Дело № 2-1638/17-2014г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гагоевой В.М. к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к предоставлению земельного участка,
установил:
Истица Гагоева В.М. обратилась в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к предоставлению земельного участка. Исковые требования мотивированы тем, что Администрация Петрозаводского городского округа отказала ей в удовлетворении заявления о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Ссылаясь на положения статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», истица просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа выделить ей в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства, на праве аренды, в установленных для индивидуального жилищного строительства размерах, в порядке, предусмотренном статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.
Истица в судебном заседании не участвовала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, до судебного заседания представил отзыв на исковое заявление, в котором указал на несогласие с исковыми требованиями, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, полагает исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Гагоева В.М. является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой об инвалидности от ДД.ММ.ГГГГ № (выдана бессрочно).
ДД.ММ.ГГГГ истица на основании статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обращалась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как инвалиду.
Администрация Петрозаводского городского округа в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № сообщила истцу, что в настоящее время возможность предоставления земельных участков в районах существующей индивидуальной жилой застройки гражданам, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов, практически исчерпана. В отношении же районов перспективной застройки Администрация указала, что истец может обратиться с заявлением о представлении таких участков, после утверждения проектов планировок таких районов.
Согласно статье 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, устанавливающих механизм предоставления льгот, определено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
На основании статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ.
Согласно статье 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
При этом аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся. Такие разъяснения даны в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года.
Кроме того, согласно положениям пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ, регулирующим схожие отношения, не допускается отказ в предоставлении в аренду граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Истцом, в целях реализации установленных и гарантированных законом прав по первоочередному предоставлению в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в адрес Администрации предъявлены соответствующие заявления.
Площадь предоставляемых земельных участков должна соответствовать Решению Петрозаводского городского совета от 27.06.2007 № XXVI/VIII-62, согласно которому установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства от 600 кв.м. до 1500 кв.м.
Согласно пункту 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Однако указанная норма не содержит требования об указании конкретного земельного участка, либо приложения документов, указывающих на необходимость предоставления именно такого земельного участка (как это указано в статье 31 Земельного кодекса РФ).
Кроме того, согласно статье 2 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
При таких обстоятельствах органу местного самоуправления необходимо создавать гражданам, признанным инвалидами и членам их семей, условия равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и необходимости их удовлетворения.
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить заявленные требования. Обязывая Администрацию устранить нарушение прав истца, суд исходит из того, что Администрацией должны быть соблюдены требования ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, а также предусмотренный ею порядок и сроки предоставления земельного участка, за исключением положений о необходимости проведения аукциона.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Гагоевой В.М. к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к предоставлению земельного участка удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Гагоевой В.М. в первоочередном порядке земельный участок на праве аренды в установленных для индивидуального жилищного строительства размерах, в порядке, предусмотренном ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Коваленко