№ 2-3378/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2018 г. г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Тарханова А.Г.
при секретаре Буянове Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спиридоновой Людмилы Викторовны к Администрации с/п Никольское Одинцовского муниципального района о прекращении права собственности на земельный участок, исключении сведений из ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Спиридонова Л.В. обратилась в суд с иском к Администрации с/п Никольское Одинцовского муниципального района Московской области и просит прекратить право собственности в отношении объекта недвижимости – земельного участка общей площадью 2260 кв.м, c кадастровым номером №, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: АДРЕС снять его с государственного кадастрового учета недвижимости, исключить из ЕГРН запись о зарегистрированном праве собственности с момента первичной постановки на кадастровый учет.
В обоснование заявленных требований указала, что ФИО1 при жизни принадлежал земельный участок, общей площадью 2260 кв.м, c кадастровым номером №, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: АДРЕСДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, завещав все принадлежащее ей ко дню смерти имущество своей внучке Спиридоновой Л.В., которая в установленный законом срок приняла наследство путем обращения к нотариусу с соответствующим заявлением. Между тем, впоследствии выяснилось, что фактически земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2260 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС, не существует, поскольку при жизни ФИО1 он был разделен на два самостоятельных объекта недвижимости, каждый из которых ею отчужден по договору купли-продажи. Однако, сведения об этом в ЕГРН отсутствовали, в ГКН информация о снятии земельного участка с кадастровым номером № внесена не была. При таких обстоятельствах истица полагает, что право собственности у нее как у наследника к имуществу ФИО1 на спорный земельный участок не возникло, поскольку на момент открытия наследства указанный объект недвижимости наследодателю не принадлежал и в наследственную массу войти не мог.
Истица Спиридонова Л.В. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Администрация с/п Никольское Одинцовского муниципального района Московской области в судебное заседание своего представителя не направила, будучи надлежаще уведомленной о дате месте и времени судебного разбирательства.
Третье лицо Коломыцева В.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате месте и времени судебного разбирательства извещалась надлежащим образом.
Третье лицо Тисменицкая Л.П. в судебном заседании с требованиями согласилась.
Третьи лица Управление Росреестра по Московской области и ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области своих представителей в судебное заседание не направили, будучи надлежаще уведомленными о дате месте и времени судебного разбирательства.
Суд с учетом мнения участников процесса и в силу ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело при установленной явке.
Изучив материалы дела, выслушав позицию истицы, мнение третьего лица, суд приходит к следующему.
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей предусмотрены ст. 8 ГК РФ.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
При этом, ст. 11 ГК РФ предусмотрено, что защите подлежит нарушенное право.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещении убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Способы защиты гражданских прав должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
При этом, по смыслу действующего законодательства право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.
В силу ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно.
Земельные споры рассматриваются в судебном порядке (ст. 64 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Главы Администрации Шараповского сельсовета № от 15.02.1993 года с учетом изменений, внесенных Постановлением Главы администрации Шараповского сельского округа Одинцовского района Московской области № от 29.03.2005 года, ФИО1 передан в собственность бесплатно находящийся у нее в пользовании земельный участок площадью 2260 кв.м с целевым назначением - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: АДРЕС (л.д. 59).
09.08.1993 года ФИО1 выдано свидетельство о праве собственности на вышеуказанный земельный участок (л.д. 57).
Впоследствии земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:20:0060312:125.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, при жизни оставила завещание от 10.09.1998 года, которым завещала все принадлежащее ей ко дню смерти имущество Спиридоновой Л.В., в том числе домовладение № в д. АДРЕС и земельный участок при домовладении, принадлежащие наследодателю по праву частной собственности (л.д. 135, 139).
На момент смерти ФИО1 была зарегистрирована и проживала по адресу: АДРЕС. Совместно с ней по указанному адресу проживали ее дочь ФИО2 и внучка Спиридонова Л.В. (л.д. 141).
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом). (п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).
На основании заявления Спиридоновой Л.В. нотариусом нотариального округа г. Звенигород Московской области ФИО3 заведено наследственное дело № к имуществу ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которого 02.08.2011 года Спиридоновой ЛВ. выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на земельный участок площадью 2260 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: АДРЕС
При этом на момент выдачи свидетельства о праве на наследство границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с действующим законодательством установлены не были (л.д. 153), сведения о правообладателе указанного земельного участка в ЕГРП отсутствовали (л.д. 154).
Из материалов наследственного дела также усматривается, что оформлением наследственных прав Спиридоновой Л.В. на спорный объект недвижимости занимался ФИО4, с целью чего Спиридоновой Л.В. ему выдана соответствующая доверенность (л.д. 155).
10.08.2011 года Спиридонова Л.В. заключила с ФИО5 договор купли-продажи, по условиям которого продала принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером № за 930000 руб. 00 коп. (л.д. 174-176), данный договор прошел государственную регистрацию, к указанному договору стороны подписали передаточный акт (л.д. 177-178).
Из материалов регистрационного дела усматривается, что на момент заключения сделки границы отчуждаемого земельного участка определены в соответствии с действующим законодательством не были, сведения о его фактическом местоположении отсутствовали.
07.03.2012 года между Спиридоновой Л.В. и ФИО5 подписан договор купли-продажи, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 2260 кв.м возвращен в собственность истицы, Управлением Росреестра по Московской области осуществлена регистрация перехода права собственности от продавца к покупателю, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 18).
Между тем совокупностью собранных по делу доказательств установлено, что на момент открытия наследства после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 2260 кв.м как объект недвижимости и права не существовал, поскольку при жизни наследодателя был разделен ею на два самостоятельных земельных участка и в таком виде отчужден по договорам купли-продажи, заключенным с ФИО6 и ФИО15
Так, из приобщенных в материалы дела межевых дел следует, что с целью раздела и продажи принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером № она провела его межевание с выносом границ в натуре, а также с привлечением инженера осуществила кадастровые работы, по результатам которых из земельного участка общей площадью 2260 кв.м образовано два самостоятельных объекта недвижимости – земельный участок площадью 1460 кв.м с кадастровым номером № и земельный участок площадью 800 кв.м с кадастровым номером №
26.07.1999 года ФИО1 продала принадлежащий ей земельный участок площадью 800 кв.м с кадастровым номером № образованный из земельного участка с кадастровым номером №, ФИО15 (л.д. 204-205).
Сделка прошла государственную регистрацию и до настоящего времени никем не оспорена, договор купли-продажи недействительным на основании решения суда не признан, был исполнен, недвижимое имущество фактически передано покупателю и до настоящего времени находится в его пользовании и владении, что подтверждается, в том числе объяснениями ФИО15, данными в судебном заседании.
25.09.2003 года между ФИО1 и ФИО6 заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым она продала последней земельный участок площадью 1460 кв.м с находящимся на нем жилым домом (л.д. 222-231).
Указанный договор также прошел государственную регистрацию, сторонами исполнен, имущество фактически передано ФИО6, в установленном законом порядке осуществлена регистрация перехода права собственности от продавца к покупателю, что подтверждается материалами регистрационного дела и свидетельством о праве собственности, до настоящего времени сделка никем не оспорена и недействительной по решению суда не признана (л.д. 20, 214-236).
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) в соответствии со ст. 130 ГК РФ относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, единственным доказательством существования права собственности на объекты недвижимого имущества является государственная регистрация в Едином государственном реестре прав.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующим в настоящее время, государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Пп. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению иного лица в случаях, установленных федеральным законом.
Пп. 2 п. 3 ст. 15 вышеназванного закона регламентировано, что Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению: правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения ( ч. 1 ст. 167 ГК РФ).
За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. (ст. 168 ГК РФ).
Анализируя вышеизложенное и разрешая спор по существу, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
При этом, суд учитывает, что на момент открытия наследства ФИО1 спорный земельный участок ей на праве собственности не принадлежал, поскольку по ее волеизъявлению был отчужден в пользу третьих лиц, а следовательно, в наследственную массу не вошел, право собственности на него в порядке универсального правопреемства у Спиридоновой Л.В. не возникло. Кроме того, спорного земельного участка на момент открытия наследства не существовало в натуре как объекта правоотношений, поскольку по решению его собственника он был преобразован в два самостоятельных объекта недвижимости. Право третьих лиц на указанные земельные участки до настоящего времени никем не оспорено, имущество фактически находится в их пользовании и владении.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что государственная регистрация сама по себе не является основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений, а всего лишь подтверждает наличие права на объект недвижимости, возникшего у лица на тех или иных основаниях, суд приходит к выводу, что зарегистрированное право собственности Спиридоновой Л.В. на земельный участок с кадастровым номером № подлежит прекращению, а соответствующая запись о его регистрации в ЕГРН аннулированию.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
исковые требования Спиридоновой Людмилы Викторовны к Администрации с/п Никольское Одинцовского муниципального района о прекращении права собственности на земельный участок, исключении сведений из ЕГРН удовлетворить.
Прекратить право собственности Спиридоновой Людмилы Викторовны на земельный участок, общей площадью 2 260 кв.м, КН №, расположенный по адресу: АДРЕС.
Решение суда является основанием для исключения из ЕГРН записи о праве собственности Спиридоновой Людмилы Викторовны на земельный участок, общей площадью 2 260 кв.м, КН №, расположенный по адресу: АДРЕС
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: