственности и взыскать с него в счет возмещения причиненного ущерба 826 541 рубль 79 копеек.
В обоснование иска указано, что ответчик проходит военную службу по контракту в должности <должность>. По итогам выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в войсковой части № в период с 1 октября по 29 ноября 2019 года Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу (далее - МУ ВФКиА МО РФ по ЗВО) выявлена утрата и некомплект автомобильного имущества, числящегося за Николаевым А.С. на общую сумму 826 541 рубль 79 копеек.
Поскольку указанное имущество передано ответчику под отчет, то истец, ссылаясь на статью 5 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее - Закон о материальной ответственности военнослужащих), просил взыскать с Николаева А.С. причиненный ущерб в вышеуказанном размере.
В судебном заседании представитель истца Випф Д.Н. иск поддержала в полном объеме, при этом пояснила, что размер ущерба определен МУ ВФКиА МО РФ по ЗВО без учета степени износа имущества.
Николаев А.С. в судебном заседании пояснил, что в процессе повседневной деятельности, учений, а также перемещения воинской части на новое место дислокации часть автомобильного имущества переданного ему под отчет, утеряна. Вместе с тем, комиссией МУ ВФКиА МО РФ по ЗВО в общую недостачу включено имущество, которое отсутствовало при принятии им дел и должности у предыдущего материально - ответственного лица, а также запасные части и расходные материалы, израсходованные на ремонт и восстановление военной техники и подлежащие списанию. С учетом изложенного ответчик иск признал частично, пояснив, что расчет ущерба должен производиться с учетом степени износа утраченного имущества.
Руководитель ФКУ «УФО МО РФ по ЗВО», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, от его представителя поступило заявление, в котором он просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства и оценив их относимость, допустимость, достоверность каждого в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащий привлекается к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (в ред. от 18.07.2017 № 170-ФЗ) действующего на момент возникновения спорных правоотношений, военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
При этом, Законом о материальной ответственности военнослужащих предусмотрен как полный размер материальной ответственности военнослужащих, так и ограниченный размер ответственности.
Статьей 5 Закона о материальной ответственности военнослужащих определен перечень случаев, при которых военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба.
Одним из необходимых условий для возникновения полной материальной ответственности военнослужащего по правилам указанной нормы является передача ему имущества воинской части под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о материальной ответственности военнослужащих, размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.
В соответствии с п. 144 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, командир роты в мирное и военное время отвечает за состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества роты. При этом, в силу пункта 145 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации он обязан знать материальную часть, правила эксплуатации вооружения, военной техники и другого военного имущества роты; организовывать своевременное получение, правильную эксплуатацию и ремонт вооружения, военной техники и другого военного имущества роты; проверять не реже одного раза в месяц их наличие, состояние и учет; проверять подготовку вооружения и военной техники роты перед каждым выходом на занятия (учения), а также их наличие по возвращении с занятий (учений); руководить ротным хозяйством.
Согласно пункту 242 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 3 июня 2014 года № 333 (далее - Руководство) должностные лица воинской части, осуществляющие хозяйственную деятельность, выполняют обязанности в соответствии с Уставом. При этом они обязаны знать требования нормативных правовых актов по вопросам войскового (корабельного) хозяйства и руководствоваться ими в своей деятельности; организовывать хранение, сбережение и освежение запасов материальных ценностей, а также эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание ВВСТ; принимать меры по предотвращению утрат материальных ценностей; организовывать контроль и устранение выявленных недостатков; организовывать ведение учета имущества.
Требования, обязывающие командиров подразделений и материально ответственных лиц вести учет материальных ценностей и принимать их надлежащим образом для хранения (эксплуатации) также установлены статьями 7 и 117 «Руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны РФ от 15 апреля 2013 г. № 300дсп.
Как видно из приказа командира <долж. лицо> от 1 декабря 2018 года № Николаев А.С. назначен на должность <должность> с присвоением очередного воинского звания <звание>.
Из акта приема дел и должности <должность> войсковой части № от 10 декабря 2018 года № усматривается, что Николаев А.С. принял материальные средства, числящиеся за подразделением, включая 13 тягачей МТ-ЛБВ с № №.
В ходе приемки вышеперечисленных тягачей, Николаев А.С. выявил некомплект ЗиП, числящихся за каждой из машин, о чем составил ведомости некомплекта и вместе с актами технического состояния тягачей МТ-ЛБВ представил 10 декабря 2018 года на утверждение командиру войсковой части №.
Как видно из приказа командира войсковой части № от 29 мая 2019 года № «О закреплении вооружения и военной техники за личным составом» за ответчиком закреплены 13 гусеничных транспортёров - тягачей МТ-ЛБВ с № №.
Согласно сообщению командира войсковой части № от 20 мая 2020 года за исх. № 131/2/235, в результате того, что корпуса тягачей были подвержены коррозии, Николаевым А.С. в ходе приема указанной техники допущены ошибки при указании номеров шести МТ-ЛБВ. Так МТ-ЛБВ указанному ответчиком в акте под № согласно учетным данным ФКУ УФО и автомобильной службы войсковой части № соответствует №; МТ-ЛБВ под № соответствует №; МТ-ЛБВ под № соответствует №; МТ-ЛБВ под № соответствует №; МТ-ЛБВ под № соответствует №; МТ-ЛБВ под № соответствует №.
Согласно акту выездной проверки МУ ВФКиА МО РФ по ЗВО от ДД.ММ.ГГГГ №/ЗВО/2019/98, по автомобильной службе войсковой части 29760 выявлена недостача и некомплект материальных ценностей в размере 5093631 рубль 80 копеек.
Как усматривается из акта № от 19 ноября 2019 года о результатах инвентаризации и приложенной к нему инвентаризационной описи (сличительной ведомости) № от 13 октября 2019 года, по результатам проверки выявлен некомплект имущества 12 тягачей МТ-ЛБВ, закрепленных за ответчиком.
При этом в вышеуказанной инвентаризационной описи (сличительной ведомости) Николаев А.С. указал, что некомплект образовался по причине многочисленных переездов воинской части и утрат, допущенных предыдущим командиром роты.
Как следует из актов осмотра машин от 25 октября 2019 года и приложенных к ним ведомостей некомплекта, с которыми ответчик ознакомлен письменно, в ходе осмотра:
тягача МТ-ЛБВ № выявлен некомплект узлов, агрегатов, водительских инструментов и принадлежностей из 28 наименований на общую сумму 37014,62 рубля;
тягача МТ-ЛБВ № - некомплект узлов, агрегатов, водительских инструментов и принадлежностей из 46 наименований на общую сумму 32679,27 рублей;
тягача МТ-ЛБВ № - некомплект узлов, агрегатов, водительских инструментов и принадлежностей из 98 наименований на общую сумму 55895,12 рублей;
тягача МТ-ЛБВ № - некомплект узлов, агрегатов, водительских инструментов и принадлежностей из 191 наименований на общую сумму 54840,70 рублей;
тягача МТ-ЛБВ № - некомплект узлов, агрегатов, водительских инструментов и принадлежностей из 202 наименований на общую сумму 70253,46 рублей;
тягача МТ-ЛБВ № - некомплект узлов, агрегатов, водительских инструментов и принадлежностей из 214 наименований на общую сумму 81181,70 рублей;
тягача МТ-ЛБВ № - некомплект узлов, агрегатов, водительских инструментов и принадлежностей из 202 наименований на общую сумму 91735,28 рублей;
тягача МТ-ЛБВ № - некомплект узлов, агрегатов, водительских инструментов и принадлежностей из 204 наименований на общую сумму 75366,68 рублей;
тягача МТ-ЛБВ № - некомплект узлов, агрегатов, водительских инструментов и принадлежностей из 206 наименований на общую сумму 92129,37 рублей;
тягача МТ-ЛБВ № - некомплект узлов, агрегатов, водительских инструментов и принадлежностей из 208 наименований на общую сумму 95640,65 рублей;
тягача МТ-ЛБВ № - некомплект узлов, агрегатов, водительских инструментов и принадлежностей из 199 наименований на общую сумму 69902,47 рублей;
тягача МТ-ЛБВ № - некомплект узлов, агрегатов, водительских инструментов и принадлежностей из 199 наименований на общую сумму 69902,47 рублей.
Согласно расчетам стоимости утраченных запасных частей, узлов, агрегатов, инструментов и принадлежностей вышеперечисленных машин общая сумма ущерба составила 826541 рубль 79 копеек без учета их износа.
Из заключения по материалам разбирательства по факту недостачи автомобильного имущества выявленной комиссией МУ ВФКиА МО РФ по ЗВО следует, что Николаевым А.С. не были своевременно подготовлены и представлены комиссии документы на списание расходных материалов из состава ЗиП.
Как усматривается из письменного объяснения Николаева А.С. от 11 декабря 2019 года, часть запасных частей и принадлежностей израсходована при проведении сезонного технического обслуживания, однако документы на их списание своевременно не были оформлены.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Г. показал, что в ходе проведенного разбирательства установлено, что часть имущества, указанного комиссией МУ ВФКиА МО РФ по ЗВО в актах осмотра машин от 25 октября 2019 года израсходована по прямому назначению на ремонт и восстановление военной техники, однако акты на его списание ответчиком своевременно не оформлены. Фактов незаконного расходования Николаевым А.С. полученного под отчет имущества не установлено. Кроме того в общий размер ущерба включено имущество, которое отсутствовало при приеме ответчиком дел и должности у предыдущего <должность>.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что военное имущество передано Николаеву А.С. установленным порядком под отчет с оформлением соответствующих документов, которые утверждены командиром войсковой части №, в связи с чем требования истца о привлечении ответчика к полной материальной ответственности являются обоснованными.
При определении размера суммы подлежащей взысканию с Николаева А.С. в счет возмещения ущерба суд исходит из следующего.
В судебном заседании представителем истца Випф Д.Н. представлен расчет на удержание с Николаева А.С. денежных средств за некомплект имущества МТ-ЛБВ № на общую сумму 6036 рублей 74 копейки; за некомплект имущества МТ-ЛБВ № на общую сумму 7027 рублей 65 копеек; за некомплект имущества МТ-ЛБВ № на общую сумму 16421 рубль 63 копейки; за некомплект имущества МТ-ЛБВ № на общую сумму 8676 рублей 28 копеек; за некомплект имущества МТ-ЛБВ № на общую сумму 9014 рублей 42 копейки; за некомплект имущества МТ-ЛБВ № на общую сумму 9203 рубля 47 копеек; за некомплект имущества, числящегося за МТ-ЛБВ № на общую сумму 14392 рубля 10 копеек; за некомплект имущества МТ-ЛБВ № на общую сумму 8674 рубля 86 копеек; за некомплект имущества МТ-ЛБВ № на общую сумму 10033 рубля 23 копейки; за некомплект имущества МТ-ЛБВ № на общую сумму 14567 рублей 30 копеек; за некомплект имущества МТ-ЛБВ № на общую сумму 11035 рублей 71 копейка.
Согласно представленной командиром войсковой части № справке-расчету на удержание с ответчика денежных средств в счет возмещения ущерба, причиненного утратой материальных средств автомобильной службы, общая сумма подлежащих взысканию с Николаева А.С. денежных средств составляет 119 070 рублей 30 копеек.
Представитель истца пояснила, что указанные расчеты выполнены с учетом степени износа имущества и в них не включено имущество, которое отсутствовало при приеме дел и должности ответчиком у предыдущего материально - ответственного лица, а также расходные материалы и запасные части, израсходованные Николаевым А.С. на ремонт и восстановление военной техники.
Указанный расчет суд признает обоснованным и соответствующим требованиям статьи 6 Закона о материальной ответственности военнослужащих, и полагает, что иск командира войсковой части № подлежит частичному удовлетворению на вышеуказанную сумму.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты которой истец освобожден взыскивается с ответчика не освобожденного от уплаты судебных расходов и зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, государственную пошлину в размере 3581 рубль суд взыскивает с ответчика в доход бюджета муниципального образования - городской округ Великий Новгород.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Иск командира войсковой части № к Николаеву Алексею Сергеевичу удовлетворить частично.
Взыскать с Николаева Алексея Сергеевича в счет возмещения причиненного ущерба в доход федерального бюджета денежные средства в размере 119 070 (сто девятнадцать тысяч семьдесят) рублей 30 копеек.
В удовлетворении иска в части требований, превышающих указанную сумму - отказать.
Взыскать с Николаева Алексея Сергеевича в доход бюджета муниципального образования - городской округ Великий Новгород государственную пошлину в размере 3581 (три тысячи пятьсот восемьдесят один) рубль.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Западный окружной военный суд через Великоновгородский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.И. Слипченко